Автор: Брюханов Алексей Викторович
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ОГБПОУ "Рязанский автотранспортный техникум имени С.А.Живаго"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования
Тема: Спортивная секция "Баскетбол"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
“Рязанский автотранспортный техникум имени С.А.Живаго”
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Зав.уч.частью
Зам. по УВР
техникума
________________
____
____________________
________________
____
____________________
“---“-------------2016
“---“-------------2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
спортивная секция «Баскетбол»
Рязань 2016
Программа ориентирована на удовлетворение потребностей и интересов
студентов, а так же развитие их способностей путем проведения занятий в
спортивной секции дополнительного образования «Баскетбол».
Рабочая программа разработана
руководителем физвоспитания Брюхановым А.В.
Ступень обучения (возраст) 16-19 лет
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов – 360 часов
С
екция спортивных игр
БАСКЕТБОЛ
В состав секции включаются учащиеся основной и подготовительной
медицинских групп, прошедшие медицинский осмотр, и по результатам
осмотра, имеющие допуск к занятиям в секции спортивных игр «Баскетбол».
Цель занятий:
- формирование интереса и потребности учащихся к занятиям физической
культурой и спортом, популяризации игры в волейбол среди учащихся,
пропаганда ЗОЖ;
-укрепления здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое ипрактическое обучение игре в баскетбол;
- обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной, приобретение необходимых волевых, психологи-
ческих качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнова-
иях.
Задачи занятий:
-выявить природные данные обучающегося для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приемами игры в баскетбол:
-участвовать в соревнованиях по баскетболу:
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость,
быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
-воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремленность и волю
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физи-
ческие и духовные силы;
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,
настойчивость;
-воспитывать умение проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуве-
ренность в себе.
Условия реализации программы:
Материально-технические условия:
-обеспечение учебно-наглядными пособиями по баскетболу, пополнение ма-
териальной базы баскетбольными мячами и др. инвентарем.
Педагогические условия:
-учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в исполнении
форм, средств и способов реализации программы:
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с
учащимися;
-создание условий для развития личности учащегося и его способностей.
Методические условия:
-наличие необходимой документации;
-программы деятельности спортивной секции;
-тематического планирования секции спортивных игр «Баскетбол».
Ожидаемые результаты работы:
-развитие природных данных обучающихся для быстрого роста мастерства;
-овладение теоретическими и практическими основами игры в баскетбол;
-формирование сборной команды по баскетболу;
-приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабиль-
ности и успешности выступления на ответственных соревнованиях;
-решение проблемы занятости в свободное время;
-содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодежи.
Программа
секции спортивной игры «Баскетбол»
Пояснительная записка
Программа предусматривает проведение теоретических и практических
занятий, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Задачи секции заключаются в содействии физическому развитию,
воспитанию гармонично развитых активных членов общества, стойких
защитников Родины.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является мно-
голетняя, целенаправленная подготовка учащихся, привитие интереса к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка
общественных физкультурных организаторов по баскетболу.
Основной принцип работы секции по баскетболу – выполнение про –
граммных требований по физической, технической, тактической, теорети-
ческой подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных
(нормативные требования) показателях.
Основной целью занятий– является технико-тактическая подготовка
баскетболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям
игроков.
В процессе занятий решаются задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- содействие правильному физическому развитию учащихся;
- повышение общей физической подготовленности;
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совер-
шенствования игрового навыка;
- дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных
занятий и соревнований;
- подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать
занятия в секции с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в
виде заданий, разработанных руководителем секции.
Условия реализации программы секции «Баскетбол»
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекоменду-
ется на основе распределения объемов компонентов тренировки в годичном
цикле составлять распределение объемов компонентов учебно-тренировочных
занятий по недельным циклам – 3 раза в неделю по 3 часа.
Материально-технические условия
Для проведения занятий в секции баскетбола необходимо иметь
следующее оборудование и инвентарь:
1.
Баскетбольные щиты с кольцами
2.
Гимнастические скамейки
3.
Гимнастические маты
4.
Скакалки
5.
Мячи набивные
6.
Мячи баскетбольные
7.
Мячи теннисные
8.
Разно-весовые отягощения
Занятия по баскетболу носят учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и
тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки
судейства игры.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми команда-ми,
подбором упражнений по общей физической подготовке (разминка),методики
проведения упражнений и отдельных частей тренировки.
Руководитель секции систематически следит за успеваемостью своих
воспитанников, поддерживает контакт с родителями, преподавателями,
прививает навыки общественно полезного труда, сознательного отношения к
занятиям, воспитывает такие качества, как чувства товарищества, смелость,
воля к победе.
Методическое обеспечение реализации программы секции «баскетбол»:
1.Программа для внешкольных учреждений Мин. просвещения,М. 1986г.
