Автор: Буренкова Елена Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 "Вишенка"
Населённый пункт: п. Снопок Новый
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Работа с воспитателями
Консультация для воспитателей
«Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»
Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.
1-ая группа: Познавательные формы взаимодействия с родителями
В этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ:.
Его
цель
-
координация
действий
родительской
общественности
и
педагогического
коллектива
по
вопросам
образования,
воспитания,
оздоровления
и
развития
воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания
детей.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей
является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в
семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская
конференция -
одна
из
форм
повышения
педагогической
культуры
родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но
и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела
образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.
Тематические консультации цель - ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к
беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет
организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то
научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше
всего она нужна.
Педагогический консилиум помогает лучше и глубже понять состояние отношений в
конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
В
состав
консилиума
можно
включить
воспитателя,
заведующего,
заместителя
заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, учителя логопеда, старшую
медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный
потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей
с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях
детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов
обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая
регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям
группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса,
охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в
организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского
совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в
улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и
спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с
родителями.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов
с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители,
наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация
дошкольного
учреждения.
Это
осовремененная
в
соответствии
с
открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой
формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом
педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и
бесплатных услугах.
Клубы
для
родителей. Данная
форма
общения
предполагает
установление
между
педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости
семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им
помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей
осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и
запросами
родителей.
Педагоги
стремятся
не
просто
сами
подготовить
полезную
и
интересную
информацию
по
волнующей
родителей
проблеме,
но
и
приглашают
различных специалистов.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности
каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.
Непродолжительность
во
времени
имеет
немаловажное
значение,
поскольку
часто
родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных
причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в
относительно
коротком
отрезке
времени,
представлял
значительный
интерес
для
родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть
проиллюстрировано
дидактическими
пособиями,
прослушиванием
магнитофонных
записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература
для
ознакомления
с
проблемой,
практические
задания,
вопросы
для
обсуждения.
Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы»,
«Этика
семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие.
Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали
решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов
и
ответов. Это
форма
позволяет
родителям
уточнить
свои
педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить
знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский
университет». Для
того
чтобы
работа
«Родительского
университета»
была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно
организовать
на
разных
уровнях:
общесадовском,
внутригрупповом,
индивидуально-
семейном.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
1.
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
2.
«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
3.
«Кафедра
семейных
традиций»
(Бабушки
и
дедушки
–
хранители
семейных
традиций).
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она
приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким
образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе
этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую
модель
действий,
отношений.
В
процессе
обсуждения
участники
игры
с
помощью
специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое
решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей
семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Игровые упражнения-тренинги и задания помогают дать оценку различным
способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и
общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в
игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Попечительский
совет. Одной
из
новых
форм
работы
с
родителями,
являющийся
коллегиальным
органом
самоуправления,
постоянно
действующим
на
общественных
началах при ДОУ
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт
игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.
Такая
форма
позволяет
налаживать
атмосферу
теплых,
доброжелательных
взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы,
необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид
помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
Индивидуальная форма взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы
работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с
родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в
группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с
ребенком.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по
тому или иному вопросу воспитания. Цель — обмен мнениями по тому или иному
вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может
возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители
должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме
того, беседы должны отвечать определенным требованиям:
1.
быть конкретными и содержательными;
2.
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
3.
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
4.
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже
незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им
удалось
добиться
положительных
результатов
в
воспитании.
Далее
можно
тактично
остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще
необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на
воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные
советы.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в
привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно
узнать
много
нужной
информации
о
малыше,
его
пристрастиях
и
интересах
и
т.д.
Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о
том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя
обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а
педагогу
позволяет
познакомиться
с
условиями,
в
которых
живет
ребенок,
с
общей
атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Индивидуальные консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что
беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы
родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам
деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
К познавательным формам также относятся:
1.
«Школа молодой семьи»;
2.
выполнение индивидуальных поручений;
1.
телефон Доверия;
2.
почта Доверия;
3.
копилка Добрых дел и т.д..
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть
разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих
детей в группе детского сада. Например: Гость группы. Необходимо поощрять приход
родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые
могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации
мероприятий,
обеспечивать
транспортом,
помогать
убирать,
обустраивать
и
украшать
групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в
качестве члена воспитательного коллектива.
