Автор: Фоменко Елена Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: ст. Павловской, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Туристско-краеведческая работа как составная часть преподавания географии
Раздел: среднее образование
«Туристско-краеведческая работа как составная часть преподавания
географии».
Учитель географии
МБОУ СОШ №3
Ст. Павловской
Краснодарского края
Фоменко Елена Васильевна.
Одним из видов активного отдыха является туризм. Путешествуя по
родному краю, туристы знакомятся с ее богатствами и красотой,
историческим прошлым и многообразием природы. В походах человек
укрепляет здоровье, закаляет организм, приобретает силу, ловкость. Туризм
является составной частью физического воспитания.
Причины массового туризма, мотивы, побуждающие людей к
путешествиям, у разных лиц весьма разнообразны. Однако для большинства
современных видов туризма характерна одна общая черта – стремление
людей ко все более тесному и активному общению с природой. Среди армии
организованных и неорганизованных туристов заметное место занимают
юные туристы – дети старшего школьного возраста.
Туризм имеет огромное воспитательное значение. При экологически
грамотно поставленной образовательной и воспитательной работе походы
оставляют глубокий след в создании детей, благотворно влияют на широкое
распространение природоохранных взглядов в обществе. В туризме человек
может приобрести те практические навыки в охране природы,
самостоятельно получить труднее и много дольше. Практическая польза
миллионов подготовленных туристов не только в том, что они сами не
допускают нарушений правил охраны природы, но и в том, что активно
участвуют в охране и восстановлении природных ресурсов страны.
С другой стороны, туристы наносят ощутимый вред природе, оставляя
мусор и грязь в местах массового отдыха, разрушенные почвы, вытоптанные
травы, поломанные на костровые и палаточные стройки лесной подрост,
сломанные на подстилку ветви елей, пни от срубленных для костра деревьев,
распуганных зверей и птиц. Нередки вызванные беспечным обращением
туристов с огнём и лесные пожары.
Несомненный вред природе туристы нередко наносят собирательством
«даров природы».
Но эти недостатки отнюдь не характерны для всего туризма. Подавляющее
большинство путешественников старается соблюдать основные правила
поведения в природе. Однако на недостаточно подготовленной к приёму
туристов территории популярных туристских районов нередко
концентрируется такая масса людей, что одно их присутствие может
привести к чрезмерному уплотнению почвы, усыханию растительности,
загрязнению и зарастанию водоёмов, разрушению их берегов, а в целом – к
исчезновению тех прелестей природы, ради которых сюда стремятся туристы.
В наносимом природе вреде повинны и юные туристы, в ряде случаев даже
в первую очередь. Нередко они забывают о самой элементарной культуре
поведения в природе. Сотни тысяч горожан, подающих в пригородные зоны,
просто не знают, как себя вести. В результате появляются варварски
измененные места, покалеченные деревья, сброшенные на землю птичьи
гнёзда, трупы убитых животных, раскопанные и повреждённые муравейники.
Часто на деревьях видны следы топора, на коре вырезаны слова и надписи,
кустарники обломаны. Вокруг разбросаны обрывки бумаги, остатки пищи,
тряпки, банки и иной мусор.
Юный турист должен твёрдо помнить, что во время похода нельзя нечего
разбрасывать, вплоть до того, что всякую ненужную бумажку нести до
привала. Иначе через некоторое время вся тропа, по которой проходят сотни и
тысячи туристов, будет усеяна конфетными обёртками, спичечными
коробками, сломанными ветками и другим мусором. На привале бумагу и
всё, что горит, сжечь, а остальное раньше рекомендуют закапывать в землю
на глубину штыка лопаты. Особенно тщательно нужно соблюдать
противопожарные правила при разведении костров. Несоблюдение этих
правил нередко служат причиной возникновения пожаров. Находясь на
природе, юный турист должен помнить, что по его следам пройдут еще
многие тысячи человек. Они имеют не меньшее право наслаждаться
прелестями природы, но они будут лишены этого, если природу обезобразят.
По - настоящему познать природу и познакомиться с местной историей
можно только в пешем походе. С землей нужно быть с глазу на глаз. Ты
услышишь пение птиц, увидишь, как встает солнце, умоешься в прохладном
ручье – и сразу прибавиться бодрости. Пешеходный туризм- самый
доступный и в то же время самый интересный, потому – турист- пешеход
везде пройдет все увидит. Он найдет себе тропинку и в горах, и в лесу.
В любом походе можно вести различные наблюдения.
Краснодарский край богат полезными ископаемые. Здесь есть гипс,
алебастр, ангидрит, известняк, мергель, все возможный руды, но не везде и не
всякий их примечает. Собранный во время походов материал активно
используется в преподавании. В походе происходит закрепление ранее
изученного материала. В период перехода на ФГОС Данная работа
становится более ценной. Кроме того происходит экологическое воспитание
учащихся.
В походе можно познакомится с новыми науками. Например с
топонимикой и археологией.
Туризм и топонимика- это понятия близкие и друг другу необходимы,
хотя туризм – это занятие, а топонимика – это наука, она изучает
географические названия – топонимы
Археология дословно значит наука о древностях. На изучает прошлое
человечества по вещественным остаткам. Краснодарский край особенно
богат археологическими памятниками всех эпох, от палеолита и неолита до
средневековья.
