Автор: Огудина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 "
Населённый пункт: Вязники
Наименование материала: статья
Тема: Творческая самореализация педагога в образовательной среде в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Творческая самореализация педагога в образовательной среде в
соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время обеспечение повышения качества образования на всех его
ступенях
является
приоритетной
задачей
модернизации
образовательной
системы.
Успешное
воспитание
дошкольников
напрямую
связано
с
индивидуально-личностными
и
профессиональными
каче ствами
воспитателя.
Проект
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
требует
обеспечения
полноценного
развития
воспитанников
во
всех
основных
образовательных
областях,
а
именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического
и
физического
развития.
Именно
от
профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества
детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Поэтому создание
условий для самореализации каждым педагогом своих профессиональных
возможностей в целом является одним из главных ресурсов обеспечения и
развития качества дошкольного образования.
Самореализация
-
наиболее
полное
выявление
личностью
своих
индивидуальных и профессиональных возможностей.
Требования,
которые
предъявляются
к
современному
дошкольному
образованию,
включают
в
себя
создание
благоприятных
условий
для
воспитания творческой личности. Обеспечить такие условия для ребёнка
должно дошкольное образовательное учреждение, в частности воспитатель.
Юшкова пишет: «Творчество не появляется само собой, оно воспитывается,
развивается в результате длительной систематической работы педагогов и
психологов
с
дошкольниками
и
учащимися».
Деятельность
воспитателя
дошкольной
организации
способствует
определению
и
дальнейшему
развитию
возможностей
каждого
воспитанника.
Воспитатель
сам
должен
быть человеком творческим и должен уметь решать большое количество
профессиональных задач в различных ситуациях и обладать современным
мышлением и психологической культурой. Поэтому возрастают требования к
профессиональной
культуре
воспитателя,
его
психолого-педагогической
подготовке, педагогической компетентности. Педагогическая деятельность по
своей природе – творческая. Творчество – понятие сложное, многоаспектное,
его изучение имеет длительную историю, но, как не странно, нет чёткого
определения данному понятию. Педагогическое творчество - это поиск и
нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Педагогическое
творчество
воспитателя
включает
различные
формы
и
способы
творческой
самореализации.
Самореализация
изучается
в
двух
аспектах:
1) со стороны результатов – состояний личности,
2) со стороны её компонентов: цель, мотивы, процесс достижения цели,
ситуация,
результат
(приобретение
опыта,
обретение
смысла,
самореализация, развитие личности.
Важным
является
внесение
инновационных
технологий
(развивающее
обучение,
проблемное
обучение,
проектные
методы
обучения,
информационно-коммуникативные
технологии,
здоровьесберегающие
технологии и др.) в педагогическую работу дошкольной организации. Это
могут быть: мастер-классы, круглые столы, создание портфолио, деловые
игры,
самообразование
воспитателя,
дискуссии,
проектная
деятельность,
использование
мультимедийных
технологий,
применение
здоровье
сберегающих технологий, участие в конкурсах педагогического мастерства.
Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи.
Современные
педагогиче ские
технологии,
и с п ол ь з о ва н и е
компьютерных
программ
способствуют
организации
образовательного
процесса
на
качественно
новом
уровне.
Современный
мир
невозможно
представить
без
интернета.
Его
активными
пользователями
является
огромное количество людей. И каждый находит в нём что-то нужное для
себя. Неоценимую роль интернет оказывает в работе воспитателя. Связано
это в первую с поиском
сайтов, в которых предлагается дидактический
материал для подготовки и проведения непосредственно образовательной
деятельности
,
выступлений
на
педагогических
советах,
различных
семинарах. Сайтов существует огромное количество. На определённом этапе
своей педагогической деятельности воспитатель начинает задумываться о
создании своего персонального сайта
Для кого создаётся сайт? Сайт воспитателя – это продукт, рассчитанный
на определённую аудиторию … это, прежде всего, воспитанники, родители,
коллеги и просто случайные посетители, кому интересна данная тематика.
На сайте они могут получить информацию о мероприятиях проходивших в
ДОУ, о жизни их детей в группе,посмотреть
методические разработки и
много всего другого. Персональный сайт воспитателя - это не просто модная
«фишка».