2.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ.М. Советский
спорт, 2004г.
3.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М.ФиС, 1997г.
4.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов. М. ФиС, 1972г.
5.Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия,
2004 г.
6.Линдеберг Ф. Баскетбол - игра и обучение. М. ФиС, 1972 г.
Тематический план занятий
учебно-тренировочной группы обучения
№
п/
п
Наименование темы
количество
часов
всего
теория
практика
1
2
3
4
5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Физическая культура и спорт в России.
Сведения о строении и функциях
организма занимающихся .
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль,
самоконтроль.
Предупреждение травматизма.
Основы методики обучения баскетболу.
Правила соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики игры.
Контрольные игры и соревнования.
Контрольные испытания.
Психологическая подготовка.
Учебная игра.
1
1
1
1
1
2
31
145
20
-
6
6
144
1
1
1
1
1
2
1
1
1
-
2
-
-
-
-
-
-
-
30
144
19
-
6
4
144
Итого
360
12
348
Программа
Теоретические занятия – 12 (часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и
государственное значение физической культуры и спорта в России .
Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой
физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы
пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
баскетболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную
систему и обмен веществ организма занимающихся баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение
травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух
и вода) в целях закаливания организма.Меры личной и общественной
санитарно-гигиенической профилактики, общие требования к занятиям.
Основы методики обучения баскетболу. Понятие об обучении и
тренировке в баскетболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-
тренировочном процессе по баскетболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревно-
ваний в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований.
Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств
общей и специальной физической подготовки . Специальная физическая
подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ техниче-
ских приемов (на основе программы для данного года). Анализ тактических
действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия – 348 (часов)
Общая физическая подготовка.
Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости ;
- совершенствование навыков естественных видов движений ;
- подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
Спортивные игры.
Подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты, силы, ловкости, выносливости,
гибкости, прыгучести. Подводящие упражнения. Подвижные игры.
Основы техники и тактики игры.
Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Групповые действия.
Командные действия.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по баскетболу. Установка
игрокам перед соревнованиями. Разбор проведенных игр. Характеристика
команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
1
2
3
1.
Челночный бег 10 *10 м (с)
29.0
2.
Прыжки в длину с места (см)
185
3.
Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз)
100
4.
Подтягивание на перекладине (раз)
9
5.
Сгибание рук в упоре (раз)
8
6.
Бег 3000 м (мин)
15.00
7.
Поднимание туловища из положения лежа за 1мин.(раз)
35
8.
Бег 20 м (с)
3,2
Техническая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
1
2
3
1.
Ведение мяча 20м (с)
8.5
2.
Челночное ведение мяча 3*10 м (с)
8.0
3.
Ведение мяча с обводкой стоек через 3м 2*15м (с)
8.4
4.
Штрафной бросок 10 раз (попадание)
6
5.
Бросок по кольцу после ведения мяча 10 раз (попадания)
8
6.
Передачи мяча двумя руками с отскоком от стены на
расстоянии 3м за 30 сек (количество)
22
Соревнования. Посещение соревнований по баскетболу и другим видам
спорта.
Учебные игры проводятся руководителем секции.
Программный материал для практических
занятий
Техническая подготовка
1.Перемещения – шагом;
- бегом;
- прыжками;
- остановки.
2.Ведение мяча – правой (левой) рукой;
- на месте;
- в движении;
- с разной высотой отскока;
- с изменением направления;
- с переводом под ногой;
- с переводом за спиной.
3.Передачи мяча – одной рукой;
- двумя руками;
- на месте;
- на месте с шага;
- в движении;
- в прыжке.
4.Бросок по кольцу – с места;
- в прыжке;
- после ведения мяча;
- с ближней дистанции;
- со средней дистанции;
- с дальней дистанции.
Тактика нападения
1.Выход для получения мяча.
2.Система быстрого прорыва.
3.Система эшелонного прорыва.
4.Система нападения через центрового.
Тактика защиты
Индивидуальные защитные действия: - опека игрока;
- вырывание, выбивание мяча.
Командные защитные действия.
1.Противодействие получению мяча.
2.Противодействие розыгрышу мяча.
3.Групповой отбор мяча.
4.Система личной защиты.
5.Система зонной защиты.
6.Система смешанной защиты.
Календарно- тематический план
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Сентябрь
1
Инструктаж по технике безопасности.
3
2
Перемещения. Стойки игрока.
3
3
Ведение мяча на месте.
3
4
Передачи мяча двумя руками.
3
5
Ведение мяча правой (левой) рукой.
3
6
Подвижные игры.
3
7
Упражнения для развития быстроты.
3
8
Бросок по кольцу одной рукой с ближней дистанции.
3
9
Ведение мяча на месте с переводом под ногой.
3
10
Передачи мяча в прыжке.
