Автор: Долгова Любовь Алексеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Верхняковская СОШ
Населённый пункт: х. Верхняковский, Верхнедонской р-н, Ростовская обл.
Наименование материала: КИТенок
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5-6 классы
Раздел: полное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Верхняковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Верхняковской СОШ
Приказ от __29.08.2016__ года № 107_
______________________ Яшкина Е. Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _внеурочной деятельности «КИТенок»_______________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) основное общее, 5-6 классы_____________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 5 класс –35ч., 6 класс – 35 ч
Учитель Долгова Любовь Алексеевна__________________________________
(ФИО)
Программа
разработана
на
основе
авторской
программы
Босовой
Л.Л.
«Программа
курса
информатики
и
ИКТ
для
5-6
классов
о сновной
общеобразовательной
школы»
изданной
в
сборнике
«Информатика
и
ИКТ:
Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний», 2016._________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
внеурочной
деятельности
«КИТенок»
разработана
на
основе
требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Верхнедонского
района
Верхняковской
средней
общеобразовательной
школы,
в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования (ФГОС OOO) на основании программы курса информатики для 5-6
классов
Л.Л.
Босовой,
которая
адаптирована
к
условиям
внеурочной
деятельности
с
учётом
Примерной
программы
основного
общего
образования
по
информатике
и
авторской
программы
Босовой
Л.Л.,
Босовой
А.Ю.
«Информатика.
Программа
для
основной школы»: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
2.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
Согласно
учебному
плану
на
внеурочную
деятельность
по
информатике
«КИТенок»
отводится в 5 классе 35 часов в год
•
практических работ – 17
Согласно
учебному
плану
на
внеурочную
деятельность
по
информатике
«КИТенок»
отводится в 6 классе 35 часов в год
•
практических работ – 17
Срок реализации рабочей программы - 2 года
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6
классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными
тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.
Хранение
информации.
Память
человека
и
память
человечества.
Носители
информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная
форма
представления
информации.
Наглядные
формы
представления
информации.
Обработка
информации.
Разнообразие
задач
обработки
информации.
Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение
новой
информации.
Преобразование
информации
по
заданным
правилам.
Черные
ящики.
Преобразование
информации
путем
рассуждений.
Разработка
плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация
и
знания.
Чувственное
познание
окружающего
мира.
Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер
–
универсальная
машина
для
работы
с
информацией.
Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса:
рабочий
стол;
панель
задач.
Мышь,
указатель
мыши,
действия
с
мышью.
Управление
компьютером
с
помощью
мыши.
Компьютерные
меню.
Главное
меню.
Запуск
программ.
Окно
программы
и
его
компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых
окнах.
Ввод
информации
в
память
компьютера.
Клавиатура.
Группы
клавиш.
Основная
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый
редактор.
Правила
ввода
текста.
Слово,
предложение,
абзац.
Приёмы
редактирования
(вставка,
удаление
и
замена
символов).
Фрагмент.
Перемещение
и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания,
расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал
и
др.).
Создание
и
форматирование
списков.
Вставка
в
документ
таблицы,
ее
форматирование и заполнение данными.
Компьютерная
графика.
Простейший
графический
редактор.
Инструменты
графического
редактора.
Инструменты
создания
простейших
графических
объектов.
Исправление
ошибок
и
внесение
изменений.
Работа
с
фрагментами:
удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической
информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет).
Анимация.
Возможности
настройки
анимации
в
редакторе
презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели
объектов
и
их
назначение.
Информационные
модели.
Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные
таблицы.
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
представление
о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие
исполнителя.
Неформальные
и
формальные
исполнители.
Учебные
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик,
Водолей
и
др.)
как
примеры
формальных
исполнителей.
Их
назначение,
среда,
режим
работы,
система
команд.
Управление
исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица,
блок-схема).
Примеры
линейных
алгоритмов,
алгоритмов
с
ветвлениями
и
повторениями
(в
повседневной
жизни,
в
литературных
произведениях,
на
уроках
математики и т.д.).
Составление
алгоритмов
(линейных,
с
ветвлениями
и
циклами)
для
управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
5 класс
Тема 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.
Хранение
информации.
Память
человека
и
память
человечества.
Носители
информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная
форма
представления
информации.
Наглядные
формы
представления
информации.
Обработка
информации.
Разнообразие
задач
обработки
информации.
Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение
новой
информации.
Преобразование
информации
по
заданным
правилам.
Черные
ящики.
Преобразование
информации
путем
рассуждений.
Разработка
плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
Тема 2. Компьютер
Компьютер
–
универсальная
машина
для
работы
с
информацией.
Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса:
рабочий
стол;
панель
задач.
Мышь,
указатель
мыши,
действия
с
мышью.
Управление
компьютером
с
помощью
мыши.
Компьютерные
меню.
Главное
меню.
Запуск
программ.
Окно
программы
и
его
компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых
окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы
редактирования
(вставка,
удаление
и
замена
символов).
Фрагмент.
Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт,
размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Тема 4. Компьютерная графика
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты
графического
редактора.
Инструменты
создания
простейших
графических объектов.
Исправление
ошибок
и
внесение
изменений.
Работа
с
фрагментами:
удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации.
Практическая работа «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа «Планируем работу в графическом редакторе»
Тема 5. Создание мультимедийных объектов
Мультимедийная презентация.
Описание
последовательно
развивающихся
событий
(сюжет).
Анимация.
Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения
с помощью смены последовательности рисунков.
«Создаём анимацию» (задание 1).
«Создаем слайд-шоу»
«Создаём анимацию» (задание 2).
6 класс
Тема 1. Объекты и системы
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Практическая работа «Работаем с основными объектами операционной системы»
Практическая работа «Работаем с объектами файловой системы»
Практическая работа «Повторяем возможности графического редактора – инструмента
создания графических объектов» (задания 1–3)
Практическая работа «Повторяем возможности графического редактора – инструмента
создания графических объектов» (задания 5–6)
Практическая работа «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента
создания текстовых объектов»
Практическая работа «Знакомимся с графическими возможностями текстового
процессора» (задания 1–3)
Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2,
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
Практическая работа «Знакомимся с графическими возможностями текстового
процессора» (задания 4–5)
Практическая работа «Знакомимся с графическими возможностями текстового
процессора» (задание 6)
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
Тема 2. Информационные модели
Модели
объектов
и
их
назначение.
