Автор: Кочарян Тамара Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Обобщение опыта работы заведующего по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении
Тема: Обобщение опыта работы заведующего по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы заведующего по подбору и расстановке кадров в
дошкольном образовательном учреждении
«Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса,
подборе и расстановке кадров…» из Устава ГБДОУ
Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт,
обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы
российского образования.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество
образовательного процесса зависит от профессиональных знаний, умений, навыков педагогов и
компетентной управленческой деятельности руководителя в новых условиях, направленной на
определение стратегических ориентиров развития образовательного учреждения, выполнения
усложняющегося функционала, соответствия повышенному уровню требований, предъявляемых к
руководителю со стороны заказчиков образовательных услуг.
Сущность управления любого коллектива – это деятельность, в которой находят отражение
эффективная работа персонала в целом и отлаженная работа каждого сотрудника в
частности. Общая модель управления персоналом включает такие тесно взаимодействующие
механизмы, как подбор и расстановка кадров, развитие и подготовка сотрудников, анализ и
оценка результатов работы, мотивация и вознаграждение персонала и др.
Общие задачи управления коллективом:
- обеспечение кадрами;
- эффективное использование кадров;
- профессиональное развитие кадров.
1. Обеспечение кадрами:
1.1. Анкетирование при приёме на работу:
- учёт психологических особенностей педагогов, личных качеств;
- учёт предпочтения к определённому виду деятельности в работе с детьми и возрастной группе
воспитанников и т.д.
1.2. Планирование численности персонала:
- переквалификация сотрудников (помощник воспитателя – воспитатель; воспитатель -
инструктор по физической культуре; воспитатель – старший воспитатель и т.д.)
- учёт возможного временного отсутствия (от 1,5 до 3 лет) сотрудника на рабочем месте (отпуск по
уходу за ребёнком);
- профессиональный рост педагогов и получение ими другого статуса (руководящий состав);
- работа с помощниками воспитателей (обучение, мотивация на изменение статуса,
«активизация»);
- работа с родителями («банк данных»), подготовка педагогов из числа родителей.
1.3. Создание условий для минимизации увольнений:
- поддержание баланса интересов организации и сотрудников;
- психологическая поддержка и помощь в семейном воспитании;
- безусловное соблюдение требований законодательства о труде;
- максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства, поддержание
чувства самоуважения;
- справедливое вознаграждение достижений;
- повышение уровня удовлетворенности трудом;
- сохранение благоприятного климата.
2. Эффективное использование кадров.
2.1. Мотивация педагога, побуждающая человека к наиболее плодотворной деятельности:
- делегирование полномочий и ответственности;
- эффективное использование мастерства и способностей педагогов в работе с детьми и
родителями (конкурсы, мастер-классы, спортивные соревнования);
- совершенствование систем мотивации (эффективный контракт);
- стимулирование творческой активности персонала (интерактивные методы и формы);
- совершенствование методов оценки деятельности педагогов (контроль).
2.2. Подбор микро коллективов групп:
- учёт психологических особенностей педагогов, личных качеств (психологическая совместимость);
- учёт предпочтения к определённому виду деятельности в работе с детьми и возрастной группе
воспитанников (разноплановые интересы педагогов повышают эффективность работы в целом);
- учёт внешних данных, стиля одежды (должны быть на контрасте);
- учёт возраста и стажа педагогов, возраста воспитанников .
- «сбалансировать» возможные разногласия поможет помощник воспитателя.
2.3. Кадровая политика:
- через 7-10 лет совместной работы педагоги «устают» друг от друга, необходимо создавать новые
микро коллективы групп;
- микро коллективы групп неизменны для определённого возраста (ранний возраст, младший-
средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст), что позволяет выполнить
требования СанПиН, пополнять развивающую среду и материально-техническую базу для
конкретного возраста, максимально социализировать воспитанников в пространстве
образовательного учреждения (воспитатели остаются в группе, а дети в течение дошкольного
детства находятся в трёх группах);
- на период возможного временного отсутствия (от 1,5 до 3 лет) сотрудника на рабочем месте
(отпуск по уходу за ребёнком) допускается трудоустройство только начинающего педагога (на
период отпуска), за ним закрепляется педагог-наставник.
3. Профессиональное развитие кадров.
3.1. Наставничество:
- закрепление за начинающими педагогами и специалистами педагогов со стажем (воспитатель –
воспитатель, учитель–логопед – воспитатель, старший воспитатель – инструктор по физической
культуре и т.д.), см. Приложение.
3.2. Ориентированность на будущее:
- мотивация педагогов (за 1-2 года до предполагаемого события) на дальнейшее обучение и
повышение квалификации (не каждый педагог видит свои перспективы);
- обучение кадров (профессиональное образование) и мотивация на достижение наилучших
результатов, консультирование по этому направлению;
- планирование карьеры сотрудника (рекомендация на повышающую должность, в том числе,
управленческий состав);
- переквалификация педагогов с учётом специфики профессий в сфере образования.
3.3. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию:
- мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.
Кочарян Тамара Ивановна,
заведующий ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга