Напоминание

ППричины возникновения заикания у детей дошкольного возраста.


Автор: Суслова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад "Василек"
Населённый пункт: г.Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: ППричины возникновения заикания у детей дошкольного возраста.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Суслова Т.Н.,

логопед МБОУ ЦРР «детский сад «Василёк»,

г. Абакан

Причины возникновения заикания у детей дошкольного возраста.

Заикание - это тяжёлый недуг, который может сыграть негативную роль в

получении образования, выборе профессии, создании семьи. Что можем

сделать мы, чтобы вовремя помочь ребёнку? Мы можем вовремя распознать

и не пропустить первые признаки заикания:

- когда ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может

длиться от 2-х часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить,

но уже заикаясь) – если успеть обратиться к специалисту до момента

возникновения заикания, его можно предотвратить;

- когда начинает употреблять перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- когда повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- когда появляются вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- когда отмечаются затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные

признаки и своевременно обратиться к специалистам (логопеду,

психоневрологу, психологу), поскольку заикание легче предупредить, чем

лечить.

Что вызывает у детей заикание? Причины могут быть разные:

- в период развития фразовой речи (от2-х до 5 –ти лет) как результат

недостаточно сформированного речевого механизма ребёнка. Появившиеся

запинки могут закрепиться в речи, и далее возникает заикание;

- частые и тяжело протекающие заболевания, ослабляющие организм

ребёнка;

- ребёнок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть

при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при

неблагоприятной наследственности;

- заикание проявляется в результате неправильного воспитания. Сюда

относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей,

внезапные переходы от ласки к ругани, запугивания, наказания. Такие

неправильные приёмы воспитания служат постоянными психическими

травмами и как результат – заикание;

- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,

нарушение звукопроизношения, быстрая невнятная речь родителей;

- перегруз детей младшего возраста речевым материалом. Например, только

ребёнок овладел фразовой речью, родители активно начинают его развивать,

разучивая с ним стихи, сказки, песни, часто водят его в музей, театры,

кинотеатры, явно перегружая малыша различного рода информацией,

нередко малодоступной детскому пониманию;

- подражание заикающимся. Он подражает только лицам, к которым

испытывает сильное влечение, или копирует действия, которые его

привлекают (родители, старшие братья и сёстры);

- переучивание леворукости;

- В «здоровых» в социальном отношении семьях, допускаются серьёзные

педагогические просчёты, связанные с завышенными требованиями,

предъявляемыми детям уже в раннем возрасте. В наше время считается

очень престижным, когда ребёнок занимается иностранными языками,

посещает бассейн, музыкальные занятия и т.п. Родители постоянно

внушают своим детям, что нельзя бездельничать, нужно заниматься

полезными делами, подготавливая себя к «взрослой» жизни, в которой

необходимо занять достойное место. И послушные дети с усердием

занимаются «делом». В подобной системе воспитания родители,

предусмотрели все до мелочей и спортивные занятия в секциях, которые

должны были бы уравновесить интеллектуальные нагрузки. Но дети

лишаются детства, превращаются в маленьких взрослых, постепенно

приобретают гиперсоциальные черты характера (я – первый), в дальнейшем

нагрузки те же, а успешность и работоспособность снижаются. И вступает в

действие механизм «порочного круга». Утомление постепенно

накапливается. Может ухудшиться сон, появляются раздражительность,

плаксивость, неуверенность в своих силах, т.е. возникают первые симптомы

неврастении, которая представляет собой хорошо «удобренную» почву для

возникновения и развития заикания. Прогноз преодоления заикания зависит,

от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его

применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем

активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого

аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше

психологических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Менее эффективно

и успешно устранения заикания, которое возникло вследствие запоздалого

развития речи, подражания родителям. Из детей дошкольного возраста 70%

полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.

Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать

благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее

благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее

заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении

неблагоприятных условий.

Комплексное воздействие на заикающегося состоит из таких направлений.

1.Медицинское воздействие (невролог, физиотерапевт, массажист).

2.Психолого-педагогическое (логопед, психолог, педагоги ОУ, родители).

При

отсутствии

своевременной помощи со стороны родителей, педагогов,

медиков у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются

патохарактерологическим развитием

личности. Чаще всего такие люди

малообщительны, с комплексами, неуверенностью в себе. Если такому

человеку во время не оказать помощь он не сможет реализоваться как

личность.

Литература

1.Селивёрстов В.И., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие.

Нарушение темпа и ритма речи. – М ., «Владос», 2003.



В раздел образования