Информационные
модели.
Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные
таблицы.
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
представление
о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Практическая работа «Создаём графические модели»
Практическая работа «Создаём словесные модели»
Практическая работа «Создаём многоуровневые списки»
Практическая работа «Создаем табличные модели»
Практическая работа «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Практическая работа «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»
(задания 1–4)
Практическая работа «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 4 и 6)
Практическая работа «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 1, 2, 3)
Тема 3. Алгоритмика
Понятие
исполнителя.
Неформальные
и
формальные
исполнители.
Учебные
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик,
Водолей
и
др.)
как
примеры
формальных
исполнителей.
Их
назначение,
среда,
режим
работы,
система
команд.
Управление
исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица,
блок-схема).
Примеры
линейных
алгоритмов,
алгоритмов
с
ветвлениями
и
повторениями
(в
повседневной
жизни,
в
литературных
произведениях,
на
уроках
математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
Практическая работа «Создаем линейную презентацию»
гиперссылками»
Практическая работа «Создаем циклическую презентацию»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
урока
Темы,
раскрывающие
К-во
часов
Основное
содержание по
Характеристика
деятельности ученика
основное
содержание
программы
темам
1
Тема 1.
Информация
вокруг нас
1
Информация
и
информатика.
Как
человек
получает
информацию.
Виды
и н ф о р м а ц и и
п о
способу получения.
Хранение
информации. Память
человека
и
память
человечества.
Носители
информации.
Передача
информации.
Источник,
ка н а л ,
приёмник.
Примеры
передачи
информации.
Электронная почта.
Код,
кодирование
информации.
Способы
кодирования
информации.
Метод
координат.
Формы
представления
информации.
Текст
к а к
ф о р м а
представления
информации.
Табличная
форма
представления
информации.
Наглядные
формы
представления
информации.
Обработка
информации.
Разнообразие
задач
обработки
информации.
Изменение
формы
представления
информации.
Систематизация
информации.
Поиск
информации.
Получение
новой
Личностные:
Мотивация
к
обучению
и
п о з н а н и ю ; оценивать
собственную
учебную
д е я т е л ь н о с т ь :
с в о и
достижения,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины
неудач.
Регулятивные:
совместно
с
учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
у р о к е ;
п о н и м а т ь
и
п р и н и м а т ь
у ч е б н у ю
задачу,
сформулированную
учителем;
планировать
с в о и
д е й с т в и я
н а
отдельных
этапах
работы
над
заданием;
ставить
новые
учебные
задачи
в
с о т р у д н и ч е с т в е
с
учителем;
осуществлять
контроль,
коррекцию
и
оценку
результатов
своей
деятельности.
Познавательные:
понимать
и
применять
полученную
информацию
при
выполнении
заданий;
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п р о я в л я т ь
индивидуальные
творческие
способности
при
выполнении
задания;
исследовать собственные
нестандартные
способы
р е ш е н и я ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
признакам.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
свои затруднения;
предлагать помощь и
сотрудничество;
договариваться и
информации.
Преобразование
и н ф о р м а ц и и
п о
заданным
правилам.
Ч е р н ы е
я щ и к и .
Преобразование
информации
путем
рассуждений.
Разработка
плана
д е й с т в и й
и
е г о
запись.
Задачи
на
переливания. Задачи
на переправы.
Информация
и
знания. Чувственное
познание
окружающего
мира.
Абстрактное
мышление.
Понятие
к а к
ф о р м а
мышления.
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том числе
в ситуации столкновения
интересов; слушать
собеседника;
формулировать
собственное мнение и
позицию; адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих.
Аналитическая
деятельность:
приводить
примеры
передачи,
х р а н е н и я
и
обработки
инф орма ции
в
деятельности
человека, в живой
природе,
обществе,
технике;
приводить
примеры
информационных
носителей;
классифици
ровать
информацию
по
с п о с о б а м
е ё
восприятия
ч е л о в е ком ,
п о
формам
представления
на
материальных
носителях;
разрабатыва
ть план действий
д л я
р е ш е н и я
з а д а ч
н а
переправы,
переливания
и
пр.;
определять,
информативно
или нет некоторое
сообщение,
если
известны
способности
конкретного
субъекта
к
его
восприятию.
Практическая
деятельность:
кодировать
и
декодировать
сообщения,
используя
простейшие коды;
работать
с
электронной
почтой
(регистрировать
почтовый ящик и
пересылать
сообщения);
осуществля
т ь
п о и с к
инф орма ции
в
сети
Интернет
с
использованием
простых запросов
( п о
о д н о м у
признаку);
с охра н я т ь
д л я
индивидуального
использования
найденные в сети
Интернет
информационные
объекты и ссылки
на них;
систематизи
ровать
(упорядочивать)
файлы и папки;
вычислять
значения
арифметических
в ы р а ж е н и й
с
помощью
программы
Калькулятор;
преобразов
ывать
информацию
по
заданным
правилам и путём
рассуждений;
решать
з а д а ч и
н а
переливания,
переправы и пр. в
соответствующих
программных
средах.
2-9
Тема 2.
Компьютер
8
Компьютер
–
универсальная
машина для работы с
информацией.
Техника
б е з о п а с н о с т и
и
организация
рабочего места.
Основные
устройства
компьютера,
в
том
числе
уст ройства
д л я
в в о д а
информации (текста,
звука,
изображения)
в компьютер.
Компьютерные
объекты. Программы
и документы. Файлы
и
папки.
Основные
правила именования
файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса: рабочий
стол;
панель
задач.
Мышь,
у ка з ат е л ь
мыши,
действия
с
мышью. Управление
к о м п ь ю т е р о м
с
п омощ ь ю
м ы ш и .
Компьютерные
м е н ю .
Г л а в н о е
м е н ю .
З а п у с к
п р о г р а м м .
О к н о
программы
и
его
компоненты.
Диалоговые
окна.
Основные
элементы
управления,
и м е ю щ и е с я
в
диалоговых окнах.
Ввод
и н ф о р м а ц и и
в
память
компьютера.
Клавиатура.
