Автор: Копылова Надежда Васильевна
Должность: учитель музыки, искусства и мхк
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Воскресенск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Раскрытие творческого потенциала учащихся на уроках МХК: "Великие гении эпохи Возрождения"
Раздел: среднее образование
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ МХК ПО ТЕМЕ:
Эпоха Возрождения – одна из самых ярких
историй человечества. Это время гениальных
творцов. Время решительного выхода человека
за границы традиционного общества. Время
резких контрастов и противоречий.
Эпоха Возрождения дала миру десятки имен,
которые по сей день составляют славу мировой
культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Боттичелли, Петрарка, Дюрер, Шекспир,
Сервантес, Фрескобальди, Палестрина и
многие другие.
Главная отличительная черта эпохи
Возрождения – огромный интерес к
человеческой личности, безграничным
творческим возможностям.
В основе культуры Возрождения лежат идеи
гуманизма.
В итальянской художественной культуре
Возрождения различают следующие
периоды:
I. Проторенессанс – 13-14 век.
II. Раннее Возрождение(Кватроченто) – 15
век.
III. Высокое Возрождение (Чиквинченто) –
конец 15 – начало 16 веков.
IV. Позднее Возрождение – середина и
вторая половина 16 века.
V. Северное Возрождение – 15-16 века в
странах : Нидерланды, Франция,
Германия, Великобритания.
Задания, характеризующее достижение
результата:
-
Определять идеал эпохи Возрождения;
-
Выявлять место человека эпохи в обществе
и искусстве;
-
Выявлять культурные доминанты эпохи.
Задание 1:
Заполнить сравнительную таблицу, в которой 2
колонки:
1)
Средневековая культура
2)
Итальянская культура эпохи Возрождения
Воспользуйтесь полученными знаниями и
выберите варианты ответа: главные идеи
эпохи, отношение к Богу, отношение к
природе, к человеку, девиз эпохи, яркие
личности эпохи, великие памятники.
Вариант ответа:
Вопросы
Средневековая культура
Культура эпохи
Возрождения
Главные идеи эпохи
Религиозные ценности общества
Гуманизм и идеал
красоты
Отношение к Богу
Бог есть Вера, Надежда, Любовь и
Совесть
Бог – творец на небесах,
а человек – на земле
Отношение к природе
Природа создана Богом
Человек познаёт мир и
себя
Отношение к человеку
Человек есть духовность
Человек – центр
мироздания
Девиз эпохи
«Град земной» приблизится к «Граду
небесному»
«Развитая личность
движет миром»
Яркие личности эпохи
Абеляр, Кассидор, Григорий Великий
Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Джотто,
Петрарка и др.
Великие памятники
эпохи
Собор в Шартре, Собор в Кёльне,
Собор Парижской Богоматери и т.д.
Джоконда, Сикстинская
Мадонна, Сонеты
Задание 2:
•
- По описанию картины, скульптуры определить произведение, автора и обосновать свою точку
зрения.
•
А) «Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение
естественности и простоты… В ее улыбке нет ни открытого веселья, ни непосредственной
радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной человеческой
души… ее лицо постоянно меняется на глазах у зрителя» (Т.Прилуцкая) (Леонардо да Винчи
«Джоконда»)
•
-Этот портрет был любимым произведением, и художник не расставался с ним до конца жизни.
•
- Что вы знаете об истории создания этой картины?
•
Б) «Она идет хвалам внимая,
•
Благим покрытая смиреньем,
•
Как бы небесное виденье
•
Собою на земле являя… (Жуковский) (Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»).
•
-Какое впечатление произвела на вас картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»?
•
В) О своей работе этот человек написал так:
•
От напряженья вылез зоб на шее,
•
Живот подполз вплотную к подбородку,
•
Задралась к небу борода. Затылок
•
Прилип к спине, а на лицо от кисти
•
За каплей капля краски с верху льются
•
И в пеструю его палитру превращают.
•
(Микеланджело Буонарроти)
•
- Умирая, он оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество
родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои
бессмертные творения, снискав в веках славу гения.
