Напоминание

Проведение урока Лечебной физической культуры с включением элементов методики профессора С М Бубновского


Автор: Лазарева Ирина Васильевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ Образовательный комплекс Градостроительства " Столица"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Проведение урока Лечебной физической культуры с включением элементов методики профессора С М Бубновского
Раздел: среднее образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Го сударственно е

бюджетно е

п р о ф е с с и о н а л ь н о е

образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

ГБПОУ ОКГ «Столица»

Методические рекомендации

по

проведению

урока

лечебной

физической

культуры

с

включением

элементов

методики

профессора Бубновского С.М.

Автор:

Преподаватель

физической

культуры

ЛАЗАРЕВА Ирина Васильевна

Москва

2017 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Наше

общество

заинтересовано

в

том,

чтобы

молодое

поколение

росло

физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины.

Поэтому,

нужно

организовывать

ежедневные

занятия

всех

учащихся

физической

культурой

на

уроках,

во

внеучебное

время,

в

спортивных

секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос

так,

чтобы

каждый

ученик

смолоду

заботился

о

своем

физическом

совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской

помощи, вел здоровый образ жизни.

Однако, практика показывает, что

существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается.

Среди

учащейся

молодежи

велик

процент

с

неудовлетворительным

состоянием

здоровья,

избыточной

массой

тела,

предрасположенностью

к

частым

заболеваниям,

нарушениями

осанки

и

опорно-двигательного

аппарата,

нервно-психическими

отклонениями,

кардиологическими,

нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной

деятельности,

поэтому

недостаточная

двигательная

активность

может

привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном

положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание. Они

надолго

оказываются

лишенными

активных

занятий

физкультурой

или

получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных

знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима

двигательная

активность,

причем

не

только

в

образовательных,

но

и

в

лечебно-профилактических

целях.

Отрицательное

влияние

дефицита

в

двигательном

режиме

подростков

усугубляется

явлением

акселерации,

свойственным

этому

возрасту.

Возникают

“ножницы”

между

физическим

развитием и физической подготовленностью, что выявляется , в частности,

при призыве на военную службу.

2.

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ

В последние годы все больше школьников имеют определенные отклонения в

физическом

развитии.

Для

того,

чтобы

правильно

выбрать

начальную

физическую нагрузку на уроке, необходимо определить степень физического

развития,

подготовленности,

функционального

состояния

и

адаптации

организма к мышечной деятельности. Для определения

физического

развития

проводят антропометрические

измерения.

В

практической работе наиболее важными показателями являются: вес, рост,

жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического

развития и степени избыточного веса. Соотношение веса и роста указаны в

таблице 1 (приложение 1).

В

качестве

показателей

физической

подготовленности

преподаватель

2

физического

воспитания

использует

тесты,

определяющие

основные

показатели

работоспособности

организма:

гибкость,

быстроту

реакции,

выносливость,

силу.

Упражнения

для

определения

этих

показателей

приведены таблице (приложение 3).

Также могут быть использованы функциональные пробы и тесты., например

тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной

системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с

другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания

в

условиях

напряжения

этих

систем

для

оценки

адаптации

организма

к

мышечной

работе.

Наиболее

ценны

в

диагностическом

отношении

для

оценки функционального состояния организма – приседания за 30 секунд. По

изменению

ЧСС

можно

судить

о

приспособляемости

аппарат а

кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20

приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60-80% от

исходной

величины.

Функциональное

состояние

сердечно-сосудистой

и

вегетативной

нервной

систем

определяется

с

помощью

ортостатической

пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном

положениях

не

должна

превышать

20

ударов

в

минуту.

Выраженное

покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение,

дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.

3.

ОСОБЕННОСТИ

МЕТОДИКИ

ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ

С

УЧАЩИМИСЯ ПО МЕТОДИКЕ БУБНОВСКОГО

Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию

физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке

слабоподготовленных и ослабленных детей. Главной особенностью работы с

такими

группами

заключается

в

грамотном

подборе

корригирующих

упражнений

с

учетом

возраста,

пола,

антропометрических

показателей

и

индивидуальных

особенностей

физического

состояния

занимающегося.

Важным

так

же

является

соблюдение

индивидуальных

нормативных

требований при выполнении тех или иных упражнений.