Группы
клавиш.
Основная
позиция
пальцев
на
клавиатуре.
Личностные:
оценивать
собственную
учебную
деятельно сть:
с в о и
д о с т и ж е н и я ,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины
неудач; применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
з р е н и я ;
с ч и т а т ь с я
с
мнением другого человека;
п р о я в л я т ь терпение
и
доброжелательно сть
в
споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать свои действия
н а
отд е л ьн ы х
э т а п а х
работы
над
з аданием ;
совместно
с
учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
у р о ке ; удерживать цель
деятельности до получения
ее
результата; оценивать
(сравнивать
с
эталоном)
результаты
деятельности;
умение выполнять учебные
действия в устной форме;
использовать
речь
для
регуляции своего действия.
Познавательные:
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п о н и м а т ь
и
применять
полученную
и н ф о р м а ц и ю
п р и
в ы п ол н е н и и
з а д а н и й ;
проявлять индивидуальные
творческие
способности
при
выполнении
задания;
преобразовывать модели в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
учебного
материала и поставленной
у ч е б н о й
ц е л ь ю ;
преобразовывать объект:
импровизировать,
и з м е н я т ь ,
т в о р ч е с к и
переделывать; сравнивать
р а з л и ч н ы е
о б ъ е к т ы :
выделять
из
множества
о д и н
и л и
н е с к о л ь к о
объектов, имеющих общие
с в о й с т в а ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
п р и з н а к а м ; выявлять
с ход с т в о
и
р а з л и ч и я
о б ъ е к т о в ; выполнять
у ч е б н ы е
з а д а ч и ,
н е
имеющие
однозначного
р е ш е н и я ; высказывать
предположения,
о б с у ж д а т ь проблемные
вопросы.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
понятные для партнера
высказывания;
формулировать свои
затруднения;
контролировать действия
партнера; предлагать
помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Аналитическая
деятельность:
выделять
а п п а р а т н о е
и
программное
обеспечение
компьютера;
анализировать
устройства
ко м п ь ю т е р а
с
т о ч к и
з р е н и я
организации
процедур
ввода,
хранения,
обработки,
в ы в о д а
и
передачи
информации;
определять
технические
с р е д с т в а ,
с
помощью
которых
может
быть
реализован
ввод информации
(текста,
з ву к а ,
изображения)
в
компьютер.
Практическая
деятельность:
в ы б и р а т ь
и
запускать
нужную
программу;
р а б о т а т ь
с
основными
элементами
пользовательског
о
и н т е р ф е й с а :
использовать
меню, обращаться
з а
с п р а в к о й ,
работать с окнами
(изменять
р а з м е р ы
и
перемещать окна,
реагировать
на
диалоговые окна);
вводить
информацию
в
к о м п ь ю т е р
с
помощью
клавиатуры
(приёмы
квалифицированн
ого
клавиатурного
письма), мыши и
других
технических
средств;
создавать,
переименовывать,
перемещать,
к о п и р о в а т ь
и
удалять файлы;
соблюдать
т р е б о в а н и я
к
организации
компьютерного
рабочего
места,
требования
безопасности
и
г и г и е н ы
п р и
р а б о т е
с о
средствами ИКТ.
9-18
Тема 3.
Подготовка
текстов на
компьютере
10
Текстовый
редактор.
Правила
ввода
т е к с т а .
С л о в о ,
предложение, абзац.
Приёмы
Личностные:
оценивать
собственную
учебную
деятельно сть:
с в о и
д о с т и ж е н и я ,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины
редактирования
(вставка, удаление и
замена
символов).
Фрагмент.
П е р е м е щ е н и е
и
удаление
фрагментов.
Буфер
обмена.
Копирование
фрагментов.
Проверка
правописания,
расстановка
переносов.
Форматирование
символов
(шрифт,
размер,
начертание,
цвет).
Форматирование
абзацев
(выравнивание,
о т с т у п
п е р в о й
строки,
междустрочный
интервал и др.).
С о з д а н и е
и
форматирование
списков.
В с т а в к а
в
документ
таблицы,
ее форматирование и
заполнение
данными.
неудач; применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
з р е н и я ;
с ч и т а т ь с я
с
мнением другого человека;
п р о я в л я т ь терпение
и
доброжелательно сть
в
споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать свои действия
н а
отд е л ьн ы х
э т а п а х
работы
над
з аданием ;
совместно
с
учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
у р о ке ; удерживать цель
деятельности до получения
ее
результата; оценивать
(сравнивать
с
эталоном)
результаты
деятельности;
умение выполнять учебные
действия в устной форме;
использовать
речь
для
регуляции своего действия.
Познавательные:
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п о н и м а т ь
и
применять
полученную
и н ф о р м а ц и ю
п р и
в ы п ол н е н и и
з а д а н и й ;
проявлять индивидуальные
творческие
способности
при
выполнении
задания;
преобразовывать модели в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
учебного
материала и поставленной
у ч е б н о й
ц е л ь ю ;
преобразовывать объект:
импровизировать,
и з м е н я т ь ,
т в о р ч е с к и
переделывать; сравнивать
р а з л и ч н ы е
о б ъ е к т ы :
выделять
из
множества
о д и н
и л и
н е с к о л ь к о
объектов, имеющих общие
с в о й с т в а ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
п р и з н а к а м ; выявлять
с ход с т в о
и
р а з л и ч и я
о б ъ е к т о в ; выполнять
у ч е б н ы е
з а д а ч и ,
н е
имеющие
однозначного
р е ш е н и я ; высказывать
предположения,
о б с у ж д а т ь проблемные
вопросы.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
понятные для партнера
высказывания;
формулировать свои
затруднения;
контролировать действия
партнера; предлагать
помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Аналитическая
деятельность:
соотносить этапы
(ввод,
редактирование,
форматирование)
создания
текстового
д о к у м е н т а
и
возможности
тестового
процессора по их
реализации;
определять
инструменты
текстового
р ед а кто р а
д л я
выполнения
базовых операций
п о
с о з д а н и ю
текстовых
документов.
