Автор: Фальшевник Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №52 "Самолётик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание Тема: "Поощрения и наказания детей в семье"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание
Родительское собрание
Тема: «Поощрения и наказания детей в
Тема: «Поощрения и наказания детей в
семье»
семье»
Форма проведения: обмен мнениями
Подготовила:
Воспитатель подготовительной
к школе группе
О.Ю. Фальшевник
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала - педагогический домкрат.
В Кротов
Задачи собрания:
1.
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в
семье.
2.
Формировать у родителей
культуру
поощрения
и
наказания
ребёнка в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения:
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Значение наказания и поощрения в семье.
Подготовительная работа к собранию:
1.
Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию детского сада.
Купили книгу, которая нужна будет по программе первого класса и альбом
для летних фотографий. Получив подарок, девочка возмутилась: «Я думала,
что
вы
мне
купите
что
-
нибудь
другое!
Вот
Лене
родители
купили
велосипед!».
Ситуация 2.
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок резко изменился стал
плаксивым,
всё
чаще
стал
проявлять
агрессивность
по
отношению
к
родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. Как - то раз
мама попросила присмотреть за малышом, на что последовал ответ: «Я в
няньки не нанимался!» Родители были возмущены , последовало наказание за
провинность.
Ситуация 3.
Родители постоянно наказывали мальчика за все провинности и ставили в
угол. Однажды, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу к
бабушке. С вами больше жить не буду!»
2.
Подготовка анкет для родителей и детей.
Анкета для родителей
.
№
Содержание вопроса
Ответ
1.
Можно ли воспитывать ребёнка без
наказания?
2.
Что
может
послужить
в
вашей
семье поводом для наказания?
3.
Как реагирует Ваш ребёнок на
наказание?
4.
Всегда ли наказание эффективно
воздействует на поведение Вашего
ребёнка?
5.
Как Вы ведёте себя по отношению к
вашему ребёнку после того, как
наказали его?
6.
Какие меры воздействия на
ребёнка Вы в вашей семье
считаете наказанием?
7.
Принимаете ли Вы совместное
решение по поводу наказания
своего ребёнка в семье или делаете
это в одиночку?
8.
Как долго помнит Ваш ребёнок
наказание?
9.
Какие меры наказания в вашей
семье исключены?
3. Оформление плаката с мнениями детей о поощрениях в их доме.
Меня хвалят, если………………………
Мне дарят подарки, если……………..
Мне разрешают, если…………………
Воспитатель
оформляет
плакат
в
виде
статистики
мнений
о
тех,
поощрениях, которые они получают от родителей.
4.Оформление памятки для родителей.
Ход собрания
I.
Вступительное слово воспитателя
Уважаемые папы и мамы! Тема нашего собрания: «Поощрение и наказание
детей в семье».
Очень часто ребёнок становится грубым, агрессивным,
неуравновешенным из - за того, что родители неумело и порой грубо
используют по отношению к своему ребёнку методы накзания и поощрения.
Давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним
эпиграфом нашего собрания.
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной
проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в
воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его
гораздо выше.Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет
свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители
им охотно пользуются.
2.Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме
родительского собрания.
3. Анализ педагогических ситуаций, обмен мнениями родителей по
предложенным ситуациям.
В родительский дневник.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я сказал?», «Делай, что
тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители
считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не
может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их
слабость: убедить ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем
навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внеше
подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям
родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно
родители насаждают свои указания, своё мнение.
Так в отношениях детей иродителей приходит отчуждённость.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере
ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до
определённого времени под маской, клторую он себе выбрал, привыкает
кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он
прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится
угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится
общения с воспитателем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со
своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного
подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком
случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его
стремлениями.
Памятка для родителей.
Как поощрять ребёнка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он
помогает вам, и когда играет со своими игрушками.
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам
своего ребёнка, его поведением.
Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим
мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает
самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите егопринимать
подпрки.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения: день
рождения, Новый год, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и
т.д.
Учите своего ребёнка быть благородным за любые знаки внимания,
проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на
подарок.
Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их
стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным
проблемам.
Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и
расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый
дорогой подарок!
4.Рефлексия собрания
. Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их
запросам .