При

подборе

упражнений

должно

учитываться

состояние

основных

систем

организма.

Особого внимания заслуживают сердце и аппарат дыхания, которые после

перенесенного

заболевания

надолго

становятся

уязвимыми.

В

помощь

кровеносной и дыхательной системам служит мышечная система, благодаря

правильной

активизации

которой

улучшается

кровообращение

и

ликвидируются застойные явления.

Исключительно важно применение в начальном этапе занятий физическими

упражнениями

активного

отдыха

в

виде

чередования

работы

мышц.

Активный

отдых,

способствующий

ускоренному

восстановлению

реакций

3

кровообращения

и

дыхания

после

физических

нагрузок,

целесообразно

осуществлять в форме включения кратковременных (10-15 сек) упражнений

для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения основным

направлением является постепенное повышение общей работоспособности,

физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по

отношению

к

неблагоприятным

факторам

окружающей

среды

и

на

этом

“фоне”

развитие

у

школьников

основных

физических

качеств,

а

также

двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной

деятельности.

Важным

пособием

в

работе

педагога

явится

методическое

пособие

по

редакцией д.м.н. профессора Бубновского С.М. (прилагается). В нем описаны

различные формы и методы работы с учащимися.

Важно!

На

занятиях

целесообразно

придерживаться

общепринятой

структуры занятий по физическому воспитанию. Однако, в его организации и

методике проведения есть особенность: в начале подготовительной части

необходимо

сделать

подсчет

ЧСС

и

дыхательные

упражнения.

С

целью

контроля за правильным распределением нагрузки, на первом же занятии

надо научить измерять частоту пульса (за 10 сек). Такой подсчет проводят 4

раза в каждом занятии: до урока, в первую минуту, в середине основной части

и через 5 минут восстановительного периода.

Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к

выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не

должны

переходить

границ

функциональных

возможностей

организма

занимающихся.

Длительность

этой

части

зависит

от

контингента,

их

физической подготовленности и задач, стоящих перед уроком.

Основная часть урока предусматривает изучение нового, в соответствии с

утвержденной программой по предмету «Физическая культура», повторение и

закрепление

пройденного,

решает

основную

задачу

урока:

развитие

и

совершенствование

у

обучающихся

двигательных

умений

и

навыков,

основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким

образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период

основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно

это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с

напряжением

должны

чередоваться

с

упражнениями

на

расслабление

и

дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части.

Задача заключительной части - снять нервное возбуждение, восстановить

дыхание.

В

ходе

которой

мы

рекомендуем

применять

методику

диафрагмального дыхания, используемое в кинезитерапии (приложение 4).

Примерная

схема

построения

урока

приведена

в

приложении

5.

4

В

конце

урока

необходимо

подвести

итоги,

проанализировать

успехи

и

неудачи каждого ученика и обязательно дать задание на дом. На занятиях с

учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения

преподавателя

за

внешними

проявлениями

реакции

организма

занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать

мышечную нагрузку. Степень утомления по внешним признакам видна в

таблице 2 (приложение 2).

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода

обучения и осуществляется в следующих формах:

учебные занятия по учебному расписанию

самостоятельные занятия

физические упражнения в режиме учебного дня

массовые оздоровительные, физкультурные и туристские мероприятия.

Основной формой организации физического воспитания является урок, где

преподаватель в наибольшей степени реализует весь комплекс задач. Особое

значение

групповых

учебных

занятий

определяется

их

исключительно

высокими

возможностями

как

средства

воспитания,

оздоровления

и

обучения.

На

учебных

занятиях

применяют

наиболее

интенсивные

физические нагрузки и обеспечивают комплексное использование средств

физической

культуры.

Проводимые

под

непосредственным

контролем

преподавателя

учебные

занятия

играют

роль

своеобразного

“эталона”

в

определении максимально допустимой интенсивности и других особенностей

физических нагрузок.

Необходимой

составной

частью

процесса

физического

воспитания

и

оздоровления учащихся являются самостоятельные занятия, так как урок не

может

обеспечить

решения

всех

задач,

стоящих

перед

физическим

воспитанием.

Однако,

отношение

большинства

ребят

к

таким

занятиям,

оставляет

желать

лучшего.

И

именно

учитель

должен

пробудить

у

школьников заинтересованность в таких занятиях, в том числе, и личным

примером.