Практическая
деятельность:
создавать
несложные
текстовые
д о к у м е н т ы
н а
р о д н о м
и
иностранном
языках;
выделять,
п е р е м е щ ат ь
и
удалять
фрагменты
текста;
создавать
т е к с т ы
с
повторяющимися
фрагментами;
осуществлять
орфографический
к о н т р о л ь
в
текстовом
д о к у м е н т е
с
помощью средств
текстового
процессора;
оформлять
текст
в
соответствии
с
заданными
требованиями
к
ш р и ф т у ,
е г о
начертанию,
размеру и цвету, к
выравниванию
текста;
с о з д а в а т ь
и
форматировать
списки;
создавать,
форматировать
и
заполнять
данными
таблицы.
19-29
Тема 4.
Компьютерная
графика
11
Компьютерная
графика.
Простейший
графический
редактор.
Инструменты
графического
редактора.
Инструменты
создания
простейших
графических
объектов.
Исправление
ошибок
и
внесение
изменений. Работа с
фрагментами:
удаление,
перемещение,
копирование.
Преобразование
фрагментов.
Устройства
ввода
графической
информации.
Личностные:
оценивать
собственную
учебную
деятельно сть:
с в о и
д о с т и ж е н и я ,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины
неудач; применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
з р е н и я ;
с ч и т а т ь с я
с
мнением другого человека;
п р о я в л я т ь терпение
и
доброжелательно сть
в
споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать свои действия
н а
отд е л ьн ы х
э т а п а х
работы
над
з аданием ;
совместно
с
учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
у р о ке ; удерживать цель
деятельности до получения
ее
результата; оценивать
(сравнивать
с
эталоном)
результаты
деятельности;
умение выполнять учебные
действия в устной форме;
использовать
речь
для
регуляции своего действия.
Познавательные:
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п о н и м а т ь
и
применять
полученную
и н ф о р м а ц и ю
п р и
в ы п ол н е н и и
з а д а н и й ;
проявлять индивидуальные
творческие
способности
при
выполнении
задания;
преобразовывать модели в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
учебного
материала и поставленной
у ч е б н о й
ц е л ь ю ;
преобразовывать объект:
импровизировать,
и з м е н я т ь ,
т в о р ч е с к и
переделывать; сравнивать
р а з л и ч н ы е
о б ъ е к т ы :
выделять
из
множества
о д и н
и л и
н е с к о л ь к о
объектов, имеющих общие
с в о й с т в а ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
п р и з н а к а м ; выявлять
с ход с т в о
и
р а з л и ч и я
о б ъ е к т о в ; выполнять
у ч е б н ы е
з а д а ч и ,
н е
имеющие
однозначного
р е ш е н и я ; высказывать
предположения,
о б с у ж д а т ь проблемные
вопросы.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
понятные для партнера
высказывания;
формулировать свои
затруднения;
контролировать действия
партнера; предлагать
помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Аналитическая
деятельность:
в ы д е л я т ь
в
сложных
графических
объектах простые
(графические
примитивы);
планировать
р а б о т у
п о
конструированию
сложных
графических
о б ъ е к т о в
и з
простых;
определять
инструменты
графического
р ед а кто р а
д л я
выполнения
базовых операций
п о
с о з д а н и ю
изображений;
Практическая
деятельность:
использовать
простейший
(растровый и/или
векторный)
графический
р е д а к т о р
д л я
с о з д а н и я
и
редактирования
изображений;
создавать
сложные
графические
о б ъ е к т ы
с
повторяющимися
и
/ и л и
преобразованным
и фрагментами.
30-32
Тема 5. Создание
мультимедийных
объектов
3
Мультимедийна
я презентация.
Описание
последовательно
развивающихся
событий
(сюжет).
Анимация.
Возможности
настройки анимации
в
р е д а к т о р е
презентаций.
Создание
эффекта
д в и ж е н и я
с
п ом о щ ь ю
с м е н ы
последовательности
рисунков.
Личностные:
оценивать
собственную
учебную
деятельно сть:
с в о и
д о с т и ж е н и я ,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины
неудач; применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
з р е н и я ;
с ч и т а т ь с я
с
мнением другого человека;
п р о я в л я т ь терпение
и
доброжелательно сть
в
споре (дискуссии).
Регулятивные:
планировать свои действия
н а
отд е л ьн ы х
э т а п а х
работы
над
з аданием ;
совместно
с
учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
у р о ке ; удерживать цель
деятельности до получения
ее
результата; оценивать
(сравнивать
с
эталоном)
результаты
деятельности;
умение выполнять учебные
действия в устной форме;
использовать
речь
для
регуляции своего действия.
Познавательные:
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п о н и м а т ь
и
применять
полученную
и н ф о р м а ц и ю
п р и
в ы п ол н е н и и
з а д а н и й ;
проявлять индивидуальные
творческие
способности
при
выполнении
задания;
преобразовывать модели в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
учебного
материала и поставленной
у ч е б н о й
ц е л ь ю ;
преобразовывать объект:
импровизировать,
и з м е н я т ь ,
т в о р ч е с к и
переделывать; сравнивать
р а з л и ч н ы е
о б ъ е к т ы :
выделять
из
множества
о д и н
и л и
н е с к о л ь к о
объектов, имеющих общие
с в о й с т в а ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
п р и з н а к а м ; выявлять
с ход с т в о
и
р а з л и ч и я
о б ъ е к т о в ; выполнять
у ч е б н ы е
з а д а ч и ,
н е
имеющие
однозначного
р е ш е н и я ; высказывать
предположения,
о б с у ж д а т ь проблемные
вопросы.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
понятные для партнера
высказывания;
формулировать свои
затруднения;
контролировать действия
партнера; предлагать
помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Аналитическая
деятельность:
планировать
последовательнос
ть
событий
на
заданную тему;
подбирать
иллюстративный
материал,
соответствующий
замыслу
создаваемого
мультимедийного
объекта.
Практическая
деятельность:
использовать
редактор
презентаций
или
иное
программное
с р е д с т в о
д л я
создания
а н и м а ц и и
п о
имеющемуся
сюжету;
с о з д а в а т ь
н а
заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками,
слайды
которой
содержат
тексты,
звуки,
графические
изображения.
Резерв учебного времени: 3 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Номер
урока
Темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы
К-во
часов
Основное содержание
по темам
Характеристика
деятельности ученика
1-13
Тема 1. Объекты
и системы
13
О б ъ е к т ы
и
и х
и м е н а .
