Напоминание

"Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы"


Автор: Беляева Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Ленинск-Кузнецкого

Использование игровых технологий на уроках

русского языка и литературы

Составитель:

Беляева Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

2017 г

Современное

общество

ставит

перед

школой

важную

задачу

-

разносторонне

развивать

детей,

их

творческие

способности,

умения

и

навыки,

самообразование,

формировать

готовность

и

адаптацию

к

меняющимся социальным условиям жизни. Поэтому учитель должен быть

мобильным и уметь реагировать на перемены в обществе, искать новые

способы обучения.

И г р а

-

активнейшая

форма

человеческой

деятельности.

Редко

встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо

игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от

возможности

выбора

игр

этот

интерес

только

возрастает.

Эта

модель

обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по

схеме:

ученик-учитель-ученик,

она

позволяет

ученикам

самостоятельно

выбирать

свой

путь

развития

(образования),

возможно,

делая

это

несознательно,

интуитивно,

а

учитель

исполняет

роль

катализатора;

его

умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой

методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют

им лучше запомнить формулировки, определения, развивают мышление.

К

игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и другие

игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые

формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к

практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей

роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаше всего им

приходится

играть

свою

роль

в

конфликтной

ситуации,

заложенной

в

содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что

развивает мышление детей, их коммуникативные способности. В процессе

игры

возникает

определенный

эмоциональный

настрой,

активизирующий

учебный

процесс.

Учебные

игры

применяются

для

развития

умений

использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной

деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Основные

особенности

учебных игр:

1 )

м о д е л и р о в а н и е

определенных видов практической деятельности;

2)

моделирование

условий, в которых протекает деятельность;

3) наличие ролей,

их распределение между участниками игры;

4 )

р а з л и ч и е

ролевых целей участников игры:

5)

взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

6) наличие общей цели у всего игрового коллектива;

7) групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников

игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника

игрового

процесса,

учиться

находить

и

принимать

решения;

развивать

способности,

которые

могут

быть

обнаружены

в

других

условиях

и

ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению

адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению

общаться,

создавать

особую

эмоциональную

среду,

привлекательную

для

учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а

также

использоваться

во

внеурочной

деятельности.

Анализ

психолого-

педагогической

литературы

по

этому

вопросу,

наблюдение

за

игровыми

действиями,

вводимыми

в

учебный

процесс,

а

также

осмысление

накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических

игр.

Игры-упражнения

проводятся

как

на

уроке,

так

и

во

внеурочной

учебной

работе.

Они

занимают

обычно

10-15

минут

и

направлены

на

совершенствование

познавательных

способностей

учащихся,

являются

хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и

закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это

разнообразные

викторины,

кроссворды,

ребусы,

чайнворды,

шарады,

головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Игры-путешествия можно проводить как непосредственно на уроке, так

и

в

процессе

внеклассных

занятий.

Они

служат,

в

основном,

целям

углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация

учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах,

ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная

(ролевая)

игра

отличается

от

игр-упражнений

и

игр-

путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а

учащиеся играют определенные роли.

Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды

дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида

игры

учащиеся

делятся

на

группы,

команды,

между

которыми

идет

соревнование.

Существенной

особенностью

игры-соревнования

является

наличие

в

ней

соревновательной

борьбы

и

сотрудничества.

Элементы

соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а

сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и

задачами.

Игра-соревнование

позволяет

учителю

в

зависимости

от

содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но

весьма

сложные

вопросы

учебной

программы.

В

этом

ее

основная

педагогическая

ценность

и

преимущество

перед

другими

видами

дидактических игр.

В

реальной

практике

обучения

все

виды

игр

могут

выступать

и

как

самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование

каждого

вида

игр

и

их

разнообразных

сочетаний

определяется

особенностями

учебного

материала,

возрастом

учащихся

и

другими

педагогическими факторами.

Ниже представлена классификация уроков на основании методов и

форм их проведения, с использованием игровых технологий.

Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-

парадокс, защита проектов, защита урок-встреча.

Уроки творческой направленности: урок-сказка, урок-сочинение, урок

изобретательства,

урок-творческий

отчет,

урок-выставка,

урок

изобретательства,

урок

"Удивительное

рядом",

урок

фантастического

проекта,

урок-рассказ

о

писателях:

урок-бенефис,

урок-

портрет,

урок-

сюрприз, урок -подарок от литературного героя.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия,

заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое , путешествие

по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита проектов.

Уроки

с

состязательной

игровой

основой:

урок-игра

"Придумай

проект", урок "Домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото",

урок "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок -

КВН,

урок

"Что?

Где?

Когда?",

урок

-

эстафета,

конкурс,

игра,

дуэль,

соревнование:

урок-журнал,

урок-викторина,

урок-тест,

урок-игра

для

родителей, ролевая игра "Семья обсуждает свои планы", урок-дидактическая

игра, урок-кроссворд, игра-обобщение.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов

организации:

парный

опрос,

экспресс-опрос,

урок-зачет,

защита

оценки,

урок-консультация,

урок-практикум,

урок-семинар,

защита

читательского

формуляра, телеурок без телевидения, ученическая конференция.

Уроки,

отражающие

современные

общественные

тенденции: урок,

построенный по инициативе учащихся, общественный смотр знаний, урок-

диспут, урок с использованием информационных технологий.

Мы считаем, что самыми важными методами обучения в формировании и

развитии познавательной деятельности обучающихся является выбор нужной

технологии,

использование

активных

форм

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочной

деятельности.

Одной

из

наиболее

эффективных

технологий

обучения, на наш взгляд, является игровая технология, которая способствует

мотивации

познавательной

деятельности;

воспитывает

самостоятельность,

нравственные и эстетические ценности; развивает творческие способности и

коммуникабельность

детей.

А

использование

активных

форм

уроков

проведение олимпиад, конкурсов делает обучение интересным и помогает

углубить и упрочить знания по русскому языку и литературе.



В раздел образования