Напоминание

Раскрытие творческого потенциала учащихся на уроках МХК: "Великие гении эпохи Возрождения"


Автор: Копылова Надежда Васильевна
Должность: учитель музыки, искусства и мхк
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Воскресенск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Раскрытие творческого потенциала учащихся на уроках МХК: "Великие гении эпохи Возрождения"
Раздел: среднее образование





Назад




РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ МХК ПО ТЕМЕ:

Эпоха Возрождения – одна из самых ярких

историй человечества. Это время гениальных

творцов. Время решительного выхода человека

за границы традиционного общества. Время

резких контрастов и противоречий.

Эпоха Возрождения дала миру десятки имен,

которые по сей день составляют славу мировой

культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело,

Боттичелли, Петрарка, Дюрер, Шекспир,

Сервантес, Фрескобальди, Палестрина и

многие другие.

Главная отличительная черта эпохи

Возрождения – огромный интерес к

человеческой личности, безграничным

творческим возможностям.

В основе культуры Возрождения лежат идеи

гуманизма.

В итальянской художественной культуре

Возрождения различают следующие

периоды:

I. Проторенессанс – 13-14 век.

II. Раннее Возрождение(Кватроченто) – 15

век.

III. Высокое Возрождение (Чиквинченто) –

конец 15 – начало 16 веков.

IV. Позднее Возрождение – середина и

вторая половина 16 века.

V. Северное Возрождение – 15-16 века в

странах : Нидерланды, Франция,

Германия, Великобритания.

Задания, характеризующее достижение

результата:

-

Определять идеал эпохи Возрождения;

-

Выявлять место человека эпохи в обществе

и искусстве;

-

Выявлять культурные доминанты эпохи.

Задание 1:

Заполнить сравнительную таблицу, в которой 2

колонки:

1)

Средневековая культура

2)

Итальянская культура эпохи Возрождения

Воспользуйтесь полученными знаниями и

выберите варианты ответа: главные идеи

эпохи, отношение к Богу, отношение к

природе, к человеку, девиз эпохи, яркие

личности эпохи, великие памятники.

Вариант ответа:

Вопросы

Средневековая культура

Культура эпохи

Возрождения

Главные идеи эпохи

Религиозные ценности общества

Гуманизм и идеал

красоты

Отношение к Богу

Бог есть Вера, Надежда, Любовь и

Совесть

Бог – творец на небесах,

а человек – на земле

Отношение к природе

Природа создана Богом

Человек познаёт мир и

себя

Отношение к человеку

Человек есть духовность

Человек – центр

мироздания

Девиз эпохи

«Град земной» приблизится к «Граду

небесному»

«Развитая личность

движет миром»

Яркие личности эпохи

Абеляр, Кассидор, Григорий Великий

Леонардо да Винчи,

Микеланджело, Джотто,

Петрарка и др.

Великие памятники

эпохи

Собор в Шартре, Собор в Кёльне,

Собор Парижской Богоматери и т.д.

Джоконда, Сикстинская

Мадонна, Сонеты

Задание 2:

- По описанию картины, скульптуры определить произведение, автора и обосновать свою точку

зрения.

А) «Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение

естественности и простоты… В ее улыбке нет ни открытого веселья, ни непосредственной

радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной человеческой

души… ее лицо постоянно меняется на глазах у зрителя» (Т.Прилуцкая) (Леонардо да Винчи

«Джоконда»)

-Этот портрет был любимым произведением, и художник не расставался с ним до конца жизни.

- Что вы знаете об истории создания этой картины?

Б) «Она идет хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя… (Жуковский) (Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»).

-Какое впечатление произвела на вас картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»?

В) О своей работе этот человек написал так:

От напряженья вылез зоб на шее,

Живот подполз вплотную к подбородку,

Задралась к небу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краски с верху льются

И в пеструю его палитру превращают.

(Микеланджело Буонарроти)

- Умирая, он оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество

родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои

бессмертные творения, снискав в веках славу гения.