•
-Что вы знаете о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти ?
Задание 3:
- В предложенном тексте найдите ошибку.
•
1) Итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый.
•
Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он придумал танк и
вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории
человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи
Возрождения. Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии
отразились в самом удивительном творении итальянского мастера - в шедевре, с
которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это
- «Сикстинская мадонна». Его набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он
умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не
расшифрована до сих пор.
•
2) Он не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки.
•
Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа
•
«Джоконда». За четыре года работы он один расписал потолок площадью
•
в пятьсот квадратных метров.
•
Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований.
•
По его проекту был реконструирован центр Рима — Капитолийский холм - и
возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле.
•
3) Его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!
•
Мягкость и нежность характера сочетал с удивительной работоспособностью.
Особенно знамениты две его фрески — «Парнас» и «Афинская школа».
•
Самая знаменитая картина «Давид». Его называют не только вершиной творчества,
но и вершиной живописи Возрождения.
•
Умер он очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он
сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой.
Задание 4:
Термин «Возрождение»
означает:
•
А) продолжение
средневековой традиции;
•
Б) обращение к культурному
наследию Античности;
•
В) создание нового,
утверждение самоценности
человека, личности,
индивидуальности, свободной
в своем волеизъявлении и
творчестве.
Задание 5:
Найдите произведение эпохи Возрождения и подберите
музыкальное произведение, соответствующее эпохе
создания художественных полотен.
Задание 6:
Сопоставьте имя автора и
произведение.
-
Микеланджело
-
Леонардо да Винчи
-
Рафаэль
1
2
3
•
«Ромео и Джульетта»
•
«Лаура»
•
Божественная комедия»
Данте Алигьери
1
2
3
Задание 7:
О ком это сказано: Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело?
•
«Он придумал танк и вертолет, написал работы по
математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории
человечества он в первую очередь художник, великий
живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная
вечеря» — вершина философской живописи. Он умер,
оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не
понята и не расшифрована до сих пор».
•
«Жизнь уготовила ему немало страданий и
разочарований. По его проекту был реконструирован
центр Рима — Капитолийский холм — и возведен собор
святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на
земле».
•
«Самая знаменитая его картина - «Сикстинская
мадонна». Ее называют не только вершиной творчества,
но и вершиной живописи Возрождения. Умер художник
очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот
короткий срок он сделал так много, что годы его жизни
искусствоведы называют его эпохой».
Задание 8:
О каком произведении идет речь?
•
«Первое впечатление от позы и выражения
лица молодой женщины рождает ощущение
естественности и простоты… В ее улыбке
нет ни открытого веселья, ни
непосредственной радости, она выражает
затаенный трепет чувства и мысли, печать
сложной человеческой души… ее лицо
постоянно меняется на глазах у зрителя».
•
«Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…».
Задание 9:
Что лишнее? Докажите.
Задание 10:
Назовите художников
«золотого века»
эпохи Возрождения
и их произведения
Задание 11:
•
Работа в группах.
Группа №1: Прочесть литературное сочинение
Петрарки и выписать гуманистические ценности,
воспетые в сонетах.
Группа №2: Сочинить свой собственный сонет, следуя
стилю и манере поэта, в котором будут переданы
ценности эпохи.
Группа №3: представить поэтические образы человека
эпохи Возрождения с помощью живописных работ,
используя цветовые пятна, разнообразные линии в
технике коллажа.
Группа №4: подобрать музыкальные произведения,
которые соответствуют настроению и содержанию
сонетов Петрарки.
Задание 12:
1.
Какому поэту принадлежат следующие строки:
Тютчев, Лермонтов, Бунин?
2.
О какой эпохе идёт речь в стихотворении?
3.
Придумайте название, соответствующее эпохе.
...Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь — весна Вошла,
напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все — открыть, изобрести,
Найти, создать... Царила в эти годы
Надежда — вскрыть все таинства природы.