Автор: Кузьмина Юлия Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Статья
Тема: О правах ребенка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«О правах ребенка дошкольника»
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же
время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости
от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их
полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их
прав.
«Дети
мира
невинны,
уязвимы
и
зависимы»,
–
констатирует
Всемирная
декларация
об
обеспечении
выживания,
защиты
и
развития
детей.
В
соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав
ребенка
приняты
важные
документы,
призванные
обеспечить
защиту
прав
ребенка во всем мире:
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся
прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом.
В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на
имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную
защиту
и
предоставление
возможности
получать
образование,
развиваться
физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе
Декларации
прав
ребенка
был
разработан
международный
документ
– Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи,
пола,
языка,
религии,
политических
или
иных
убеждений,
национального,
этнического и социального происхождения – юридическое право:
- на воспитание;
- на развитие;
- на защиту
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей
и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и
предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих
его настоящее и будущее.
Конвенция
о
правах
ребенка
—
правовой
документ
высокого
международного
стандарта
и
большого
педагогического
значения.
Она
провозглашает
ребенка
полноценной
и
полноправной
лично стью,
самостоятельным
субъектом
права
и
призывает
строить
взаимоотношения
взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит
подлинный
гуманизм,
демократизм,
уважение
и
бережное
отношение
к
личности ребенка, его мнениям и взглядам.
«Защита
прав
детей
начинается
с
соблюдения
основных
положений
Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка
в Московской области):
Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону
он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права
независимо
от
пола,
цвета
кожи,
религии,
происхождения,
материального
положения и других различий.
Интересы
ребенка
должны
быть
на
первом
месте
(статья
3).
Государство,
принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в
первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или
покушаться
на
его
жизнь.
Государство
обязано
обеспечить
в
максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок
имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих
родителей и право на их заботу.
Право
на
сохранение
своей
индивидуальности
(статья
8).
Каждый
ребенок
единственный
в
своем
роде;
со
всеми
своими
особенностями
внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может
выражать
свои
взгляды
и
мнения.
При
осуществлении
этих
прав
должны
уважаться права и репутация других людей.
Право
на
защиту
от
физического
или
психологического
насилия,
оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство
должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого
обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся
жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на
охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой
воды и полноценного питания.
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство
обеспечивает,
чтобы
ни
один
ребенок
е
подвергался
пыткам,
жестокому
обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право
на
образование
и
обеспечение
школьной
дисциплины
с
помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый
ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть
обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для
всех
детей.
В
школах
должны
соблюдаться
права
ребенка
и
проявляться
уважение к его человеческому достоинству
Нарушением прав ребенка можно считать:
- лишение свободы движения,
- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156
Уголовного
Кодекса
РФ
предполагает,
что
запирание
на
длительное
время
квалифицируется
как
неисполнение
обязанностей
по
воспитанию
несовершеннолетнего),
- применение физического насилия к ребенку,
-
унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес
ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс
неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
- угрозы в адрес ребенка,
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской
помощи.
Подробнее хочется остановиться на таком праве ребенка дошкольного
возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но
далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное
место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени
проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение
интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы
публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать
осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б.
Эльконин,
известный
ученый,
установил,
что
сюжетная
игра
в
дошкольном
возрасте
особенно
благоприятна
в
сфере
человеческой
деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских
игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме
того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и
ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях
малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои
силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам
дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок
не
слушается,
неуправляем.
Причина
не
в
ребенке,
а
в
педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться:
каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка
злым
и
жестоким?
(ответы
родителей).
Вот
поэтому
надо
категорически
запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно
рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ,
пистолеты.
Эти
игры
негативно
влияют
на
психику
ребенка,
вызывают
агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а
не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше
предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых
сказок, играть с ними в сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в
ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть
фильмы-ужасы,
убийства,
безобразные
американские
мультфильмы.
Лучше
использовать
наши
диафильмы
и
мультфильмы,
добрые
детские
книги
и
игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание
и
понимание
права
ребенка
на
игру
всеми
участниками
образовательного
процесса
позволяет
осуществить
полноценное
развитие
ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.