-Что вы знаете о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти ?

Задание 3:

- В предложенном тексте найдите ошибку.

1) Итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый.

Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он придумал танк и

вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории

человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи

Возрождения. Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии

отразились в самом удивительном творении итальянского мастера - в шедевре, с

которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это

- «Сикстинская мадонна». Его набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он

умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не

расшифрована до сих пор.

2) Он не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки.

Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа

«Джоконда». За четыре года работы он один расписал потолок площадью

в пятьсот квадратных метров.

Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований.

По его проекту был реконструирован центр Рима — Капитолийский холм - и

возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле.

3) Его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!

Мягкость и нежность характера сочетал с удивительной работоспособностью.

Особенно знамениты две его фрески — «Парнас» и «Афинская школа».

Самая знаменитая картина «Давид». Его называют не только вершиной творчества,

но и вершиной живописи Возрождения.

Умер он очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он

сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой.

Задание 4:

Термин «Возрождение»

означает:

А) продолжение

средневековой традиции;

Б) обращение к культурному

наследию Античности;

В) создание нового,

утверждение самоценности

человека, личности,

индивидуальности, свободной

в своем волеизъявлении и

творчестве.

Задание 5:

Найдите произведение эпохи Возрождения и подберите

музыкальное произведение, соответствующее эпохе

создания художественных полотен.

Задание 6:

Сопоставьте имя автора и

произведение.

-

Микеланджело

-

Леонардо да Винчи

-

Рафаэль

1

2

3

«Ромео и Джульетта»

«Лаура»

Божественная комедия»

Данте Алигьери

1

2

3

Задание 7:

О ком это сказано: Леонардо да Винчи, Рафаэль,

Микеланджело?

«Он придумал танк и вертолет, написал работы по

математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории

человечества он в первую очередь художник, великий

живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная

вечеря» — вершина философской живописи. Он умер,

оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не

понята и не расшифрована до сих пор».

«Жизнь уготовила ему немало страданий и

разочарований. По его проекту был реконструирован

центр Рима — Капитолийский холм — и возведен собор

святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на

земле».

«Самая знаменитая его картина - «Сикстинская

мадонна». Ее называют не только вершиной творчества,

но и вершиной живописи Возрождения. Умер художник

очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот

короткий срок он сделал так много, что годы его жизни

искусствоведы называют его эпохой».

Задание 8:

О каком произведении идет речь?

«Первое впечатление от позы и выражения

лица молодой женщины рождает ощущение

естественности и простоты… В ее улыбке

нет ни открытого веселья, ни

непосредственной радости, она выражает

затаенный трепет чувства и мысли, печать

сложной человеческой души… ее лицо

постоянно меняется на глазах у зрителя».

«Она идет хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…».

Задание 9:

Что лишнее? Докажите.

Задание 10:

Назовите художников

«золотого века»

эпохи Возрождения

и их произведения

Задание 11:

Работа в группах.

Группа №1: Прочесть литературное сочинение

Петрарки и выписать гуманистические ценности,

воспетые в сонетах.

Группа №2: Сочинить свой собственный сонет, следуя

стилю и манере поэта, в котором будут переданы

ценности эпохи.

Группа №3: представить поэтические образы человека

эпохи Возрождения с помощью живописных работ,

используя цветовые пятна, разнообразные линии в

технике коллажа.

Группа №4: подобрать музыкальные произведения,

которые соответствуют настроению и содержанию

сонетов Петрарки.

Задание 12:

1.

Какому поэту принадлежат следующие строки:

Тютчев, Лермонтов, Бунин?

2.

О какой эпохе идёт речь в стихотворении?

3.

Придумайте название, соответствующее эпохе.

...Настали сроки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь — весна Вошла,

напомнив о любви, о теле;

В своих созданьях Винчи, Рафаэли

Блеск бытия исчерпали до дна.

Стремились все — открыть, изобрести,

Найти, создать... Царила в эти годы

Надежда — вскрыть все таинства природы.



В раздел образования