2-ая группа форм:
Досуговые формы взаимодействия с родителями
*
Праздники,
утренники,
мероприятия
(концерты,
соревнования). Родители
могут
выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария,
читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать
интересные истории и т.д.
* Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило,
демонстрируют
результаты
совместной
деятельности
родителей
и
детей.
Например,
выставки
«Во
поле
березонька
стояла»,
«Чудеса
для
детей
из
ненужных
вещей»,
вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
*
Совместные
походы и
экскурсии.
Основная
цель
таких
мероприятий
–
укрепление
детско-родительских
отношений.
В
результате
у
детей
воспитывается
трудолюбие,
аккуратность,
внимание
к
близким,
уважение
к
труду.
Это
начало
патриотического
воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов
дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем
крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют
выставки совместного творчества.
*
Благотворительный
акции. Такая
форма
совместной
деятельности
имеет
большое
воспитательное
значение
не
только
для
детей,
которые
учатся
не
только
принимать
подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с
увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая
книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд,
воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой
форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К досуговым формам также можно отнести:
1.
кружки и секции;
2.
клубы отцов, бабушек, дедушек;
3.
клуб выходного дня;
4.
выпуск стенгазеты;
5.
домашние гостиные;
6.
работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
7.
семейные встречи;
8.
веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
9.
музыкальные салон;
10. литературные салон;
11. коллекционирование и т.д.
Следующая группа форм:
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1.
Задача
—
информационно-ознакомительной —
является
ознакомление
родителей
с
самим
дошкольным
учреждением,
особенностями
его
работы,
с
педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных
мнений о работе дошкольного учреждения.
2.
Задачи
—
информационно-просветительской —
б л и з к и
к
з а д а ч а м
познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями
здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и
т.д.Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями,
задачами,
содержанием
и
методами
воспитания
детей
в
ДОУ
(группе)
и
способствовать
преодолению
поверхностного
суждения
о
роли
детского
сада,
оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
1.
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
2.
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов,
занятий;
3.
фотографии,
4.
выставки детских работ,
5.
стенды, ширмы, папки-передвижки.
Рассмотрим некоторые из информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация:
режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные
материалы-пособия
для
родителей.
Содержание
родительского
уголка
должно
быть
кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его
содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной
информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов
программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки,
детские книги, альбомы и т.д.).
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
1.
информацию о дополнительных занятиях с детьми;
2.
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
3.
просьбы о помощи;
4.
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по
выполнению каких - либо действий.
Папки
–
передвижки.
Формируются
по
тематическому
принципу.
Когда
родители
ознакомятся
с
содержанием
папки-передвижки,
с
ними
следует
побеседовать
о
прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные
случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например,
«Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.
К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и:
1.
оформление фотомонтажей;
2.
совместное создание предметно – развивающей среды;
3.
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за
днем», «Воспитание со всех сторон»;
4.
фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»,
«Папа, мама, я - дружная семья»;
5.
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями
Задача информационно-аналитических форм - сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них
необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах,
потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Анкетирование
используется
с
целью
изучения
семьи,
выяснения
образовательных
потребностей
родителей,
установления
контакта
с
её
членами,
для
согласования
воспитательных
воздействий
на
ребенка.
Это
поможет
воспитателю
найти
дифференцированный
подход
к
родителям
во
время
проведения
совместных
мероприятий.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Брошюры.
Брошюры
помогают
родителям
узнать
о
детском
саде.
Брошюры
могут
описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия
содержат
подробную
информацию
о
детском
саде.
Семьи
могут
обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень
можно
выпускать
раз
или
два
в
месяц,
чтобы
постоянно
обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям,
сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых
занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой,
чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном
навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской
речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад
записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом
и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.
Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни
рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска
объявлений. Доска
объявлений
–
это
настенный
экран,
который
информирует
родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими
идеями
и
предложениями,
что
позволяет
им
делиться
своими
мыслями
с
группой
воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями,
которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями
Интернет-ресурсы,
общение
on-line.
Специалисты
предлагают
несколько
путей
применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
- телемост;
- телекоммуникоционный проект;
- дистанционные конференции;
- создание информационно-методического журнала on-line;
- создание сайта детского сада.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями
свидетельствуют:
1.
проявление
у
родителей
интереса
к
содержанию
образовательного
процесса
с
детьми;
2.
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
3.
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного
опыта;
4.
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его
внутреннего мира;
5.
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
6.
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов
воспитания;
7.
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и
обсуждение дискуссионных вопросов.