Напоминание

Формы обучения в условиях внедрения нового федерального образовательного стандарта


Автор: Шувалова Ирина Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: СОШ №20 имени П. И. Батова
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы обучения в условиях внедрения нового федерального образовательного стандарта
Раздел: полное образование





Назад




Формы обучения в условиях внедрения нового федерального

образовательного стандарта.

Не мыслям следует учить, а мыслить.

И. Кант

В условиях современного мира меняется и система образования в целом.

На

данном

этапе

эволюции

образования

педагогу

необходимо

помочь

подрастающему поколению научиться мыслить. «Мышление — высшая ступень

человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу

которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий,

представлений;

включает

в

себя

вывод

новых

суждений

(осуществление

умозаключений).

Мышление

позволяет

получить

знание

о

таких

объектах,

свойствах

и

отношениях

окружающего

мира,

которые

не

могут

быть

непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.»

Для

того,

чтобы

научить

человека

мыслить

нужно

в

первую

очередь

показать и на простых примерах объяснить закономерность. На мой взгляд, при

обучении детей немаловажную роль играет дифференцированный подход. Он

как никакой другой показывает принцип развития мысли детей: от простого к

сложному.

Дифференцированный (от лат. differentia – различие) подход.

Общий методический принцип обучения, предполагающий использование разли

чных методов и приемов взависимости от целей обучения, вида формируемой

речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого

языкового материала, возраста учащихся и др.

Селевко

Г.К.,

руководитель

лаборатории

развивающих

технологий

Ярославского

ИРО,

профессор,

дает

следующее

определение

термину

«Дифференцированное обучение». Дифференцированное обучение – это

1.

Форма

организации

учебного

процесса,

при

котором

учитель

работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо

значимых для учебного процесса общих качеств;

2.

Часть

общей

дидактической

системы,

которая

обеспечивает

специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Так на уроках иностранного языка дифференцированный подход можно

использовать

при

обучении

говорению,

чтению,

аудированию.

При

использовании

данного

метода

дети

делятся

на

группы,

в

которые

входят

ученики

с

различными

уровнями

подготовки.

На

этом

этапе

хорошо

просматривается

переход

от

простейших

мыслительных

операций

к

более

сложным, так как ученикам даются разные задания.

На формирование мыслящей личности плодотворно можно использовать

групповой метод обучения.

В. К. Дьяченко выделил следующие формы организации обучения:

индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует

опосредованному

общению

участников

обучения

(о суще ствляется

индивидуальная

работа

обучающегося

с

учебным

материалом,

посредством

которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

парная —

соответствует

взаимодействию

в

обособленной

паре

(результаты его не используются в других парах);

групповая — соответствует общению в группе, когда каждый

говорящий направляет сообщение одновременно всем;

коллективная —

соответствует

взаимодействию

в

группе,

когда

общение происходит в парах сменного состава.

По моим предположениям, на данном этапе развития личности более

эффективна групповая работа. Так как, при обучении сотрудничеству в группах,

дети с более широким кругозором и миром знаний, обогащают и учат мыслить

других, тем самым вызывая у них мотив к более глубокому познанию той или

иной информации.

Подтверждением вышеизложенным данным можно предложить

использование на уроках методики А.Г. Ривина

По этой методике, как правило, изучаются темы, сложные для понимания,

не имеющие однозначной трактовки и обязательно небольшие по размеру (3-7

абзацев).

Группе

учащихся

необходимо

освоить

небольшой

раздел

(блок),

который включает несколько тем. Каждый учащийся должен изучить все темы

блока в парах сменного состава.

Работа по этой методике организуется следующим образом. Учащийся

получает текст. Для проработки первого абзаца он находит себе напарника, с

которым читает, обсуждает, выясняет содержание абзаца и озаглавливает его

(именно

озаглавливает,

а

не

конспектирует).

Название

первого

абзаца

записывает

в

тетрадь.

Таким

же

образом

он

помогает

своему

товарищу

разобраться в его абзаце. Обратите внимание, что у учеников, работающих в

паре, тексты должны быть разные.

После этого для проработки второго абзаца своей темы учащийся ищет

нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним

читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет

название

в

тетрадь.

Таким

же

образом

он

помогает

своему

напарнику,

прослушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и

записать название в тетрадь. И так далее.

Затем следует работа в малой группе. В малую группу может входить от

трёх до шести человек. В состав малой группы могут входить ученики, которые

только что изучили эту тему, или те, которые начнут её изучать, а также те,

которые давно её изучали и хотят повторить. Выступление в малой группе

должно занимать от 2 до 10 минут.

Методика

не

требует

особого

запуска,

но

для

эффективной

работы

необходима предварительная подготовка учащихся, так как эта деятельность

требует

определенного

уровня

общих

умений

коммуникации

и

навыков

коллективного

труда.

Таким

образом,

при

работе

по

методике

Ривина

используется коллективная оргформа (на этапе освоения текста) и групповая

(малые группы). Основными видами работы в паре являются обсуждение и

совместное изучение.

Таким образом:

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя»

Элберт Грин Хаббард



В раздел образования