Напоминание

Событие как форма организации активного творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов.


Автор: Петрова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Событие как форма организации активного творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ №165 г. Красноярска

Воспитатель Петрова О.А.

Событие как форма организации активного творческого

взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Так же, как и педагоги всех детских садов России, мы, педагоги МБДОУ №165,

находимся на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и

отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных

задач.

В

том

числе

и

по

выявлению

эффективных

практик

работы

с

семьями

воспитанников.

Ведь

один

из

основных

принципов

дошкольного

образования

сотрудничество Организации с семьёй. (ФГОС ДО п.1.4.)

Хотим представить опыт организации образовательной деятельности в форме,

которая, на наш взгляд, является очень актуальной, т.к. обеспечивает учет современных

требований к организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном

учреждении,

а

главное

естественным

образом

способствует

вовлечению

родителей

воспитанников

в

эту

деятельность.

Тема

опыта

«

Событие

как

форма организации

активного творческого взаимодействия родителей, детей, педагогов».

В течение многих лет основой профессиональной деятельности нашего учреждения

является образовательная программа «Золотой Ключик». Авторы – Геннадий Григорьевич

и Елена Евгеньевна Кравцовы ещё в 90ые годы, говорили о том, что одной из главных

причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся

и системы образования. По словам Е.Е. Г.Г. Кравцовых, это отчуждение выражается,

например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления

о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. Вряд ли с тех пор

ситуация изменилась в лучшую сторону, скорее наоборот. Мы наблюдаем, что с развитием

современных технологий отчуждение только растёт, причём не только между семьями и

образовательными учреждениями, но и между родителями и их детьми. Дома многие дети

свободно

и

без

ограничений

пользуются

гаджетами,

компьютерами,

телевизорами.

Большинство родителей утверждают, что так загружены делами, и не находят времени для

игр и общения со своими детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ставит перед образовательными учреждениями задачу - решить эту проблему, проблему

преодоления отчуждения родителей и детей, детского сада и семьи.

«Система отношений взрослых и детей в образовательном учреждении должна

строиться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением

собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят

все

дети,

посещающие

данное

образовательное

учреждение,

их

родные,

педагоги

и

сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста,

живущие совместной содержательной жизнью», пишет Г.Г. Кравцов в пояснительной

записке к «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования

«Золотой ключик». С этим мнением нельзя не согласиться, но как этого достичь? Как

коллективу сотрудников детского сада стать одной семьёй со своими воспитанниками?

Традиционные формы работы с родителями (родительские собрания,

консультации,

круглые столы, родительские клубы, интернет-общение посредством сайта) не всегда

эффективны и зачастую носят формальный характер.

Наше учреждение, вслед за Г.Г. и Е.Е. Кравцовыми предполагает, что одним из

способов

преодоления

отчуждения,

создания

единого образовательного пространства -

становления

общности

«дети

родители

педагоги»

может

служить

специально

организованная образовательная деятельность в форме СОБЫТИЯ.

Что представляет собой событие? В повседневной жизни – это запоминающееся

происшествие.

В педагогической практике - это тематическая образовательно-игровая ситуация,

внутри которой происходит освоение детьми содержания образовательной программы.

Протяженность такой ситуации во времени может быть самой различной: от одного дня до

одного месяца. И это может зависеть как от того, насколько объемна осваиваемая тема, так

и от того, насколько долго событие продолжает оставаться интересным и увлекательным

для детей.

Инициатором события может быть, как воспитатель, так и сами дети, так и их

родители.

Любое событие имеет определенную структуру.

Первая часть - это завязка. Ее назначение – создать у детей мотивацию к

деятельности. И это, как правило, достигается посредством проблемной ситуации или

сюрпризного момента. Например, утром, придя в группу, дети обнаруживают, что пропали

игрушки. Кто их забрал и почему? Как вернуть назад игрушки? Ребенок возвращается

домой с проблемой, которой непременно хочет поделиться с близкими. На этом этапе

очень

важен

эмоциональный

отклик

родителей

и

членов

семьи

по

отношению

к

происходящему. Ребёнку важно, чтобы к его проблемам относились серьёзно. Поэтому

родители, в тайне от детей, всегда в курсе предстоящего события.

Далее следует развитие события – основная его часть, в которой дети активно

действуют, ищут разные пути и способы решения проблемы. Если не находят решение

сами, то обращаются за помощью к родителям, братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам.

Вместе

придумывают

текст

объявления

о

пропаже,

с

помощью

взрослых

пишут

и

развешивают их, вместе размещают на объявлении рисунки игрушек, составляют маршрут

поисков. Часто в процессе развития события родители вместе с детьми ищут необходимую

информацию, изготавливают атрибуты, костюмы для игровой деятельности, оформляют

предметно-пространственную среду группы.

Следующая структурная составляющая события – кульминация – самый яркий и

эмоционально

окрашенный

отрезок

события.

Проблема

решена,

цель

достигнута.

Некоторые родители непосредственно участвуют в кульминации и берут на себя роли

игровых персонажей. Конечно дети понимают, что это не настоящая Шапокляк пришла к

ним в группу, а переодетая мама Полины, но никто не подаст и виду. Если событие

значимо для детей, они с удовольствием подыгрывают. И, поверьте нашему опыту, Полина

в такой ситуации – самый счастливый ребёнок.

Кульминация часто становится поводом для организации праздничного действия,

которое опять же невозможно без близких.

Завершается каждое событие рефлексией. В течение нескольких дней дети и

взрослые осмысливают прожитый опыт: в данном событии приводят в порядок игровые

уголки,

моют

игрушки,

готовят

для

них

праздничное

представление.

Родители

поддерживают творчество и инициативу детей.

