Напоминание

"Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей"


Автор: Буренкова Елена Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 "Вишенка"
Населённый пункт: п. Снопок Новый
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с воспитателями

Консультация для воспитателей

«Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»

Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

1-ая группа: Познавательные формы взаимодействия с родителями

В этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ:.

Его

цель

-

координация

действий

родительской

общественности

и

педагогического

коллектива

по

вопросам

образования,

воспитания,

оздоровления

и

развития

воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания

детей.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей

является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в

семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская

конференция -

одна

из

форм

повышения

педагогической

культуры

родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но

и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела

образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.

Тематические консультации цель - ответить на все вопросы, интересующие родителей.

Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к

беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет

организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то

научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше

всего она нужна.

Педагогический консилиум помогает лучше и глубже понять состояние отношений в

конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.

В

состав

консилиума

можно

включить

воспитателя,

заведующего,

заместителя

заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, учителя логопеда, старшую

медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный

потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей

с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях

детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов

обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая

регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям

группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса,

охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в

организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского

совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в

улучшении пребывания детей в ДОУ.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и

спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с

родителями.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов

с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители,

наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Презентация

дошкольного

учреждения.

Это

осовремененная

в

соответствии

с

открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой

формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом

педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и

бесплатных услугах.

Клубы

для

родителей. Данная

форма

общения

предполагает

установление

между

педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости

семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им

помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей

осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и

запросами

родителей.

Педагоги

стремятся

не

просто

сами

подготовить

полезную

и

интересную

информацию

по

волнующей

родителей

проблеме,

но

и

приглашают

различных специалистов.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности

каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.

Непродолжительность

во

времени

имеет

немаловажное

значение,

поскольку

часто

родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных

причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в

относительно

коротком

отрезке

времени,

представлял

значительный

интерес

для

родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть

проиллюстрировано

дидактическими

пособиями,

прослушиванием

магнитофонных

записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература

для

ознакомления

с

проблемой,

практические

задания,

вопросы

для

обсуждения.

Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы»,

«Этика

семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие.

Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали

решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов

и

ответов. Это

форма

позволяет

родителям

уточнить

свои

педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить

знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский

университет». Для

того

чтобы

работа

«Родительского

университета»

была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно

организовать

на

разных

уровнях:

общесадовском,

внутригрупповом,

индивидуально-

семейном.

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

1.

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).

2.

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).

3.

«Кафедра

семейных

традиций»

(Бабушки

и

дедушки

хранители

семейных

традиций).

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она

приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким

образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе

этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую

модель

действий,

отношений.

В

процессе

обсуждения

участники

игры

с

помощью

специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое

решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей

семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Игровые упражнения-тренинги и задания помогают дать оценку различным

способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и

общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в

игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Попечительский

совет. Одной

из

новых

форм

работы

с

родителями,

являющийся

коллегиальным

органом

самоуправления,

постоянно

действующим

на

общественных

началах при ДОУ

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт

игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.

Такая

форма

позволяет

налаживать

атмосферу

теплых,

доброжелательных

взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы,

необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид

помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Индивидуальная форма взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы

работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с

родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в

группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с

ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по

тому или иному вопросу воспитания. Цель — обмен мнениями по тому или иному

вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может

возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители

должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме

того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

1.

быть конкретными и содержательными;

2.

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

3.

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

4.

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже

незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им

удалось

добиться

положительных

результатов

в

воспитании.

Далее

можно

тактично

остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще

необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на

воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные

советы.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в

привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно

узнать

много

нужной

информации

о

малыше,

его

пристрастиях

и

интересах

и

т.д.

Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о

том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя

обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а

педагогу

позволяет

познакомиться

с

условиями,

в

которых

живет

ребенок,

с

общей

атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Индивидуальные консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что

беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы

родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам

деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

К познавательным формам также относятся:

1.

«Школа молодой семьи»;

2.

выполнение индивидуальных поручений;

1.

телефон Доверия;

2.

почта Доверия;

3.

копилка Добрых дел и т.д..

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть

разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих

детей в группе детского сада. Например: Гость группы. Необходимо поощрять приход

родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые

могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации

мероприятий,

обеспечивать

транспортом,

помогать

убирать,

обустраивать

и

украшать

групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в

качестве члена воспитательного коллектива.

2-ая группа форм:

Досуговые формы взаимодействия с родителями

*

Праздники,

утренники,

мероприятия

(концерты,

соревнования). Родители

могут

выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария,

читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать

интересные истории и т.д.

* Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило,

демонстрируют

результаты

совместной

деятельности

родителей

и

детей.

Например,

выставки

«Во

поле

березонька

стояла»,

«Чудеса

для

детей

из

ненужных

вещей»,

вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

*

Совместные

походы и

экскурсии.

Основная

цель

таких

мероприятий

укрепление

детско-родительских

отношений.

В

результате

у

детей

воспитывается

трудолюбие,

аккуратность,

внимание

к

близким,

уважение

к

труду.

Это

начало

патриотического

воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов

дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем

крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют

выставки совместного творчества.

*

Благотворительный

акции. Такая

форма

совместной

деятельности

имеет

большое

воспитательное

значение

не

только

для

детей,

которые

учатся

не

только

принимать

подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с

увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая

книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд,

воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой

форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

К досуговым формам также можно отнести:

1.

кружки и секции;

2.

клубы отцов, бабушек, дедушек;

3.

клуб выходного дня;

4.

выпуск стенгазеты;

5.

домашние гостиные;

6.

работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);

7.

семейные встречи;

8.

веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);

9.

музыкальные салон;

10. литературные салон;

11. коллекционирование и т.д.

Следующая группа форм:

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

1.

Задача

информационно-ознакомительной

является

ознакомление

родителей

с

самим

дошкольным

учреждением,

особенностями

его

работы,

с

педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных

мнений о работе дошкольного учреждения.

2.

Задачи

информационно-просветительской

б л и з к и

к

з а д а ч а м

познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями

здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и

т.д.Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями,

задачами,

содержанием

и

методами

воспитания

детей

в

ДОУ

(группе)

и

способствовать

преодолению

поверхностного

суждения

о

роли

детского

сада,

оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

1.

записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,

2.

видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов,

занятий;

3.

фотографии,

4.

выставки детских работ,

5.

стенды, ширмы, папки-передвижки.

Рассмотрим некоторые из информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация:

режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные

материалы-пособия

для

родителей.

Содержание

родительского

уголка

должно

быть

кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его

содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной

информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов

программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки,

детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

1.

информацию о дополнительных занятиях с детьми;

2.

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

3.

просьбы о помощи;

4.

благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по

выполнению каких - либо действий.

Папки

передвижки.

Формируются

по

тематическому

принципу.

Когда

родители

ознакомятся

с

содержанием

папки-передвижки,

с

ними

следует

побеседовать

о

прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные

случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например,

«Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.

К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и:

1.

оформление фотомонтажей;

2.

совместное создание предметно – развивающей среды;

3.

семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за

днем», «Воспитание со всех сторон»;

4.

фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»,

«Папа, мама, я - дружная семья»;

5.

эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

Задача информационно-аналитических форм - сбор, обработка и использование данных о

семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них

необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах,

потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование

используется

с

целью

изучения

семьи,

выяснения

образовательных

потребностей

родителей,

установления

контакта

с

её

членами,

для

согласования

воспитательных

воздействий

на

ребенка.

Это

поможет

воспитателю

найти

дифференцированный

подход

к

родителям

во

время

проведения

совместных

мероприятий.

Письменные формы взаимодействия с родителями

Брошюры.

Брошюры

помогают

родителям

узнать

о

детском

саде.

Брошюры

могут

описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия

содержат

подробную

информацию

о

детском

саде.

Семьи

могут

обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень

можно

выпускать

раз

или

два

в

месяц,

чтобы

постоянно

обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям,

сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых

занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой,

чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном

навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской

речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад

записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом

и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.

Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни

рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска

объявлений. Доска

объявлений

это

настенный

экран,

который

информирует

родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими

идеями

и

предложениями,

что

позволяет

им

делиться

своими

мыслями

с

группой

воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями,

которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями

Интернет-ресурсы,

общение

on-line.

Специалисты

предлагают

несколько

путей

применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

- телемост;

- телекоммуникоционный проект;

- дистанционные конференции;

- создание информационно-методического журнала on-line;

- создание сайта детского сада.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями

свидетельствуют:

1.

проявление

у

родителей

интереса

к

содержанию

образовательного

процесса

с

детьми;

2.

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

3.

ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного

опыта;

4.

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его

внутреннего мира;

5.

стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

6.

размышление родителей о правильности использования тех или иных методов

воспитания;

7.

повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и

обсуждение дискуссионных вопросов.



В раздел образования