Напоминание

Системно- деятельный подход в обучении химии


Автор: Махмутова Лейсан Шамильевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №136"
Населённый пункт: РТ г.Казань Приволжский район
Наименование материала: статья
Тема: Системно- деятельный подход в обучении химии
Раздел: среднее образование





Назад




Системно - деятельностный подход в преподавании химии, как

технологическая основа ФГОС

Мы живём в сложное, но интересное время - в сфере образования

происходят важные изменения. Сейчас активно обсуждается введение в

школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу

обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые

компетенции»:

1. Предметные компетенции, подразумевают изучение нового материала,

приобретение новых знаний;

2.Метапредметные-овладение УУД, способность применять их на практике;

3.Личностные-социальные компетенции, способствующие самоопределению

личности.

Все более актуальным в образовательном процессе становится

использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую

информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными

действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может

быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова

деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

В

учебной

деятельности

действие

ребенка

строится

из

связанных

между собой задач:

-действие связано с постановкой цели и принятием пути решения

-эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия

-сформированность оценочного действия говорит

о фактическом участии

ребенка в учебном процессе.

Как реализовать новый образовательный результат?

Для этого нужно ответить на 3 вопроса:

-Чему учить (изменение содержания)

-Зачем учить (цель)

- Как учить (изменение методики)

Вектор смещения акцентов нового стандарта направлен в строну вопроса- как

учить?

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том,

чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого

предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания,

а создавать условия, при которых ученик с помощью своих одноклассников и

учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление

его развития, формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.

Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, то есть овладеть

универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть,

именно в действии порождается знание.

Иллюстративным

материалом

использования

в

своей

работе

системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков:

1.Урок химии в 8 классе.

Фрагмент урока химии в 8 классе «Катализаторы», учитель предлагает

учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может

стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид

марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV)

выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с

этим веществом.

Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца «осел» на дно.

Значит,

катализаторы

ускоряют

скорость

химической

реакции,

а

в

продукты реакции не входят.

Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от

ржавчины

стальной

гвоздь.

При

этом

поверхность

стрежня

гвоздя

покрывается красным налётом свободной меди.

Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO3. С

поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.

Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного

зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт

растворяется, образуется осадок белого цвета.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?,

подводит к теме урока «Взаимодействие металлов с растворами солей».

2.

Для

реализации

системно-деятельностного

можно

представить

незначительное

количество опорной

информации,

остальное

учащиеся

извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает

знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится

испытать

это

чувство

вновь.

От

учителя,

требуется

1. умение

подбора

соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть

таким,

чтобы

учащийся

смог

решить

ее,

совершив

для

себя

открытие.

Поскольку

у

каждого

из

учащихся

свой

познавательный

опыт,

то

предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.

Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное

созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося

должно быть достаточно опорных знаний. Например, 2. опорным понятием

для

формирования

понятия

«уравнение

химической

реакции»

являются

понятие химическая формула, индекс, коэффициент, химическое уравнение.

У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его

сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую

информацию

с

опорными

знаниями,

организовав

тем

самым

процесс

созидания

нового

знания. Для соотнесения новой информации с системой

прежних

знаний

ученик

должен

уметь

устанавливать

связи

между

отдельными элементами и блоками знаний, проводить аналогии. 3. В работе

можно

использовать составление кластера. В центре доски записывается

слово,

отражающее

предмет

разговора

на

предстоящем

уроке.

Ученикам

предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1-1,5

минуты

и

записать

в

виде

кластера.

Затем

кластеры

сравниваются,

определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.



В раздел образования