Автор: Петрова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Событие как форма организации активного творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №165 г. Красноярска
Воспитатель Петрова О.А.
Событие как форма организации активного творческого
взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Так же, как и педагоги всех детских садов России, мы, педагоги МБДОУ №165,
находимся на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и
отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных
задач.
В
том
числе
и
по
выявлению
эффективных
практик
работы
с
семьями
воспитанников.
Ведь
один
из
основных
принципов
дошкольного
образования
–
сотрудничество Организации с семьёй. (ФГОС ДО п.1.4.)
Хотим представить опыт организации образовательной деятельности в форме,
которая, на наш взгляд, является очень актуальной, т.к. обеспечивает учет современных
требований к организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении,
а
главное
естественным
образом
способствует
вовлечению
родителей
воспитанников
в
эту
деятельность.
Тема
опыта
«
Событие
как
форма организации
активного творческого взаимодействия родителей, детей, педагогов».
В течение многих лет основой профессиональной деятельности нашего учреждения
является образовательная программа «Золотой Ключик». Авторы – Геннадий Григорьевич
и Елена Евгеньевна Кравцовы ещё в 90ые годы, говорили о том, что одной из главных
причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся
и системы образования. По словам Е.Е. Г.Г. Кравцовых, это отчуждение выражается,
например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления
о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. Вряд ли с тех пор
ситуация изменилась в лучшую сторону, скорее наоборот. Мы наблюдаем, что с развитием
современных технологий отчуждение только растёт, причём не только между семьями и
образовательными учреждениями, но и между родителями и их детьми. Дома многие дети
свободно
и
без
ограничений
пользуются
гаджетами,
компьютерами,
телевизорами.
Большинство родителей утверждают, что так загружены делами, и не находят времени для
игр и общения со своими детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
ставит перед образовательными учреждениями задачу - решить эту проблему, проблему
преодоления отчуждения родителей и детей, детского сада и семьи.
«Система отношений взрослых и детей в образовательном учреждении должна
строиться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением
собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят
все
дети,
посещающие
данное
образовательное
учреждение,
их
родные,
педагоги
и
сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста,
живущие совместной содержательной жизнью», пишет Г.Г. Кравцов в пояснительной
записке к «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования
«Золотой ключик». С этим мнением нельзя не согласиться, но как этого достичь? Как
коллективу сотрудников детского сада стать одной семьёй со своими воспитанниками?
Традиционные формы работы с родителями (родительские собрания,
консультации,
круглые столы, родительские клубы, интернет-общение посредством сайта) не всегда
эффективны и зачастую носят формальный характер.
Наше учреждение, вслед за Г.Г. и Е.Е. Кравцовыми предполагает, что одним из
способов
преодоления
отчуждения,
создания
единого образовательного пространства -
становления
общности
«дети
–
родители
–
педагоги»
может
служить
специально
организованная образовательная деятельность в форме СОБЫТИЯ.
Что представляет собой событие? В повседневной жизни – это запоминающееся
происшествие.
В педагогической практике - это тематическая образовательно-игровая ситуация,
внутри которой происходит освоение детьми содержания образовательной программы.
Протяженность такой ситуации во времени может быть самой различной: от одного дня до
одного месяца. И это может зависеть как от того, насколько объемна осваиваемая тема, так
и от того, насколько долго событие продолжает оставаться интересным и увлекательным
для детей.
Инициатором события может быть, как воспитатель, так и сами дети, так и их
родители.
Любое событие имеет определенную структуру.
Первая часть - это завязка. Ее назначение – создать у детей мотивацию к
деятельности. И это, как правило, достигается посредством проблемной ситуации или
сюрпризного момента. Например, утром, придя в группу, дети обнаруживают, что пропали
игрушки. Кто их забрал и почему? Как вернуть назад игрушки? Ребенок возвращается
домой с проблемой, которой непременно хочет поделиться с близкими. На этом этапе
очень
важен
эмоциональный
отклик
родителей
и
членов
семьи
по
отношению
к
происходящему. Ребёнку важно, чтобы к его проблемам относились серьёзно. Поэтому
родители, в тайне от детей, всегда в курсе предстоящего события.
Далее следует развитие события – основная его часть, в которой дети активно
действуют, ищут разные пути и способы решения проблемы. Если не находят решение
сами, то обращаются за помощью к родителям, братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам.
Вместе
придумывают
текст
объявления
о
пропаже,
с
помощью
взрослых
пишут
и
развешивают их, вместе размещают на объявлении рисунки игрушек, составляют маршрут
поисков. Часто в процессе развития события родители вместе с детьми ищут необходимую
информацию, изготавливают атрибуты, костюмы для игровой деятельности, оформляют
предметно-пространственную среду группы.
Следующая структурная составляющая события – кульминация – самый яркий и
эмоционально
окрашенный
отрезок
события.
Проблема
решена,
цель
достигнута.
Некоторые родители непосредственно участвуют в кульминации и берут на себя роли
игровых персонажей. Конечно дети понимают, что это не настоящая Шапокляк пришла к
ним в группу, а переодетая мама Полины, но никто не подаст и виду. Если событие
значимо для детей, они с удовольствием подыгрывают. И, поверьте нашему опыту, Полина
в такой ситуации – самый счастливый ребёнок.
Кульминация часто становится поводом для организации праздничного действия,
которое опять же невозможно без близких.
Завершается каждое событие рефлексией. В течение нескольких дней дети и
взрослые осмысливают прожитый опыт: в данном событии приводят в порядок игровые
уголки,
моют
игрушки,
готовят
для
них
праздничное
представление.
Родители
поддерживают творчество и инициативу детей.