Домашние

упражнения,

относящиеся

к

самостоятельным

заданиям,

решают

следующие

цели:

самостоятельная

работа

по

формированию

предусмотренных

программой

двигательных

навыков

и

умений, коррекция некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в

физическом

развитии,

совершенствование

навыков

произвольного

управления

дыханием,

освоение

навыков

самоконтроля

за

реакциями

организма

на

физические

нагрузки.

В

процессе

самоконтроля

учащиеся

регистрируют

субъективные

и

объективные

показатели

физического

5

развития,

закаливания,

способные

существенно

улучшить

состояние

ослабленного заболеванием организма.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя

из

вышесказанного,

можно

сделать

вывод:

могут

быть

найдены

специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями при

использовании

которых,

необходимо

дифференцировать

величину

функционального

напряжения,

приходящегося

в

процессе

применения

различных форм физического воспитания на отдельные органы и системы.

Специальные

физические

упражнения,

основанные

на

методике

кинезитерапии

выполняются

с

четкой

дозировкой

нагрузки

по

весу

отягощения

и

количеству

повторений,

что

должно

строго

соблюдаться.

Каждое

упражнение

имеет

свою

корригирующую

направленность,

что

должно учитываться при составлении индивидуальной программы занятия.

Для

достижения

максимального

оздоровительного

и

воспитательного

результата необходимо комплексно использовать различные средства, методы

и организационные формы занятий. Чем больше комплекс используемых

средств, тем эффективнее процесс физического воспитания.

6

Приложение 1

Рост

(см)

Вес (кг)

мальчики

девочки

Узкая

грудная

клетка

Нормальная

грудная

клетка

Широкая

грудная

клетка

Узкая

грудная

клетка

Нормальная

грудная

клетка

Широкая

грудная

клетка

150

44,5

51,0

58,5

43,0

47,5

55,5

155

48,7

54,7

63,0

46,6

51,2

59,0

160

52,8

58,4

67,4

50,2

54,3

62,4

165

57,0

62,1

71,8

53,8

58,5

65,9

170

61,1

65,8

76,3

57,4

62,1

69,3

180

69,4

73,2

85,2

64,6

69,4

76,2

190

77,7

80,6

94,1

71,8

76,7

83,1

Приложение 2

Наблюдаемые

признаки

Признаки утомления

Значительная

Резкая

Общий вид

-

угнетенный общий вид

-небрежная

осанка

при

сидении

-туловище согнуто, голова

опущена

-дрожание конечностей

Дыхание

-учащенное

-одышка

Потливость

-большая потливость

-

с и л ь н о

в ы р а ж е н н а я

головы, туловища

Движения

-вялые,

нарушается

их

точность и ритмичность

-

н е у в е р е н н ы й

ш а г ,

п о кач и ва н и е

н а

х о д у,

беспорядочные движения

7

Окраска лица

-покраснение,

но

скоро

проходящее

-сильное

п о к р а с н е н и е ,

стойкое

-сильное побледнение

Мимика лица

-веки

опущены,

взгляд

вялый,

ноздри

с ж ат ы ,

нижняя губа опущена

- г л а з а

п о л у з а к р ы т ы ,

судорожно е

с о с т о я н и е

мышц рта.

Голос

-вялый, звуки низкие

-прерывающийся голос

Самочувствие

- п о т е р я

ж е л а н и я

к

з а н я т и ю ,

ж а л о б ы

н а

усталость,

сердцебиение,

одышка

жалобы на головную боль и

тошноту, сонливость

8

Приложение 3

Тесты

физической подготовленности обучающихся ГБПОУОКГ __________

Юноши

Девушки

Вид упражнения

Результат

Вид упражнения

Результат

Поднимание

туловища

из

положения

лежа

на

спине

( н о г и

в ы п р я м л е н ы ,

закреплены, руки за головой,

руками

коснуться

ног)

за

30

сек.

Поднимание

туловища

из

положения лежа на спине

( н о г и

в ы п р я м л е н ы ,

з а к р е п л е н ы ,

р у к и

з а

головой, руками коснуться

ног) за 30 сек.

Подтягивание на перекладине

Сгибание и рагибание рук

в упоре

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с места

Бег 1000 м

Бег 1000 м

9



В раздел образования