Напоминание

Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе школьников


Автор: Захарова Тамара Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Лицей № 96"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе школьников
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Реализация

принципов

доступности,

посильности,

научности,

связи

с

базовым

образованием

в

выборе

метода

исследования.

Сбор

языкового

материала,

лингвистический

эксперимент,

социолингвистическое

анкетирование и другие лингвистические методы исследования.

Организация

исследовательской

деятельности

рассматривается

сегодня

как мощная инновационная образовательная технология. По соотношению с

этапами

исследовательской

работы

выделяются

методы

сбора,

анализа

языкового материала и методы обработки результатов.

Остановимся на

лингвистических методах сбора и анализа языкового материала.

Существуют

разные

методы

сбора

языкового

материала.

Можно

выписывать

какие-либо

грамматические

формы

или

группу

лексики

определенного

значения

из

художе ственных,

рекламных

и л и

публицистических текстов; записывать фрагменты живой разговорной речи

(вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной

(самозапись); опрашивать респондентов (о социолингвистических методах

сбора материала речь пойдет ниже).

Перед этой работой сообщим школьникам несколько важных правил.

1.

Необходимо

до

начала

сбора

материала

установить,

какого

рода

информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного

языкового средства или, например, оттенки значения определенного слова. В

последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.

2.

Записи

не

должны

искажаться,

хотя

и

могут

быть

сделаны

в

сокращенном

виде

с

помощью

специальных

стенографических

и

им

подобных значков. Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на

перемене,

придя

вечером

домой:

большинство

специфических

черт

спонтанной

разговорной

речи

будет

утрачено.

Для

таких

целей

удобно

пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда

под

рукой:

в

каждом

современном

мобильном

телефоне

или

MP3-

проигрывателе.

3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из

какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор,

год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах

услышана; наконец, когда сделана самозапись. [2:с.21].

Традиционно

лингвисты

записывают

примеры

на

карточки,

собирая

многотысячные

картотеки

по

тому

или

иному

языковому

явлению

школьных исследованиях примеров не так много – несколько десятков, может

быть, сотни). Можно объяснить школьникам удобство работы с картотекой;

если есть такая

возможность – показать настоящую научную картотеку.

Однако в современной науке такой способ собирать и хранить материал

постепенно отходит в прошлое.

Другой,

более

простой

и

быстрый

способ

по

сравнению

со

сбором

языкового материала «вручную» - получение его с помощью Интернета.

Поисковые системы за несколько секунд предоставят доступ к обширному

языковому

материалу.

Достоинство

такого

способа

небольшие

затраты

времени при большом охвате материала. Это может быть ценно при ведении

краткосрочных проектов и дебютных исследовательских работ на простые и

занимательные темы. Недостаток этого способа сбора языкового материала

связан

с

тем,

что

текстовое

пространство

Интернета

нельзя

назвать

представительным: трудно сказать, в какой пропорции там представлены

тексты разных жанров и форм речи, каких авторов и каких эпох.

Большие возможности дает Национальный корпус русского языка. Он

содержит на сегодняшний день около 90 миллионов слов. В нём содержатся

тексты XIX, ХХ и XXI веков, ведется работа над пополнением текстами

XVII–XVIII

веков.

В

Корпусе

пропорционально

реальному

бытованию

представлены

тексты

разных

жанров,

стилей,

форм:

не

только

художественные, публицистические, но и записи живой разговорной речи,

бытовой письменной речи, современных электронных жанров. При поиске

можно

задать

свой

подкорпус,

т.е.

ограничиться

в

поиске

только

определенными текстами, например, написанными авторами-женщинами на

определенную

тему

в

определенный

период.

Корпус

это

не

только

библиотека, но и инструмент: он снабжен встроенной системой разметки,

которая позволяет быстро и эффективно найти нужные для исследования

факты

(определенные

формы

слова

и

грамматические

конструкции).

С

помощью Корпуса можно проследить, какая форма родительного падежа –

сахара или сахару – употребляется чаще в разных по стилю и форме (устных,

письменных) текстах в разные периоды времени. Или выяснить, как сейчас

предпочитают писать: поднять с пола или с полу? Перспективы такого метода

сбора

материала

очень

велики:

он

доступен,

по

крайней

мере,

при

формулировании

несложных

задач;

школьникам

нравится

использовать

компьютеры,

особенно

в

такой

нетрадиционной

для

этого

области,

как

словесность.

Таким образом, при планировании исследования нужно сосредоточиться

на постановке проблемы

- что и каким образом искать, сам же поиск

языкового

материала

занимает

считанные

секунды.

Результаты

поиска

выглядят как список фрагментов текстов: заданное слово или слова в нужной

грамматической форме

в контекстном окружении с указанием автора,

названия произведения, года написания, источника.

Назовём проблемы, которые могут быть исследованы школьниками с

помощью Корпуса:

- зависимость от контекста изменения существительных с неустоявшейся

одушевлённостью

(например: существо,

персонаж,

идол)

к а к

одушевлённых и как неодушевлённых;

- вариантность предлогов: внутри его или внутри него; ото сна или от

сна;

-

разница

в

значениях,

выражаемых

сказуемыми

разных

типов: он

радуется - он рад; он ленится – он ленив; но веселится – он весел. [1:с.24].

