Автор: Суслова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад "Василек"
Населённый пункт: г.Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: ППричины возникновения заикания у детей дошкольного возраста.
Раздел: среднее профессиональное
Суслова Т.Н.,
логопед МБОУ ЦРР «детский сад «Василёк»,
г. Абакан
Причины возникновения заикания у детей дошкольного возраста.
Заикание - это тяжёлый недуг, который может сыграть негативную роль в
получении образования, выборе профессии, создании семьи. Что можем
сделать мы, чтобы вовремя помочь ребёнку? Мы можем вовремя распознать
и не пропустить первые признаки заикания:
- когда ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может
длиться от 2-х часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить,
но уже заикаясь) – если успеть обратиться к специалисту до момента
возникновения заикания, его можно предотвратить;
- когда начинает употреблять перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- когда повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- когда появляются вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- когда отмечаются затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные
признаки и своевременно обратиться к специалистам (логопеду,
психоневрологу, психологу), поскольку заикание легче предупредить, чем
лечить.
Что вызывает у детей заикание? Причины могут быть разные:
- в период развития фразовой речи (от2-х до 5 –ти лет) как результат
недостаточно сформированного речевого механизма ребёнка. Появившиеся
запинки могут закрепиться в речи, и далее возникает заикание;
- частые и тяжело протекающие заболевания, ослабляющие организм
ребёнка;
- ребёнок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть
при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при
неблагоприятной наследственности;
- заикание проявляется в результате неправильного воспитания. Сюда
относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей,
внезапные переходы от ласки к ругани, запугивания, наказания. Такие
неправильные приёмы воспитания служат постоянными психическими
травмами и как результат – заикание;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,
нарушение звукопроизношения, быстрая невнятная речь родителей;
- перегруз детей младшего возраста речевым материалом. Например, только
ребёнок овладел фразовой речью, родители активно начинают его развивать,
разучивая с ним стихи, сказки, песни, часто водят его в музей, театры,
кинотеатры, явно перегружая малыша различного рода информацией,
нередко малодоступной детскому пониманию;
- подражание заикающимся. Он подражает только лицам, к которым
испытывает сильное влечение, или копирует действия, которые его
привлекают (родители, старшие братья и сёстры);
- переучивание леворукости;
- В «здоровых» в социальном отношении семьях, допускаются серьёзные
педагогические просчёты, связанные с завышенными требованиями,
предъявляемыми детям уже в раннем возрасте. В наше время считается
очень престижным, когда ребёнок занимается иностранными языками,
посещает бассейн, музыкальные занятия и т.п. Родители постоянно
внушают своим детям, что нельзя бездельничать, нужно заниматься
полезными делами, подготавливая себя к «взрослой» жизни, в которой
необходимо занять достойное место. И послушные дети с усердием
занимаются «делом». В подобной системе воспитания родители,
предусмотрели все до мелочей и спортивные занятия в секциях, которые
должны были бы уравновесить интеллектуальные нагрузки. Но дети
лишаются детства, превращаются в маленьких взрослых, постепенно
приобретают гиперсоциальные черты характера (я – первый), в дальнейшем
нагрузки те же, а успешность и работоспособность снижаются. И вступает в
действие механизм «порочного круга». Утомление постепенно
накапливается. Может ухудшиться сон, появляются раздражительность,
плаксивость, неуверенность в своих силах, т.е. возникают первые симптомы
неврастении, которая представляет собой хорошо «удобренную» почву для
возникновения и развития заикания. Прогноз преодоления заикания зависит,
от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его
применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем
активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого
аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше
психологических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Менее эффективно
и успешно устранения заикания, которое возникло вследствие запоздалого
развития речи, подражания родителям. Из детей дошкольного возраста 70%
полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.
Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать
благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее
благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее
заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении
неблагоприятных условий.
Комплексное воздействие на заикающегося состоит из таких направлений.
1.Медицинское воздействие (невролог, физиотерапевт, массажист).
2.Психолого-педагогическое (логопед, психолог, педагоги ОУ, родители).
При
отсутствии
своевременной помощи со стороны родителей, педагогов,
медиков у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются
патохарактерологическим развитием
личности. Чаще всего такие люди
малообщительны, с комплексами, неуверенностью в себе. Если такому
человеку во время не оказать помощь он не сможет реализоваться как
личность.
Литература
1.Селивёрстов В.И., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие.
Нарушение темпа и ритма речи. – М ., «Владос», 2003.