Напоминание

О правах ребенка дошкольника"


Автор: Кузьмина Юлия Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Статья
Тема: О правах ребенка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«О правах ребенка дошкольника»

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе

которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же

время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости

от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их

полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их

прав.

«Дети

мира

невинны,

уязвимы

и

зависимы»,

констатирует

Всемирная

декларация

об

обеспечении

выживания,

защиты

и

развития

детей.

В

соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав

ребенка

приняты

важные

документы,

призванные

обеспечить

защиту

прав

ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся

прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

(1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом.

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на

имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную

защиту

и

предоставление

возможности

получать

образование,

развиваться

физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе

Декларации

прав

ребенка

был

разработан

международный

документ

Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи,

пола,

языка,

религии,

политических

или

иных

убеждений,

национального,

этнического и социального происхождения – юридическое право:

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей

и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и

предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих

его настоящее и будущее.

Конвенция

о

правах

ребенка

правовой

документ

высокого

международного

стандарта

и

большого

педагогического

значения.

Она

провозглашает

ребенка

полноценной

и

полноправной

лично стью,

самостоятельным

субъектом

права

и

призывает

строить

взаимоотношения

взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит

подлинный

гуманизм,

демократизм,

уважение

и

бережное

отношение

к

личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита

прав

детей

начинается

с

соблюдения

основных

положений

Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка

в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону

он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права

независимо

от

пола,

цвета

кожи,

религии,

происхождения,

материального

положения и других различий.

Интересы

ребенка

должны

быть

на

первом

месте

(статья

3).

Государство,

принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в

первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или

покушаться

на

его

жизнь.

Государство

обязано

обеспечить

в

максимально

возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок

имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих

родителей и право на их заботу.

Право

на

сохранение

своей

индивидуальности

(статья

8).

Каждый

ребенок

единственный

в

своем

роде;

со

всеми

своими

особенностями

внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может

выражать

свои

взгляды

и

мнения.

При

осуществлении

этих

прав

должны

уважаться права и репутация других людей.

Право

на

защиту

от

физического

или

психологического

насилия,

оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство

должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого

обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся

жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на

охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой

воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство

обеспечивает,

чтобы

ни

один

ребенок

е

подвергался

пыткам,

жестокому

обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Право

на

образование

и

обеспечение

школьной

дисциплины

с

помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый

ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть

обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для

всех

детей.

В

школах

должны

соблюдаться

права

ребенка

и

проявляться

уважение к его человеческому достоинству

Нарушением прав ребенка можно считать:

- лишение свободы движения,

- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156

Уголовного

Кодекса

РФ

предполагает,

что

запирание

на

длительное

время

квалифицируется

как

неисполнение

обязанностей

по

воспитанию

несовершеннолетнего),

- применение физического насилия к ребенку,

-

унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес

ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс

неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

- угрозы в адрес ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской

помощи.

Подробнее хочется остановиться на таком праве ребенка дошкольного

возраста, как право на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но

далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное

место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени

проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение

интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы

публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать

осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б.

Эльконин,

известный

ученый,

установил,

что

сюжетная

игра

в

дошкольном

возрасте

особенно

благоприятна

в

сфере

человеческой

деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских

игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме

того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и

ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях

малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои

силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам

дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок

не

слушается,

неуправляем.

Причина

не

в

ребенке,

а

в

педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться:

каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка

злым

и

жестоким?

(ответы

родителей).

Вот

поэтому

надо

категорически

запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно

рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ,

пистолеты.

Эти

игры

негативно

влияют

на

психику

ребенка,

вызывают

агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а

не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше

предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых

сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в

ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть

фильмы-ужасы,

убийства,

безобразные

американские

мультфильмы.

Лучше

использовать

наши

диафильмы

и

мультфильмы,

добрые

детские

книги

и

игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание

и

понимание

права

ребенка

на

игру

всеми

участниками

образовательного

процесса

позволяет

осуществить

полноценное

развитие

ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.



В раздел образования