Как понять, стало ли произошедшее событием? Об этом всегда можно судить по
реакции детей и по отзывам родителей. Если дети продолжают «переживать» случившееся
по окончании события, продолжают играть по мотивам события в детском саду и дома,
переносят опыт, полученный в ходе события, в самостоятельную деятельность – событие
состоялось.
В чем актуальность и педагогическая ценность события? Во-первых, событие
задает игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей – это, прежде всего,
увлекательная игра: в цирковое представление, в путешествие на машине времени, в
кругосветное
плаванье.
Во-вторых,
содержание
образовательной
деятельности
в
ходе
события
позволяет
одновременно,
в
комплексе
реализовывать
задачи
разных
образовательных
областей.
Это
происходит
в
процессе
самых
разных
видов
детской
деятельности, и тем самым обеспечивает целостность образовательного процесса. А в-
третьих,
событие
–
это
ситуация,
в
которой
содержание
образования
реализуется
в
процессе
совместной,
партнерской
деятельности
детей
и
взрослых,
где
р одители
воспитанников – полноправные активные участники событий, вовлекаемые в событие
собственными детьми, а не педагогами.
Очень важно, что в процессе реализации события (на любом его этапе) происходит
мягкая
психолого-педагогическая
поддержка
семьи,
повышение
компетентности
родителей
в
вопросах
развития
и
образования
детей,
помощь
семьям
в
развитии
индивидуальных особенностей и качеств детей.
Немаловажную
роль
событие
приобретает
в
период
адаптации
детей,
когда
родители
могут
проводить
в
детском
саду
больше
времени
со
своим
ребенком,
способствовать
комфортному
вхождению
в
режим
детского
сада
и
выстраиванию
продуктивных детско–взрослых отношений в группе.
Событие служит и своеобразной системой работы с родителями особых детей, ведь
не
секрет,
что
таким
семьям
нужны
специфические
формы
педагогической
работы,
позволяющие не только детям, но и их родителям включиться в образовательный процесс,
преодолеть психологические барьеры и условности. А в событии все равны, все делают
одно общее дело, в ходе которого могут решаться коррекционные и развивающие задачи,
где
каждый
ребёнок
(не
зависимо
от
своих
особенностей)
становится
субъектом
образования,
реализует
свои
творческие
замыслы,
обретает
уважение
и
признание
взрослых и сверстников.
Для нашего учреждения событие – это наиболее оптимальная форма организации
работы
с
родителями.
Уже
много
лет
мы
наблюдаем,
как
эта
форма
организации
образовательной деятельности способствуют эффективному выстраиванию партнерских
отношений с родителями. Мы, педагоги учреждения, не просто организуем событие, а
«живём» вместе с детьми и их семьями в едином смысловом пространстве. Это требует от
нас не только профессионализма, но и актерского мастерства, знания индивидуальных
особенностей всех членов семьи воспитанников – бабушек, дедушек, родителей и детей,
не посещающих наш детский сад. Игровая ситуация, заданная событием, позволяет нам
использовать разные позиции в общении с родителями. Быть не только «трансляторами
знаний», но и друзьями, помощниками, соратниками и даже учениками.
Совместно
с
родителями
мы
проводим
события
как
разработанные
и
запланированные авторами программы «Золотой ключик», так и не предусмотренные ими.
С разрешения Е.Е. и Г.Г. Кравцовых совместно с родителями мы разрабатываем новые
события, с учётом специфики национальных и социокультурных семейных ситуаций, и,
прежде всего, с учетом интересов детей.
Например,
однажды
кто-то
из
родителей
принес
в
группу
коробку
из-под
холодильника. Ребята решили «превратить» её в ракету и отправиться на Марс. Завязка
состоялась спонтанно. Чтобы спроектировать продолжение события мы, как обычно это
делаем, собрали совет (мы называем его планёркой) на котором всегда присутствуют
воспитатели
и
младший
воспитатель,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической культуре и заинтересованные родители. Вместе мы обсудили, какие формы
работы с детьми в рамках темы «Полёт на Марс» мог бы каждый предложить и провести с
детьми.
Договорились,
что
воспитатели
помогут
детям
оформить
ракету,
младший
воспитатель – расскажет о космическом питании, музыкальный руководитель выучит с
детьми песню о космосе, в спортивном зале будет «Центр подготовки космонавтов»,
родители помогут детям с подбором информации о космосе, изготовят из папье-маше
элементы скафандров для детей, вместе с воспитателями «превратят» музыкальный зал в
Марс,
примут
участие
в
кульминации.
Её
сценарий
тоже
придумываем
вместе
с
родителями. Важно, чтобы в процессе кульминации у детей была возможность проявить
себя, показать, те знания, умения и навыки, которые они приобрели в процессе развития
события. У нас на Марсе детей встретили инопланетяне (переодетые родители), которые
испытывали детей в ловкости и силе, удивлялись знаниям детей о космосе и очень хотели
послушать песню о нём. Очень важно, что в ходе события игровые роли берут на себя не
только дети, но и взрослые. Получается, родители играют со своими детьми. И в процессе
именно такой совместной деятельности меняются взаимоотношения родителей не только с
педагогами, но, что очень важно, с собственными детьми. Отношения становятся более
содержательными, доверительными и продуктивными.
Не правильным было бы утверждать, что событие – совершенно новая форма
организации образовательной деятельности. Программе «Золотой ключик» около 20 лет.
Но при этом с полной уверенностью можно говорить, что это современная и актуальная
форма
работы.
Она
соответствует
новым
требованиям
к
организации
дошкольного
образования, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного
образования
и
обеспечивает
активное
творческое
взаимодействие
всех
участников образовательных отношений.
Фото фрагмента события
«Путешествие в Древнюю Грецию».
Фото фрагмента совместной подготовки с родителями к событию «Театр на пуговицах».