Использование

Национа льного

корпус а

русского

языка

в

исследовательских и проектных работах школьников очень перспективно,

работа

развивает

исследовательские

навыки

и

умения,

прежде

всего,

получать нужную информацию в бескрайнем Интернт-пространстве.

Остановимся на методах анализа языкового материала.

Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать

сравнительно-исторический – первый научный метод, с которым связано

становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое

своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки,

установить

место

языка

в

языковых

группах

и

семьях.

Различия

в

родственных языках объясняются сравнительно-историческим методом как

результат

непрерывного

исторического

развития

языка.

Сравнительно-

исторический

метод

можно

использовать

в

исследовательской

работе

школьников в условиях двуязычия: например, русско-башкирского, русско-

татарского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в

сравнительном анализе текста оригинала и перевода.

Описательный метод в лингвистике представлен двумя разновидностями:

язык может описываться его носителями «изнутри», а может – теми, кто не

является

его

носителем,

«извне»,

при

полевом

исследовании.

Самый

распространенный метод школьных исследований – описание «изнутри»; он

лежит в основе множества работ: «Фамилии учеников

нашей школы »,

«Современные русские семейные имена и прозвища»,

«SMS как новый

речевой жанр» и другие. Описательный метод – один из самых актуальных в

лингвистике: ведь язык постоянно изменяется, и эти изменения необходимо

зафиксировать. Самые важные принципы описания – максимальная точность

и

достоверность

фактического

материала,

«щедрость»

при

обосновании

выводов. Любые теории стареют, а ценность фактов с течением времени

возрастает. Тем более что некоторые факты, например, семейные имена и

прозвища, никогда не фиксировались специально.

Лингвистический

анализ

художественного

текста

о с нова

филологического анализа текста. Он нацелен на «выявление и объяснение

использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и

употреблении»

(Н.М.

Шанский)

в

той

степени,

в

какой

это

нужно

для

адекватного его понимания. Этот метод применим к любым художественным

текстам. Применяя данный метод, ученик-исследователь чаще всего идет от

идеи к языковым средствам, с помощью которых идея выражается.

Экспериментальные методы - это методы, которые позволяют изучать

факты

языка в условиях эксперимента,

т.е. в искусственно созданных,

управляемых и контролируемых исследователем условиях. Эти методы

зарекомендовали

себя

в

изучении

фонетики,

диалектологии,

вопросов

языковой

нормы.

К

лингвистическим

экспериментам

можно

отнести

наблюдение

том

числе

и

самонаблюдение),

различные

виды

анкетирования, а также ассоциативный эксперимент.

В ходе ассоциативного эксперимента испытуемым предъявляется (обычно

устно) слово-стимул; на него должна последовать словесная ассоциативная

реакция, которая фиксируется письменно. По данным таких экспериментов

составляют

ассоциативные

словари,

например,

«Русский

ассоциативный

словарь», составленный Ю.Н. Карауловым и др., «Словарь ассоциативных

норм» под редакцией А.А. Леонтьева. Словарные статьи включают в себя

стимул и все реакции на него, а также усредненную, коллективную реакцию,

которую получают с помощью математических методов обработки множества

полученных результатов. Составление ассоциативного словаря школьников

может

быть

интересно

для

исследователей

и

полезно

с

психолого-

педагогической

точки

зрения,

т.к.

позволяет

судить

об

отношении

респондентов к тому или иному явлению

действительности.

Приведем

фрагмент

словарной статьи

слова «снег»,

школьного ассоциативного

словаря, составленной семиклассниками школы № 7 г. Стерлитамака: «Зима,

холод, мороз, Новый год, праздник, игра в снежки, Рождество, лёд, коньки,

лыжи,

горка,

ёлка,

сугроб,

снегоход,

светлый

день,

веселье,

Снегурочка,

красивые

деревья,

радость,

счастье,

как

сахар,

красота,

свет,

каникулы,

снеговик, Дед Мороз, иней, санки, сосульки, неожиданность, баловство, буря,

метель,

узоры

на

окнах,

куранты,

одухотворённость,

чистый

лист,

смех,

шутки».

Социолингвистическое исследование также является экспериментальным

методом.

Оно

привлекает

школьников,

склонных

к

активной

публичной

деятельности,

общению.

Будучи

пограничной

областью

лингвистики

и

социологии,

социолингвистика

использует

методы,

заимствованные

у

социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические

методы

обработки

полученных

результатов.

При

этом

ставятся

лингвистические

цели:

собрать

языковой

материал

или

сведения

об

отношении

к

тому

или

иному

языковому

явлению.

Очевидно,

что

на

эффективность

проведения

социолингвистического

исследования

его

достоверность – влияют: 1) продуманность составления вопросника, анкеты;

2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их

фиксация); 3) выборка респондентов. Социолингвистические исследования

дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте.

Ещё раз подчеркнём, что смысл исследовательской работы школьников

прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению

универсальным способом познания.

Литература

1.

Абрамова С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников

по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - № 7.

2.

Абрамова

С.

В.

Организация

учебно-исследовательской

работы

по

русскому языку // Русский язык (газета). – 2006. № 22.

3.

Быстрова Е. А. Школьники о русском языке // Русский язык в школе. –

1999. - № 4.



В раздел образования