Автор: Перфильева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: Забайкальский край город Чита
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
Перфильева Елена Анатольевна воспитатель I квалификационной категории МБДОУ « Центр
развития ребенка-детский сад №22» Стаж работы 10 лет.
«Развитие сенсорных способностей
через нетрадиционные техники рисования»
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-
ручейки, которые питает источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Главной целью сегодняшнего дня является всестороннее развитие ребенка: развитие его
мотивационной среды, интеллектуальных и творческих сил, положительных качеств личности.
Нередко образовательная деятельность с дошкольниками сводится к обучению их счёту, письму,
чтением. Между тем исследование показывают, что для эффективного обучения не маловажную
роль занимает эстетическое развитие, сформировать у них познавательный интерес, желания и
привычку думать, фантазировать, доводить начатое до конца.
Работая, много лет с дошколятами, я заметила, что мало детей, которые бы увлекались
художественным творчеством. Во времена прочного вхождения в жизнь детей телевидения,
компьютеров, планшетов, интерес к изобразительной деятельности утратил свою значимость
.Наблюдая неподдельный интерес родителей к творчеству своего ребенка, и обеспокоенность
их, по поводу каких либо стремлений постичь «прекрасное».
Я решила в рамках дополнительного образования организовать кружок по теме: «Развитие
сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования» младшего возраста.
Почему младшего спросите вы, да потому что, это возраст именно тот в который можно
заложить, приучить, научить, ….Именно такая форма работы по данному направлению как
кружок, поможет решить основные или главные задачи в развитие ребенка Кружковая работа
построена по принципу максимального использования ребенком эстетического вкуса,
самостоятельности и последовательного введения программного материала ( от простого к
сложному).Занятия проходят в форме игр и игровых ситуаций. Для занятия стараюсь
приготовить яркие, красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность
выбора средств изображения. На каждом занятие , не забываю применить все
здоровьесберегающие технологии.
Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного развития?
Они способствуют развитию у детей фантазию, воображения, моторики рук и пальцев, глаз.
Они не требуют высокоразвитых технических умений , дают возможность более «рельефно»
продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать
умение видеть выразительность форм.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования
представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение
сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот
период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Нетрадиционное рисование-это создание нового, оригинального произведения искусств, в
котором гармонирует все, и цвет, и линии, и сюжет. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
Нетрадиционные способы привлекают детей, ведь такое рисование дает возможность получить
желаемый результат (создать образ, сюжет, пейзаж) быстро и увлекательно. Они могут рисовать
и пальчиком, и ладошкой, использовать и сочетать друг с другом различные материалы,
создавая при этом причудливые образы. Проявляя фантазию, дети создают необычные картины
с помощью простых бытовых предметов, например таких, как поролоновая губка, свеча, ватная
палочка, трубочка , пробка, даже капустные листы помогут нарисовать красивый волшебный
лес и т.д.. Если детям предложить раскрасить домашнего любимца при помощи щетинной
кисти, то собачки и кошечки получатся пушистыми, забавными. Но , а если нужен снег или
дождь нам помогут ватные палочки «тычки», если сильный дождь то пипетка. Этой же
техникой можно украсить и платок и рукавичку для мамы, сказочных рыб. Дети часто
воспринимают данные приемы, как своеобразную игру-экспериментирование, с небольшой
подсказкой, учат видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, лебедя, осьминога, букет цветов.
Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальчиками на зеленой лужайке
появляется желтые цыплята, а если одним пальчиком века мимозы и т.д.
Результат не может быть плохим или хорошим, работы каждого ребенка индивидуальны,
неповторимы.
Необычные материалы и оригинальная техника рисование привлекают ребёнком тем, что здесь
не присутствует слово « НЕЛЬЗЯ», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и не бояться
нарисовать не правильно. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о
настроении ребенка, о том , что его радует, что огорчает.
Эта техника рисования является эффективным средством формирования эстетического
восприятия у детей дошкольного возраста, дает ребенку возможность почувствовать
многоцветное изображения предметов, что важно для наиболее полного восприятия им
окружающего мира.
Таким, образом используя в образовательном процессе в рамках работы кружка под название
« Волшебные ладошки»
(Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования), использование
нетрадиционных техник в продуктивной деятельности (рисовании) является эффективным
средством формирования эстетического восприятия у детей дошкольного возраста, дает ребенку
возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что важно для наиболее
полного восприятия им окружающего мира.
Список литературы:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной - М.: «Лист». 1999. – 144 с.
(Через игру к совершенству).
2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия
методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях
по изобразительной деятельности / Светлана Вдовиченко - М.; Чистые
пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первое сентября», серия
«Дошкольное образование». Вып. 25).
3. Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать
художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида
Новлянская. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. :ил. – (Библиотечка
«Первое сентября», серия «Дошкольное образование», Вып. 6(18)).
4. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста.
Авт.- сост. Е.В.Полозова. Учебно-методическое пособие для
воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С.С. , Воронеж. – 2007.
5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3 - 7 ле: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2004.