П р и з н а к и
Личностные
результаты
объектов:
с в о й с т в а ,
действия,
поведение,
состояния.
Отношения
объектов.
Разновидности объектов
и
их
классификация.
С о с т а в
о б ъ е к т о в .
С и с т е м ы
о б ъ е к т о в .
Система и окружающая
среда.
Персональный
компьютер как система.
Ф а й л о в а я
с и с т е м а .
Операционная система.
критическое
отношение
к
информации и
избирательнос
т ь
е ё
восприятия;
у в а ж е н и е
к
информации о
частной жизни
и
информацион
ным
результатам
других людей;
осмысление
мотивов своих
действий
при
выполнении
проектных
з а д а н и й
с
жизненными
ситуациями;
начало
профессионал
ьного
самоопределе
ния,
ознакомление
с
м и р о м
профессий,
связанных
с
информацион
н ы м и
и
коммуникацио
нными
технологиями.
Метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные учебные
действия:
освоение
способов
решения
проблем
творческого
характера
в
жизненных
ситуациях;
формирование
умений
ставить цель –
создание
творческой
работы,
планировать
достижение
э т о й
ц е л и ,
создавать
вспомогательн
ые
эскизы
в
процессе
работы;
оценивание
получающегос
я
творческого
п р о д у к т а
и
соотнесение
е г о
с
изначальным
замыслом,
выполнение
по
необходимост
и
коррекции
либо
продукта,
либо замысла.
Познавательные
универсальные
учебные действия:
поиск
информации в
индивидуальн
ых
информацион
ных
архивах
учащегося,
информацион
н о й
с р е д е
образовательн
ого
учреждения, в
федеральных
хранилищах
информацион
ных
образовательн
ых ресурсов;
использование
средств
информацион
н ы х
и
коммуникацио
нных
технологий
для
решения
коммуникатив
ных,
познавательны
х и творческих
задач.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия:
создание
медиасообщен
ий,
включающих
текст,
набираемый
на клавиатуре,
цифровые
данные,
неподвижные
и
движущиеся,
записанные
и
созданные
изображения и
звуки,
ссылки
между
элементами
сообщения;
подготовка
выступления с
аудиовизуальн
ой
поддержкой.
Аналитическая
деятельность:
анализировать
объекты
окружающей
действительност
и,
указывая
их
п р и з н а к и
—
свойства,
действия,
поведение,
состояния;
выявлять
отношения,
связывающие
данный объект с
другими
объектами;
осуществлять
деление
заданного
множества
о б ъ е к т о в
н а
к л а с с ы
п о
заданному
или
самостоятельно
выбранному
п р и з н а к у
—
основанию
классификации;
приводить
примеры
материальных,
нематериальных
и
с м е ш а н н ы х
систем.
Практическая
деятельность:
изменять
свойства
рабочего
стола:
тему,
фоновый
рисунок,
заставку;
изменять
свойства
панели
задач;
узнавать
свойства
компьютерных
объектов
(устройств,
папок, файлов) и
возможных
действий с ними;
упорядочивать
информацию
в
личной папке.
14-22
Тема 2.
Информационн
ые модели
8
Модели объектов и
и х
н а з н а ч е н и е .
Информационные
модели.
С л о в е с н ы е
информационные
модели.
Простейшие
математические модели.
Табличные
информационные
модели.
Структура
и
правила
оформления
т а б л и ц ы .
П р о с т ы е
таблицы.
Табличное
решение
логиче ских
Личностные
результаты
критическое
отношение
к
информации и
избирательнос
т ь
е ё
восприятия;
у в а ж е н и е
к
информации о
частной жизни
и
информацион
ным
задач.
Вычислительные
таблицы.
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
п р е д с т а в л е н и е
о
соотношении
величин.
Визуализация
многорядных данных.
Многообразие
схем.
Информационные
м од е л и
н а
г р а ф а х .
Деревья.
результатам
других людей;
осмысление
мотивов своих
действий
при
выполнении
проектных
з а д а н и й
с
жизненными
ситуациями;
начало
профессионал
ьного
самоопределе
ния,
ознакомление
с
м и р о м
профессий,
связанных
с
информацион
н ы м и
и
коммуникацио
нными
технологиями.
Метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные учебные
действия:
освоение
способов
решения
проблем
творческого
характера
в
жизненных
ситуациях;
формирование
умений
ставить цель –
создание
творческой
работы,
планировать
достижение
э т о й
ц е л и ,
создавать
вспомогательн
ые
эскизы
в
процессе
работы;
оценивание
получающегос
я
творческого
п р о д у к т а
и
соотнесение
е г о
с
изначальным
замыслом,
выполнение
по
необходимост
и
коррекции
либо
продукта,
либо замысла.
Познавательные
универсальные
учебные действия:
поиск
информации в
индивидуальн
ых
информацион
ных
архивах
учащегося,
информацион
н о й
с р е д е
образовательн
ого
учреждения, в
федеральных
хранилищах
информацион
ных
образовательн
ых ресурсов;
использование
средств
информацион
н ы х
и
коммуникацио
нных
технологий
для
решения
коммуникатив
ных,
познавательны
х и творческих
задач.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия:
создание
медиасообщен
ий,
включающих
текст,
набираемый
на клавиатуре,
цифровые
данные,
неподвижные
и
движущиеся,
записанные
и
созданные
изображения и
звуки,
ссылки
между
элементами
сообщения;
подготовка
выступления с
аудиовизуальн
ой
поддержкой.
Аналитическая
деятельность:
различать
н а т у р н ы е
и
информационные
модели,
и з у ч а е м ы е
в
школе,
встречающиеся в
жизни;
приводить
примеры
использования
таблиц,
диаграмм,
схем,
графов и т.д. при
описании
объектов
окружающего
мира.
Практическая
деятельность:
создавать
словесные
модели
(описания);
создавать
многоуровневые
списки;
создавать
табличные
модели;
создавать
простые
вычислительные
таблицы, вносить
в
н и х
информацию
и
проводить
несложные
вычисления;
создавать
д и а г р а м м ы
и
графики;
создавать
схемы,
графы, деревья;
создавать
графические
модели.
23-32
Тема 3.