Растет популярность туризма среди школьников. Все больше ребят хотят
увидеть исполинские горы. С этого начинается благодарное чувство к «малой
родине» без которого невозможен подлинный патриотизм. К патриотизму
нельзя только призывать, указывал академик Лихачев, нужно заботливо
воспитывать «духовную оседлость» - любовь к родным местам, ведь страна –
это единство народа, природы и культуры …Не хранит родную природу –это
то же, что не хранить родную культуру, не любить родителей».
Действительно, невозможно быть культурным человеком, патриотом и
варварски относится к природе. Но что греха таить, есть еще такие туристы,
которые рвут цветы охапками, а потом выбрасывают, оставляют на местах
привалов мусор, выжженные кострами поляны. Не скоро, очень нескоро на
них восстановится тот многообразный растительный покров, который на
первый взгляд вам мог показаться незначительным. Нельзя мириться с
жестоким отношением к лесу, к животным, быть равнодушным к охране
природы. Не случайно наука о жизнеспособности окружающей нас
природной среды называется экологией: греческое слово «эко» означает дом,
жилище, и экология в широком смысле слова — наука о нашем общем
земном.
Экологическая культура представляет собой систему ряда
взаимосвязанных элементов: экологических знаний, экологического сознания
и экологически оправданного поведения. Экологическое образование и
воспитание – неотъемлемая часть туристско-краеведческих походов. Именно
здесь человек учится правильному отношению к природе, любви к родному
краю.
В наше школе я уже несколько лет подряд веду кружок «Юный турист».
Здесь ребята учатся не только разнообразным туристским тонкостям, но и
правильно относится к природе. Конечным этапом наших занятий являются
многодневные походы. В этом году мы прошли, на мой взгляд, по очень
интересному маршруту «Мир». Здесь ребята не только укрепились
физически, но и закрепили знания, полученные на занятиях. А они с каждым
годом приобретают все более и более экологическую направленность.
Я хочу предложить ряд правил, которые должен соблюдать каждый
человек в гостях у природы. На занятиях нашего кружка ребята с помощью
личного опыта и специальной литературы выработали их.
Уважительное, бережное отношение к природе — одно из главных
правил поведения туристов. Никогда не забывайте, что в путешествии вы
находитесь в гостях у своего верного друга — природы. Поэтому не делайте
ничего такого, что вы сочли бы неудобным в гостях.
1. Не засоряйте туристские маршруты, бивачные площадки и другие места
загородного отдыха. Уходя с привала, уничтожьте или возьмите с собой
мусор, обрывки бумаги. Консервные банки обожгите на костре и вместе с
другими несгораемыми отбросами закопайте в укромном месте.
2. Ни в коем случае не бейте бутылки или другую стеклянную посуду.
Помните, что брошенная бумага не сгнивает два года, осколок бутылки или
консервная банка могут поранить ногу и через сорок лет. Подумайте о
красоте не испорченной вашими походными отбросами природы и о
благополучии тех, кто придёт сюда после вас.
3. Избегайте любых повреждений растительности на берегах рек, озёр,
водохранилищ – здесь она играет важную водохранную роль.
4. Не разбивайте биваков на участках, подверженных опасной эрозии.
Избегайте в походах вытаптывания травы, рубки или повреждения
растительности у вершин оврагов, на их разветвлениях, на склонах холмов.
Здесь растительность способствует укреплению почвы, останавливает рост
промоин и оврагов. Берегите почву – нашу кормилицу!
5.Не рубите на маршруте живые деревья и кустарники, не ломайте у них
ветви, не режьте кору – это ранит и губит их. Не вторгайтесь в жизнь леса с
топором и ножом. На привале не врубайте топор в зелёное деревце. Чтобы
вырастить дерево, потребуются многие и многие годы, а уничтожить его
можно в один миг.
6. Путешествуя по лесам зоны отдыха, помните, что они – зелёный заслон
города, его «легкие» и украшение.
7. Бережно относитесь ко всем животным, встретившимся вам на маршруте.
В лесу старайтесь ходить только по тропинкам.
8.Намечая маршрут путешествия, заранее установите, какие
достопримечательные объекты встретятся вам на пути. Уточните, нет ли
среди них охраняемых природных памятников, урочищ, заказников, парков и
какие ограничения имеются для их посещения. В этих музеях под открытым
небом, безусловно, исключается всякое повреждение растительности, скал,
памятников старины и т. п. Только некультурные люди могут позволить себе
выцарапывать на них ножом, вырубать топором, наносить краской имена,
инициалы или другие надписи.
Турист не имеет права равнодушно смотреть на порчу природы, он
обязан сделать все для защиты тех мест, где проходят маршруты походов и
путешествий. Трудовой вклад в охрану природы – участие в посадках
деревьев, кустарников, уход за лесом, помощь диким животным,
воспроизводство природных ресурсов – один из лучших видов общественно
полезной охраны природы. Дело чести каждого путешественника – активно
участвовать в его работе. Охрана природы – всенародное дело. Охранять
природу – значит охранять Родину!