Как понять, стало ли произошедшее событием? Об этом всегда можно судить по

реакции детей и по отзывам родителей. Если дети продолжают «переживать» случившееся

по окончании события, продолжают играть по мотивам события в детском саду и дома,

переносят опыт, полученный в ходе события, в самостоятельную деятельность – событие

состоялось.

В чем актуальность и педагогическая ценность события? Во-первых, событие

задает игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей – это, прежде всего,

увлекательная игра: в цирковое представление, в путешествие на машине времени, в

кругосветное

плаванье.

Во-вторых,

содержание

образовательной

деятельности

в

ходе

события

позволяет

одновременно,

в

комплексе

реализовывать

задачи

разных

образовательных

областей.

Это

происходит

в

процессе

самых

разных

видов

детской

деятельности, и тем самым обеспечивает целостность образовательного процесса. А в-

третьих,

событие

это

ситуация,

в

которой

содержание

образования

реализуется

в

процессе

совместной,

партнерской

деятельности

детей

и

взрослых,

где

р одители

воспитанников – полноправные активные участники событий, вовлекаемые в событие

собственными детьми, а не педагогами.

Очень важно, что в процессе реализации события (на любом его этапе) происходит

мягкая

психолого-педагогическая

поддержка

семьи,

повышение

компетентности

родителей

в

вопросах

развития

и

образования

детей,

помощь

семьям

в

развитии

индивидуальных особенностей и качеств детей.

Немаловажную

роль

событие

приобретает

в

период

адаптации

детей,

когда

родители

могут

проводить

в

детском

саду

больше

времени

со

своим

ребенком,

способствовать

комфортному

вхождению

в

режим

детского

сада

и

выстраиванию

продуктивных детско–взрослых отношений в группе.

Событие служит и своеобразной системой работы с родителями особых детей, ведь

не

секрет,

что

таким

семьям

нужны

специфические

формы

педагогической

работы,

позволяющие не только детям, но и их родителям включиться в образовательный процесс,

преодолеть психологические барьеры и условности. А в событии все равны, все делают

одно общее дело, в ходе которого могут решаться коррекционные и развивающие задачи,

где

каждый

ребёнок

(не

зависимо

от

своих

особенностей)

становится

субъектом

образования,

реализует

свои

творческие

замыслы,

обретает

уважение

и

признание

взрослых и сверстников.

Для нашего учреждения событие – это наиболее оптимальная форма организации

работы

с

родителями.

Уже

много

лет

мы

наблюдаем,

как

эта

форма

организации

образовательной деятельности способствуют эффективному выстраиванию партнерских

отношений с родителями. Мы, педагоги учреждения, не просто организуем событие, а

«живём» вместе с детьми и их семьями в едином смысловом пространстве. Это требует от

нас не только профессионализма, но и актерского мастерства, знания индивидуальных

особенностей всех членов семьи воспитанников – бабушек, дедушек, родителей и детей,

не посещающих наш детский сад. Игровая ситуация, заданная событием, позволяет нам

использовать разные позиции в общении с родителями. Быть не только «трансляторами

знаний», но и друзьями, помощниками, соратниками и даже учениками.

Совместно

с

родителями

мы

проводим

события

как

разработанные

и

запланированные авторами программы «Золотой ключик», так и не предусмотренные ими.

С разрешения Е.Е. и Г.Г. Кравцовых совместно с родителями мы разрабатываем новые

события, с учётом специфики национальных и социокультурных семейных ситуаций, и,

прежде всего, с учетом интересов детей.

Например,

однажды

кто-то

из

родителей

принес

в

группу

коробку

из-под

холодильника. Ребята решили «превратить» её в ракету и отправиться на Марс. Завязка

состоялась спонтанно. Чтобы спроектировать продолжение события мы, как обычно это

делаем, собрали совет (мы называем его планёркой) на котором всегда присутствуют

воспитатели

и

младший

воспитатель,

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической культуре и заинтересованные родители. Вместе мы обсудили, какие формы

работы с детьми в рамках темы «Полёт на Марс» мог бы каждый предложить и провести с

детьми.

Договорились,

что

воспитатели

помогут

детям

оформить

ракету,

младший

воспитатель – расскажет о космическом питании, музыкальный руководитель выучит с

детьми песню о космосе, в спортивном зале будет «Центр подготовки космонавтов»,

родители помогут детям с подбором информации о космосе, изготовят из папье-маше

элементы скафандров для детей, вместе с воспитателями «превратят» музыкальный зал в

Марс,

примут

участие

в

кульминации.

Её

сценарий

тоже

придумываем

вместе

с

родителями. Важно, чтобы в процессе кульминации у детей была возможность проявить

себя, показать, те знания, умения и навыки, которые они приобрели в процессе развития

события. У нас на Марсе детей встретили инопланетяне (переодетые родители), которые

испытывали детей в ловкости и силе, удивлялись знаниям детей о космосе и очень хотели

послушать песню о нём. Очень важно, что в ходе события игровые роли берут на себя не

только дети, но и взрослые. Получается, родители играют со своими детьми. И в процессе

именно такой совместной деятельности меняются взаимоотношения родителей не только с

педагогами, но, что очень важно, с собственными детьми. Отношения становятся более

содержательными, доверительными и продуктивными.

Не правильным было бы утверждать, что событие – совершенно новая форма

организации образовательной деятельности. Программе «Золотой ключик» около 20 лет.

Но при этом с полной уверенностью можно говорить, что это современная и актуальная

форма

работы.

Она

соответствует

новым

требованиям

к

организации

дошкольного

образования, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного

образования

и

обеспечивает

активное

творческое

взаимодействие

всех

участников образовательных отношений.

Фото фрагмента события

«Путешествие в Древнюю Грецию».

Фото фрагмента совместной подготовки с родителями к событию «Театр на пуговицах».



В раздел образования