Алгоритмика
10
Понятие
исполнителя.
Н е ф о р м а л ь н ы е
и
формальные
исполнители.
Учебные
исполнители (Черепаха,
Кузнечик,
Водолей
и
д р . )
к а к
п р и м е р ы
формальных
и с п о л н и т е л е й .
И х
н а з н ач е н и е ,
с р е д а ,
режим работы, система
команд.
Управление
и с п о л н и т е л я м и
с
помощью
команд
и
их
последовательностей.
Что такое алгоритм.
Р а з л и ч н ы е
ф о р м ы
з ап и с и
а л г о р и т м о в
(нумерованный
список,
таблица,
блок-схема).
Примеры
л и н е й н ы х
алгоритмов, алгоритмов
с
в е т в л е н и я м и
и
п о в т о р е н и я м и
( в
повседневной
жизни,
в
литературных
п р о и з в е д е н и я х ,
н а
уроках
математики
и
т.д.).
Составление
алгоритмов
(линейных,
с
в е т в л е н и я м и
и
ц и к л а м и )
д л я
управления
Личностные:
оценивать
собственную
учебную
деятельность:
с в о и
д о с т и ж е н и я ,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность, причины
н е
у д а ч ; применять
правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
з р е н и я ;
с ч и т а т ь с я
с
м н е н и е м
д р у г о г о
ч е л о в е к а ; проявлять
т е р п е н и е
и
доброжелательность
в
споре (дискуссии).
Регулятивные:
п л а н и р о в а т ь
с в о и
действия
на
отдельных
э т а п а х
р а б о т ы
н а д
заданием;
совместно
с
у ч и т е л е м
и
д р у г и м и
у ч е н и к а м и
д а в а т ь
эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
уроке ; удерживать цель
д е я т е л ь н о с т и
д о
получения
ее
результата;
оценивать
(сравнивать
с
эталоном)
р е зул ьт ат ы
деятельности;
умение
в ы п о л н я т ь
у ч е б н ы е
действия в устной форме;
использовать
речь
для
р е г у л я ц и и
с в о е г о
действия.
Познавательные:
исполнителями
Чертёжник,
Водолей
и
др.
осознанно строить речевое
высказывание
в
устной
ф о р м е ;
п о н и м а т ь
и
применять
полученную
и н ф о р м а ц и ю
п р и
выполнении
з а д а н и й ;
проявлять
индивидуальные
творческие
способности
при выполнении задания;
преобразовывать модели
в
с о о т в е т с т в и и
с
содержанием
учебного
материала и поставленной
у ч е б н о й
ц е л ь ю ;
преобразовывать объект:
импровизировать,
и з м е н я т ь ,
т в о р ч е с к и
переделывать; сравнивать
р а з л и ч н ы е
о б ъ е к т ы :
выделять
из
множества
о д и н
и л и
н е с к о л ь к о
объектов, имеющих общие
с в о й с т в а ; сопоставлять
характеристики
объектов
по
одному
(нескольким)
п р и з н а к а м ; выявлять
сход с т во
и
р а з л и ч и я
о б ъ е к т о в ; выполнять
у ч е б н ы е
з а д а ч и ,
н е
имеющие
однозначного
р е ш е н и я ; высказывать
предположения,
о б с у ж д а т ь проблемные
вопросы.
Коммуникативные:
включаться в диалог, в
коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и
активность; обращаться за
помощью; формулировать
понятные для партнера
высказывания;
формулировать свои
затруднения;
контролировать действия
партнера; предлагать
помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Аналитическая
деятельность:
приводить
примеры
формальных
и
неформальных
исполнителей;
придумывать
з а д а ч и
п о
управлению
учебными
исполнителями;
выделять
примеры
ситуаций,
которые
могут
быть
описаны
с
помощью
линейных
алгоритмов,
а л г о р и т м о в
с
ветвлениями
и
циклами.
Практическая
деятельность:
составлять
линейные
а лгори т мы
п о
управлению
учебным
исполнителем;
составлять
вспомогательные
алгоритмы
для
управления
учебными
исполнителем;
составлять
циклические
а лгори т мы
п о
управлению
учебным
исполнителем.
Резерв учебного времени в 6 классах: 3 часа
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КИТЕНОК
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения
в
образовательном
процессе,
так
и
с
позиции
оценки
достижения
этих
результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они
показывают,
какой
уровень
освоения
опорного
учебного
материала
ожидается
от
выпускника.
