Напоминание

"Подготовка к экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ"


Автор: Аминева Райля Ахтямовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Амангильдино. Абзелиловский р-н, РБ.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Подготовка к экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АМАНГИЛЬДИНО МР

АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН РБ

Доклад

«Подготовка к экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ»

Выполнила

учитель

русского

языка

и литературы

Аминева Р.А.

2016год

Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно

все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать

свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить

учеников

к

трудному

экзамену,

повысить

качество

компетенций

обучающихся в области языкознания.

Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и

в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм

аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная

система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и

ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11

классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот

необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при

подготовке к экзаменам.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь

детям

осознать

практическую

ценность

тех

теоретических

сведений,

которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для

свободного

владения

навыками

различных

видов

анализа

слов,

словосочетаний, предложений, текстов.

На

экзаменах

по

русскому

языку

даже

отличники

выполняют

правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том,

ч т о изучение русского языка по школьной программе и

подготовка к

экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!

Подготовка к экзамену в формате ЕГЭ по русскому языку требует

особого подхода.

Прежде всего - это систематическое повторение всех разделов лингвистики

и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих

заданий .Все задания группируются определенным образом и не выходят за

рамки школьной программы, что способствует освоению приемов работы с

тестами.

Главная задача учителя –учить учиться, сделать так, чтобы учащиеся

умели и хотели самостоятельно добывать знания.

Хочу поделиться опытом своей работы при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

по русскому языку,

Я считаю, нельзя добиться успеха,

если сам плохо представляешь

структуру экзамена.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но

в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к.

впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в

неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто

не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на

культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Структура тестов ЕГЭ такова, что кроме заданий по орфографии и

синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и

навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры

речи и работы с текстом.. Поэтому учитель должен сам прорешать не один

десяток тестовых вариантов и написать не одно сочинение ,чтобы по-

настоящему быть полезным своим учащимся.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна

начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка

знакомятся

с

первыми

орфограммами

и

пунктограммами,

работают

над

развитием своей речи, культурой общения и так далее.

К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по

всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для

них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

С 5 класса включаю в учебный процесс тестовые формы контроля,

помогаю овладевать техникой работы с тестами. Но целенаправленная

работа идет с 10 класса ,непосредственное знакомство со всей справочной

литературой, которая помогает самостоятельно готовиться к экзамену, с

заполнением бланков, работа с Кимами, с СД-дисками и интернет-ресурсами

В 10 классе сразу же в в первой неделе сентября провожу диагностический

диктант, с целью выявления пробелов в области орфографии, пунктуации,

теории языка. Отдельным блоком при подготовке к ЕГЭ является задание,

связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь

анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Опыт работы подсказывает ,что самая сложная часть ЕГЭ –это часть-С.

Учащимся предлагается создать новый текст на основе прочитанного ,т.е.

написать сочинение –рассуждение небольшого объема-150слов.

Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований

,предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание

«Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым

ответом»(К1-К12). Учащиеся самостоятельно пишут изложение или

сочинение по тексту и,прежде чем сдать работу , сами оценивают в

соответствии с содержанием критериев оценивания. Это помогает им

увидеть свои недостатки или, наоборот ,достоинства, а заодно и учит

логически выстраивать свое рассуждение.

Практикую и обмен работами ,т.к. это дает возможность испытать себя в

роли эксперта и осмыслить содержание «чужой работы».

У каждого учителя накоплен банк тестовых заданий. Тесты используются на

всех этапах урока. Применяются различные виды тестов: с выбором ответа и

без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение

пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.

Активно используются информационно-коммуникационные технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые

эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам и к экзамену.

Учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за

консультацией по поводу трудностей или ошибок. Мы рекомендуем

учащимся и их родителям официаль ные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В

7-9 классах ученики выполняют различные тесты в режиме on-line на сайте:

saharinametod/gia. Предложенная система позволяет каждому

учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в

доступном для него темпе.

Для дифференцированного обучения используется специально подобранный

раздаточный материал, который проектируется на экран. Выполнив задания,

учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них правильно выполненные

задания; задания же, с которыми учащиеся не смогли справиться,

обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина затруднения.

Формируются папки с готовыми текстами: одна для обучения сжатому

изложению, другая – для подготовки к ЕГЭ.

Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст, анализировать

его

содержание

и

лингвистические

компоненты,

структурировать

информацию,

интерпретировать

чужой

текст

и

создавать

собственный,

аргументировать

проблему.

Такая

работа

направлена

на

формирование

умений

создания

собственного

текста.

На

уроках

русского

языка

и

литературы связные тек сты используются для обучения конспектированию,

тематическому сообщению, составлению планов и отзывов. Перечисленные

приемы помогают формировать ученика опытным читателем, владеющим

приемами анализа текста, способным оценить язык произведения, выделить

изобразительно-выразительные средства.

В ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный

текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена.

Анализ

проведённых

пробных

работ

показывает,

что

многие

выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят

аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.

Каждый

учитель

русского

языка

проводит

занятия,

посвящённые

комплексному

анализу

текста.

Уже

младших

школьников

нужно

научить

отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения

темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене

начинается именно с этого.

В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних

классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст

сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором,

потому что…

4. Итак, …

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку

должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники,

постепенно привыкнут к анализу текста. Важно и умение пересказывать

текст,

и

интерпретация

его,

и

собственные

размышления,

возникшие

на

основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный

текст

это

и

есть

конечная

цель

обучения

языку.

Ведь

это

не

только

подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный

учитель способен готовить школьника к экзамену либо в форме ОГЭ, либо в

форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации

по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит

для себя и своих учеников путь к успеху.



В раздел образования