3
11
Упражнения для развития ловкости.
3
12
Бросок по кольцу одной рукой с ближней дистанции.
3
Октябрь
13
Ведение мяча с изменением направления.
3
14
Бросок по кольцу одной рукой с ближней дистанции.
3
15
Передачи мяча одной рукой.
3
16
Упражнения для развития прыгучести.
3
17
Подвижные игры с мячом.
3
18
Учебная игра по заданию.
3
19
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
20
Ведение мяча с разной высотой отскока.
3
21
Передачи мяча двумя руками с шага.
3
22
Упражнения для развития силы.
3
23
Подвижная игра с мячом.
3
24
Учебная игра по заданию.
3
Ноябрь
25
Бросок по кольцу со средней дистанции.
3
26
Ведение мяча с изменением направления.
3
27
Упражнения для развития выносливости.
3
28
Подвижная игра с мячом.
3
29
Учебная игра по заданию
3
30
Передачи мяча во встречных колоннах.
3
31
Бросок по кольцу со средней дистанции.
3
32
Персональная опека игрока.
3
33
Упражнения для развития быстроты.
3
34
Подвижная игра с бегом.
3
35
Учебная игра по заданию
3
36
Противодействие получению мяча.
3
Декабрь
37
Передачи мяча одной, двумя руками.
3
38
Ведение мяча с разной высотой отскока.
3
39
Опека игрока. Вырывание, выбивание мяча.
3
40
Упражнения для развития гибкости.
3
41
Подвижные игры с мячом.
3
42
Учебная игра 3*3, 4*4.
3
43
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
44
Тактика игры в защите.
3
45
Учебная игра по заданию
3
46
Ведение мяча с изменением направления.
3
47
Передачи мяча в движении.
3
48
Подвижная игра с мячом.
3
Январь
49
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
50
Учебная игра по заданию
3
51
Ведение мяча с переводом за спиной.
3
52
Передачи мяча в прыжке.
3
53
Упражнения для развития прыгучести.
3
54
Учебная игра 3*3. 4*4.
3
55
Бросок по кольцу в прыжке.
3
56
Остановка прыжком. Укрывание мяча.
3
57
Подвижная игра с мячом.
3
58
Индивидуальные действия в защите.
3
59
Упражнения для развития выносливости.
3
60
Учебная игра 3*3, 4*4.
3
Февраль
61
Противодействие розыгрышу мяча.
3
62
Бросок по кольцу с дальней дистанции.
3
63
Подвижная игра с мячом.
3
64
Упражнения для развития ловкости.
3
65
Учебная игра по заданию
3
66
Передачи и ловля мяча в движении.
3
67
Ведение мяча с изменением направления.
3
68
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
69
Подвижная игра с мячом.
3
70
Упражнения для развития быстроты.
3
71
Учебная игра по заданию
3
72
Передачи мяча в прыжке с отскоком от щита.
3
Март
73
Групповой отбор мяча.
3
74
Ведение мяча в движении с переводом под ногой.
3
75
Бросок по кольцу с дальней дистанции.
3
76
Подвижная игра с мячом.
3
77
Упражнения для развития гибкости.
3
78
Учебная игра по заданию.
3
79
Система личной защиты.
3
80
Нападение. Выход для получения мяча.
3
81
Ведение мяча с изменением направления.
3
82
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
83
Подвижная игра с мячом.
3
84
Учебная игра по заданию
3
Апрель
85
Система быстрого прорыва.
3
86
Передачи мяча во встречных колоннах.
3
87
Ведение мяча с переводом за спиной.
3
88
Бросок по кольцу после ведения мяча.
3
89
Подвижная игра с мячом.
3
90
Упражнения для развития выносливости.
3
91
Учебная игра по заданию
3
92
Система эшелонного прорыва.
3
93
Передача и ловля мяча с перемещениями.
3
94
Ведение мяча с изменением направления.
3
95
Бросок по кольцу со средней дистанции.
3
96
Подвижная игра с мячом.
3
Май
97
Учебная игра по заданию
3
98
Система нападения через центрового.
3
99
Передачи мяча при встречном движении.
3
100
Челночное ведение мяча.
3
101
Остановка прыжком. Бросок по кольцу в прыжке.
3
102
Подвижная игра с мячом.
3
103
Упражнения для развития прыгучести.
3
104
Учебная игра 3*3,4*4.
3
105
Система смешанной защиты.
3
106
Контрольные упражнения по техники ведения мяча.
3
107
Контрольные упражнения по техники передачи мяча.
3
108
Итоговое занятие.
3
Литература.
1.Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры (Под общей редакцией
Ю.М.Портнова). М. 1997г.
2.Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастерства. 1000 баскетбольных
упражнений.- М.: А. Генетю «ФАИР»
3.Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-
юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2004г.