Эти
результаты
потенциально
достигаемы
большинством
учащихся
и
выносятся
на
итоговую
оценку
как
задания
базового
уровня
(исполнительская
компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются
отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со
всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать
и
правильно
применять
на
бытовом
уровне
понятий
«информация»,
«информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять,
информативно
или
нет
некоторое
сообщение,
если
известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать
представление
об
информации
как
одном
из
основных
понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с
использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства,
действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые
ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать
меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать
окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять
текстовый
редактор
для
набора,
редактирования
и
форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять,
перемещать
и
удалять
фрагменты
текста;
создавать
тексты
с
повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять
простейший
графический
редактор
для
создания
и
редактирования
простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять
поиск
информации
в
сети
Интернет
с
использованием
простых
запросов (по одному признаку);
ориентироваться
на
интернет-сайтах
(нажать
указатель,
вернуться,
перейти
на
главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса
и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить
знания
о
назначении
и
функциях
программного
обеспечения
компьютера;
приобрести
опыт
решения
задач
из
разных
сфер
человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать
объемные
текстовые
документы,
включающие
списки,
таблицы,
диаграммы, рисунки;
осуществлять
орфографический
контроль
в
текстовом
документе
с
помощью
средств текстового процессора;
оформлять
текст
в
соответствии
с
заданными
требованиями
к
шрифту,
его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
научиться
создавать
сложные
графические
объекты
с
повторяющимися
и
/или
преобразованными фрагментами;
научиться
создавать
на
заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться
работать
с
электронной
почтой
(регистрировать
почтовый
ящик
и
пересылать сообщения);
научиться
сохранять
для
индивидуального
использования
найденные
в
сети
Интернет материалы;
расширить
представления
об
этических
нормах
работы
с
информационными
объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-
символической
формы
в
другую,
в
том
числе
использовать
графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения
моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать
термины
«исполнитель»,
«формальный
исполнитель»,
«среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать
правила
записи
и
выполнения
алгоритмов,
содержащих
алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать
алгоритмическую
конструкцию,
соответствующую
заданной
ситуации;
исполнять линейный алгоритм
для формального исполнителя с заданной
системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и
пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять
алгоритмы,
содержащие
ветвления
и
повторения,
для
формального исполнителя с заданной системой команд;
по
данному
алгоритму
определять,
для
решения
какой
задачи
он
предназначен;
разрабатывать
в
среде
формального
исполнителя
короткие
алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Личностные образовательные результаты
широкие
познавательные
интересы,
инициатива
и
любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и
реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности
за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания
в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область
информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших
областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
готовность
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
принятию
ответственности
за
их
результаты;
готовность
к
осуществлению
индивидуальной
и
коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет
умений
ее
анализа
и
критичного
оценивания;
ответственное
отношение
к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие
чувства
личной
ответственности
за
качество
окружающей
информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные
образовательные
результаты,
достигаемые
в
процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет
осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных
понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
владение
основными
общеучебными
умениями
информационно-
логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из
частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных;
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;
установление
причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение
умениями
организации
собственной
учебной
деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того,
что
уже
известно,
и
того,
что
требуется
установить;
планирование
–
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного
результата,
разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых
для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение
результата;
контроль
–
интерпретация
полученного
результата,
его
соотнесение
с
имеющимися
данными
с
целью
установления
соответствия
или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся
того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение
основными
универсальными
умениями
информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации,
применение
методов
информационного
поиска;
структурирование
и
визуализация
информации;
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий
спектр
умений
и
навыков
использования
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
сбора,
хранения,
преобразования
и
передачи
различных
видов
информации
(работа
с
текстом,
гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск,
передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания
личного информационного пространства;
владение
базовыми
навыками
исследовательской
деятельности,
выполнения
творческих
проектов;
владение
способами
и
методами
освоения
новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со
сверстниками
и
взрослыми:
умение
правильно,
четко
и
однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в
коллективе
совместную
информационную
деятельность,
в
частности
при
выполнении
проекта;
умение
выступать
перед
аудиторией,
представляя
ей
результаты
своей
работы
с
помощью
средств
ИКТ;
использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
в сфере познавательной деятельности
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение
основных
информационных
процессов
в
реальных
ситуациях,
нахождение
сходства
и
различия
протекания
информационных
процессов
в
различных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,
определение
внешней
и
внутренней
формы
представления
информации,
отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации
(таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери
её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности
окружающего мира и определяющего компонента современной информационной
цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское
право
и
интеллектуальная
собственность;
юридические
аспекты
и
проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с
помощью электронных средств
связи, о важнейших характеристиках каналов
связи;
овладение
навыками
использования
основных
средств
телекоммуникаций,
формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ
навигации (браузеров) и поисковых программ;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
рациональное
использование
распространённых
технических
средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач
учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование
текстовых
редакторов
для
создания
и
оформления
текстовых
документов
(форматирование,
сохранение,
копирование
фрагментов
и
пр.),
усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
создание
и
редактирование
рисунков,
чертежей,
усовершенствование
навыков,
полученных в начальной школе;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в
том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство
с
эстетически-значимыми
компьютерными
моделями
из
различных
образовательных областей и средствами их создания;
приобретение
опыта
создания
эстетически
значимых
объектов
с
помощью
возможностей
средств
информационных
технологий
(графических,
цветовых,
звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на
здоровье
человека,
владение
профилактическими
мерами
при
работе
с
этими
средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий.
Система оценки планируемых результатов
Система
оценки
результатов
Индивидуальная
оценка
Коллективный
результат
Оценка
эффективности
п о
н а п р а в л е н и я м
внеурочной деятельности
Основные
функции
оценки
Диагностирующая
Диагностирующая
и корректирующая
Д и а г н о с т и р у ю щ а я
и
контролирующая
Форма
предоставлени
я результатов
результатов
Портфолио
Творческий отчет /
презентация и пр.
К а р т а
д о с т и ж е н и й
(суммирование
индивидуальных
результатов
обучающихся
в
р а м к а х
о д н о г о
направления).
Оценка
проекта.
Содержание
Оценка
освоения
программы
внеурочной
деятельности (педагог).
У ч а с т и е
в
мероприятиях
различного уровня.
Дипломы,
сертификаты,
награды
и пр.
Самоанализ
Другое.
Продукт
совместной
деят ель но ст и
/
проекта.
Внешняя
экспертиза
коллективного
творчества
Награды,
сертификаты,
поощрения.
Материалы
рефлексии
Индивидуальные
р е зул ьт ат ы
в
р а м к а х
о д н о г о
н а п р а в л е н и я
(заместители директора по
УВР и ВР)
Этапы
диагностики
Входная
диагностика,
диагностика
в
конце
года
и
по
окончании
В конце года или
отчетного периода.
В конце года.
П о
о к о н ч а н и и
мультипроекта.
освоения
программы
( к а к
п о к а з а т е л и
динамики)
Формы
оценивания
Персонифицированная
и
н е
персонифицированная
Не
персонифицирован
ная
Не персонифицированная
Инструменты
оценивания
К р и т е р и и
о ц е н к и
портфолио
Критерии
оценки
продуктов
деятельности
Технологическая
карта
оценки эффективности
Критерии оценки проекта
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Номе
р
урока
Дата
Тема урока
Параграф
учебника
для работы
в классе
1.
01.09
Информация
вокруг
нас.
Техника
безопасности
и
организация рабочего места.
Введение,
§1, §2(3)
2.
08. 09
Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией
§2
3.
22.09
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
§3
4.
29.09
Управление компьютером.
Практическая
работа
№2
«Вспоминаем
приёмы
управления компьютером»
§4
5.
06.10
Хранение информации.
Практическая
работа
№3
«Создаём
и
сохраняем
файлы»
§5
6.
13.10
Передача информации.
§6 (1)
7.
20.10
Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной
почтой»
§6 (2)
8.