Создание
сайта
открывает
для
меня
новую
среду
и
новые
возможно сти.
С айт
оказывает
огромную
роль
на
р а з в и т и е ,
самосовершенствование педагога как профессионала и как личности. При
этом у каждого есть возможность не только представить опыт своей работы,
рассказать
о
достижениях,
успехах,
но
и
взглянуть
на
себя,
свою
деятельность со стороны. Работая над созданием сайта, ты сама выступаешь
не только в роли администратора, пользователя, но и в роли независимого
эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на
должный
уровень.
Создание
сайта
позволяет
презентовать
свой
педагогический
опыт
большой
аудитории
коллег,
повысить
уровень
ИКТ
.Таким образом, сайт - это не только возможность рассказать о себе, но в
большей степени - возможность понять, куда двигаться дальше.
Сайт
должен
быть
мобильный,
постоянно
пополняющийся
и
обновляющийся
.
На
нем
располагается
вся
необходимая
информация
.
Хороший сайт — это сайт для людей .
Человек, желающий создать сайт с нуля и не имеющий абсолютно
никакого опыта, должен быть готов к определенным трудностям. И прежде
чем начать создание сайта надо сопоставить цели создания сайта, свои силы,
знания, количество личного времени и начать с изучения основ. Итак -
приступать
к
работе
по
созданию
страниц
сайта
следует
с
тщательного
продумывания концепции и составления структуры будущего проекта. И уже
на основе этой информации, следует подбирать необходимые материалы.
Сайт способствует:
•
увеличению числа потенциальных и действительных клиентов,
которые
могут
и
хотят
познакомиться
с
дошкольным
образовательным
учреждением;
•
информированию
интернет-аудитории
об
устройстве
и
деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
•
предоставлению
достоверной
информации
из
первоисточника
средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
•
рекламе
и
развитию
образовательных
услуг
прямо
со
своего
сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
•
быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически
неограниченному
кругу
Интернет-клиентов
через
размещение
на
сайте
текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как
условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика
ДОУ,
ресурсное
обеспечение
образовательного
процесса,
результаты
обучения и другие;
•
опубликование
справочной,
ознакомительной
и
аналитической
информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности
дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
•
размещение на сайте формы обратной связи поможет получить
отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ,
которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и
эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада(а в частности у педагога) собственного сайта
в
сети
Интернет
предоставляет
родителям
возможность
оперативного
получения
информации
о
жизни
ДОУ,
группы,
расписании
занятий,
о
проводимых
мероприятиях,
праздниках,
развлечениях.
Кроме
этого
сайт
детского
сада
информации:
получать
информацию
о
проблемах,
возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных
проблем
по
электронной
почте.
является
для
родителей
источником
информации
учебного,
методического
и
воспитательного
характера.
Со
страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения
здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в
обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой
режим
информационного
взаимодействия
не
отрицает
возможности
получения индивидуальной или конфиденциальной
Разработка консультаций для сайта ориентирована, прежде всего,
на запрос родителей.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
во
взаимодействии воспитателей и родителей позволяют получать следующие
результаты:
1.
Повышение
эффективности
процесса
воспитания
и
развития
детей;
2.
Повышение
уровня
психолого-педагогической
компетентности
родителей;
3.
Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4.
Создание системы поддержки семейного воспитания;
5.
Участие
родителей
в
воспитательно-образовательном
процессе
детского сада;
6.
Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Предлагаю вашему вниманию свой сайт как одну из составляющих
творческой самореализации.
В наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё
большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит
своей
жизни
без
компьютера,
сайт
становится
одним
из
наиболее
востребованных способов передачи и обмена информацией
Важным
условием
формирования
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста
является наличие и совершенствование творчества
воспитателей дошкольников. С работы воспитателя начинается социализация
ребёнка, от взаимодействия воспитателя и детей, от его компетенции зависит
дальнейшее
развитие
личности
ребёнка,
формируются
его
целевые
ориентиры.
Творческий
характер
деятельности
воспитателя
позволяет
постоянно творить. Таким образом, педагогическое творчество проявляется
как
самореализация
воспитателя.
Успехи
и
достижения
детей
напрямую
зависят
от
личности
воспитателя,
его
профессиональной
подготовки
и
творческого потенциала .