Автор: Беляева Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Ленинск-Кузнецкого
Использование игровых технологий на уроках
русского языка и литературы
Составитель:
Беляева Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2017 г
Современное
общество
ставит
перед
школой
важную
задачу
-
разносторонне
развивать
детей,
их
творческие
способности,
умения
и
навыки,
самообразование,
формировать
готовность
и
адаптацию
к
меняющимся социальным условиям жизни. Поэтому учитель должен быть
мобильным и уметь реагировать на перемены в обществе, искать новые
способы обучения.
И г р а
-
активнейшая
форма
человеческой
деятельности.
Редко
встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо
игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от
возможности
выбора
игр
этот
интерес
только
возрастает.
Эта
модель
обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по
схеме:
ученик-учитель-ученик,
она
позволяет
ученикам
самостоятельно
выбирать
свой
путь
развития
(образования),
возможно,
делая
это
несознательно,
интуитивно,
а
учитель
исполняет
роль
катализатора;
его
умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой
методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют
им лучше запомнить формулировки, определения, развивают мышление.
К
игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и другие
игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые
формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к
практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей
роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаше всего им
приходится
играть
свою
роль
в
конфликтной
ситуации,
заложенной
в
содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что
развивает мышление детей, их коммуникативные способности. В процессе
игры
возникает
определенный
эмоциональный
настрой,
активизирующий
учебный
процесс.
Учебные
игры
применяются
для
развития
умений
использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной
деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Основные
особенности
учебных игр:
1 )
м о д е л и р о в а н и е
определенных видов практической деятельности;
2)
моделирование
условий, в которых протекает деятельность;
3) наличие ролей,
их распределение между участниками игры;
4 )
р а з л и ч и е
ролевых целей участников игры:
5)
взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
6) наличие общей цели у всего игрового коллектива;
7) групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников
игры.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника
игрового
процесса,
учиться
находить
и
принимать
решения;
развивать
способности,
которые
могут
быть
обнаружены
в
других
условиях
и
ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению
адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению
общаться,
создавать
особую
эмоциональную
среду,
привлекательную
для
учащихся.
Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а
также
использоваться
во
внеурочной
деятельности.
Анализ
психолого-
педагогической
литературы
по
этому
вопросу,
наблюдение
за
игровыми
действиями,
вводимыми
в
учебный
процесс,
а
также
осмысление
накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических
игр.
Игры-упражнения
проводятся
как
на
уроке,
так
и
во
внеурочной
учебной
работе.
Они
занимают
обычно
10-15
минут
и
направлены
на
совершенствование
познавательных
способностей
учащихся,
являются
хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и
закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это
разнообразные
викторины,
кроссворды,
ребусы,
чайнворды,
шарады,
головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
Игры-путешествия можно проводить как непосредственно на уроке, так
и
в
процессе
внеклассных
занятий.
Они
служат,
в
основном,
целям
углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация
учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах,
ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная
(ролевая)
игра
отличается
от
игр-упражнений
и
игр-
путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а
учащиеся играют определенные роли.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды
дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида
игры
учащиеся
делятся
на
группы,
команды,
между
которыми
идет
соревнование.
Существенной
особенностью
игры-соревнования
является
наличие
в
ней
соревновательной
борьбы
и
сотрудничества.
Элементы
соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а
сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и
задачами.
Игра-соревнование
позволяет
учителю
в
зависимости
от
содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но
весьма
сложные
вопросы
учебной
программы.
В
этом
ее
основная
педагогическая
ценность
и
преимущество
перед
другими
видами
дидактических игр.
В
реальной
практике
обучения
все
виды
игр
могут
выступать
и
как
самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование
каждого
вида
игр
и
их
разнообразных
сочетаний
определяется
особенностями
учебного
материала,
возрастом
учащихся
и
другими
педагогическими факторами.
Ниже представлена классификация уроков на основании методов и
форм их проведения, с использованием игровых технологий.
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-
парадокс, защита проектов, защита урок-встреча.
Уроки творческой направленности: урок-сказка, урок-сочинение, урок
изобретательства,
урок-творческий
отчет,
урок-выставка,
урок
изобретательства,
урок
"Удивительное
рядом",
урок
фантастического
проекта,
урок-рассказ
о
писателях:
урок-бенефис,
урок-
портрет,
урок-
сюрприз, урок -подарок от литературного героя.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия,
заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое , путешествие
по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита проектов.
Уроки
с
состязательной
игровой
основой:
урок-игра
"Придумай
проект", урок "Домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото",
урок "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок -
КВН,
урок
"Что?
Где?
Когда?",
урок
-
эстафета,
конкурс,
игра,
дуэль,
соревнование:
урок-журнал,
урок-викторина,
урок-тест,
урок-игра
для
родителей, ролевая игра "Семья обсуждает свои планы", урок-дидактическая
игра, урок-кроссворд, игра-обобщение.
Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов
организации:
парный
опрос,
экспресс-опрос,
урок-зачет,
защита
оценки,
урок-консультация,
урок-практикум,
урок-семинар,
защита
читательского
формуляра, телеурок без телевидения, ученическая конференция.
Уроки,
отражающие
современные
общественные
тенденции: урок,
построенный по инициативе учащихся, общественный смотр знаний, урок-
диспут, урок с использованием информационных технологий.
Мы считаем, что самыми важными методами обучения в формировании и
развитии познавательной деятельности обучающихся является выбор нужной
технологии,
использование
активных
форм
как
на
уроках,
так
и
во
внеурочной
деятельности.
Одной
из
наиболее
эффективных
технологий
обучения, на наш взгляд, является игровая технология, которая способствует
мотивации
познавательной
деятельности;
воспитывает
самостоятельность,
нравственные и эстетические ценности; развивает творческие способности и
коммуникабельность
детей.
А
использование
активных
форм
уроков
проведение олимпиад, конкурсов делает обучение интересным и помогает
углубить и упрочить знания по русскому языку и литературе.