27.10
В мире кодов. Способы кодирования информации
§7 (1)
9.
03.11
Метод координат.
§7 (2)
10.
18.11
Текст
как
форма
представления
информации.
Компьютер
–
основной
инструмент
подготовки
текстов
§8 (1, 2)
11.
25.11
Основные
объекты
текстового
документа.
Ввод
текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
§9 (3, 4)
12.
02.12
Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
§9 (5)
13.
09.12
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами
текста»
§8 (6)
14.
16.12
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
§8 (7)
15.
23.12
Представление
информации
в
форме
таблиц.
Структура таблицы.
Практическая
работа
№9
«Создаём
простые
таблицы» (задания 1 и 2)
§9 (1)
16.
12.01
Табличное решение логических задач.
Практическая
работа
№9
«Создаём
простые
таблицы» (задания 3 и 4)
§9 (2)
17.
19.01
Разнообразие
наглядных
форм
представления
информации
§10 (1, 2)
18.
26.01
Диаграммы.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
§10 (3)
19.
02.02
Компьютерная графика. Графический редактор Paint
Практическая
работа
№11
«Изучаем
инструменты
графического редактора»
§11 (1)
20.
09.02
Преобразование графических изображений
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а
№ 1 2
« Р а б о т а е м
с
графическими фрагментами»
§11 (2)
21.
16.02
Создание графических изображений.
Практическая
работа
№13
«Планируем
работу
в
графическом редакторе»
§11 (1, 2)
22.
02.03
Разнообразие
задач
обработки
информации.
Систематизация информации
§12 (1, 2)
23.
09.03
Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки»
§12 (2)
24.
16.03
Поиск информации.
Практическая
работа
№15
«Ищем
информацию
в
сети Интернет»
§12 (3)
25.
23.03
Кодирование как изменение формы представления
информации
§12 (4)
26.
06.04
Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа №16«Выполняем вычисления с
помощью программы Калькулятор»
§12 (5)
27.
13.04
Преобразование информации путём рассуждений
§12 (6)
28.
20.04
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
§12 (7)
29.
27.04
Табличная форма записи плана действий. Задачи о
переливаниях
§12 (7)
30.
29.04
Создание движущихся изображений.
Практическая
работа
№17
«Создаём
анимацию»
(задание 1).
§12 (8)
31.
04.05
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая
работа
№17
«Создаём
анимацию»
(задание 2).
§12 (8)
Итоговое повторение
32.
11.05
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
33.
11.05
Итоговое тестирование
34-35.
25.05
Резерв учебного времени
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Номе
р
урока
Дата
Тема урока
Параграф
учебника
для работы
в классе
1.
07.09
Цели
изучения
курса
информатики.
Техника
безопасности и организация рабочего места. Объекты
окружающего мира
Введение,
§1
2.
14.09
Объекты операционной системы.
Практическая
работа
№1
«Работаем
с
основными
объектами операционной системы»
§2(3)
3.
21.09
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая
работа
№2
«Работаем
с
объектами
файловой системы»
§2(1,2)
4.
28.09
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая
работа
№3
«Повторяем
возможности
графического
редактора
–
инструмента
создания
графических объектов» (задания 1–3)
§3 (1, 2)
5.
05.10
Отношение «входит в состав».
Практическая
работа
№3
«Повторяем
возможности
графического
редактора
–
инструмента
создания
графических объектов» (задания 5–6)
§3 (3)
6.
12.10
Разновидности объекта и их классификация.
§4 (1, 2)
7.
19.10
Классификация компьютерных объектов.
Практическая
работа
№4
«Повторяем
возможности
текстового
процессора
–
инструмента
создания
текстовых объектов»
§4 (1, 2, 3)
8.
26.10
Системы объектов. Состав и структура системы
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а
№ 5
« З н а ко м и м с я
с
графическими возможностями текстового процессора»
(задания 1–3)
§5 (1, 2)
9.
02.11
Система и окружающая среда. Система как черный
ящик.
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а
№ 5
« З н а ко м и м с я
с
графическими возможностями текстового процессора»
(задания 4–5)
§5 (3, 4)
10.
09.11
Персональный компьютер как система.
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а
№ 5
« З н а ко м и м с я
с
графическими возможностями текстового процессора»
(задание 6)
§6
11.
16.11
Способы познания окружающего мира.
Практическая
работа
№6
«Создаем
компьютерные
документы»
§7
12.
23.11
Понятие
как
форма
мышления.
Как
образуются
понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задание 1)
§8 (1, 2)
13.
30.11
Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задания 2, 3)
§8 (3)
14.
07.12
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая
работа
№8
«Создаём
графические
модели»
§9
15.
14.12
Знаковые
информационные
модели.
Словесные
(научные, художественные) описания.
Практическая
работа
№9
«Создаём
словесные
модели»
§10 (1, 2, 3)
16.
21.12
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые
списки»
§10 (4)
17.
28.12
Табличные
информационные
модели.
Правила
оформления таблиц.
Практическая
работа
№11
«Создаем
табличные
модели»
§11 (1, 2)
18.
11.01
Решение
логических
задач
с
помощью
нескольких
таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные
таблицы в текстовом процессоре»
§11 (3, 4)
19.
18.01
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
представление
процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные
модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
§12
20.
25.01
Создание
информационных
моделей
–
диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
§12
21.
01.02
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
§13 (1)
22.
08.02
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
§13 (2, 3)
23.
15.02
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
§14
24.
22.02
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
§15
25.
01.03
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
§16
26.
15.03
Линейные алгоритмы.
Практическая
работа
№15
«Создаем
линейную
презентацию»
§17 (1)
27.
22.03
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с
гиперссылками»
§17 (2)
28.
05.04
Алгоритмы с повторениями.
Практическая
работа
№16
«Создаем
циклическую
презентацию»
§17 (3)
29.
12.04
Исполнитель
Чертежник.
Пример
а лгоритма
управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (1, 2)
30.
19.04
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (3)
31.
26.04
Алгоритмы
с
повторениями
для
исполнителя
Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (4)
32.
03.05
Обобщение и систематизации
изученного по теме
«Алгоритмика»
Итоговое повторение
33-35.
10.05
17.05
25.05
Выполнение и защита итогового проекта.