Автор: Елеонович Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Пожарная безопасность. (Советы родителям)
Раздел: дошкольное образование
Публикация
«Пожарная безопасность»
(Советы родителям)
Подготовил:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Елеонович Ирина Александровна
Красноярск, 2017 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно- эстетическому
направлению развития детей»
Родители помните, что детей привлекает огонь, но их естественный познавательный
интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что с самого раннего возраста
дети должны знать правила обращения с огнем. Рассказывайте детям о правилах пожарной
безопасности;
будьте
примером
во
всех
ситуациях,
связанных
с
соблюдением
правил
пожарной безопасности! Помогите сформировать у детей чувство опасности огня. Пусть они
узнают об угрозе огня из Ваших рассказов, предостережений и картинок, нежели из реальной
жизни!!! Помните: вы ответственны за безопасность ваших детей!
От 3-х до 5-ти лет
Это возраст активных вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит, заняты
чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу и последствия запрета — если
такая работа велась последовательно в раннем детстве.
На
вопросы
надо
отвечать.
Причем
по
возможности
честно
и
полноценно.
Дети
дошкольного
возраста,
задавая
вопрос,
склонны
добиваться
информации
еще
и
еще
бесконечными «почему». Особенность пожарной профилактики в данном возрасте — если не
дать разъяснения, то ребенок попытается найти ответ сам. Вы уверены, что он сделает это
безопасно?
У
дошкольников
чувство
опасности
своеобразно.
Недостаток
социального
опыта
может
делать
их
совершенно
«бесстрашными»
—
они
могут
включить
плиту,
другие
электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и сарай. Все это только потому,
что
не
имеют
представлений
о
последствиях.
Страх
придет
уже
в
середине
опасного
«приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха: темнота, огонь.
При этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи
формируются
до
5-ти
лет.
Поэтому
работа
по
пожарной
профилактике
должна
носить
позитивный характер, а не запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо делать так
и вот так. А если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной
детской
литературы:
С.
Маршак,
Б.
Житков,
Л.
Толстой,
С.
Михалков.
Некоторые
произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака,
целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только рассказывают
ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в данной ситуации.
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В беседе
надо
постараться
снять
все
побочные
эффекты,
нежелательные
фантазии,
которые
у
некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть. Внимательный родитель сразу
заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается вызвать его на откровенный разговор.
Не должно остаться ни одного вопроса без ответа.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому можно
попытаться в игровой форме выяснить отношение ребенка к прослушанному стихотворению,
сказке: разыграть сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения произведений о
пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на улице, видел по телевизору,
слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно включать в себя пожарную тематику.
Необходимо тактично и грамотно вмешаться с тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и
эмоции ребенка в правильном направлении.
Дети 3-5-ти лет должны знать:
-огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;
-существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не должны
трогать;
-неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
-о признаках пожара надо сообщать взрослым;
-пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
-пожар опасен для жизни и здоровья
-пожарные — отважные и сильные борцы с огнем;
-пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
6-7 лет, подготовительный к школе возраст
Это
возраст
активного
познания
мира,
причем
в
основном
—
руками
и
ногами.
Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому
возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии взрослых,
и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это не способствует
формированию
безопасного
поведения.
Такие
сцены
оседают
в
памяти
как
безотчетно-
пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не
только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. Культура
семейного чтения адресована во многом именно «подготовишкам»: у них уже значительно
развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят
обсуждать
прочитанное.
У
шестилеток
появляется
интерес
к
коллективной
и
соревновательной
деятельности
—
им
нравится
разгадывать
ребусы,
шарады
вместе
с
родителями,
обыгрывать
их.
Это
можно
использовать
и
в
пожарной
профилактике:
существуют тематические настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
Ребенок должен знать
-пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона;
-надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру, почему именно он
вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
-нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому что это может
помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
-бытовой газ взрывчат и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
-признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и срочно
сообщить взрослым;
-нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно,
можно устроить пожар.
Во время прогулок дети могут видеть на улице пожарную машину. Если в младшем
возрасте мы просто констатировали сам факт: «Это пожарная машина, она спешит на пожар»,
то сейчас особенно с мальчиком, разговор может быть гораздо подробнее — от марки машины
до ее назначения (автоцистерна, автолестница). Обязательно надо рассказать ребенку, что
пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что они должны много знать.
Постарайтесь включить образ пожарного в систему позитивных ценностей ребенка — «с кого
брать пример».
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на непродолжительное время.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
научить
ребенка
при
необходимости
вызвать
пожарных как с домашнего телефона, так и с мобильного, которыми в этом возрасте уже
начинают пользоваться — специальные детские модификации снабжены кнопками вызова
экстренных служб.
Уважаемые родители! Не оставляйте одних детей дома.
Берегите детей от пожара!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно- эстетическому направлению развития детей»
660001, г. Красноярск, ул. Менжинского, 12В