Напоминание

Овладение связной речью дошкольниками в логопедической группе


Автор: Танцура Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №29 "Родничок"
Населённый пункт: г.Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: Овладение связной речью дошкольниками в логопедической группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современно

м дошкольномвоспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только

правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей

и возможностей.

Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связа

нные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседн

ика.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в

двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои

особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого р

азвития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по раз

витию речи можнорассматривать и как цель, и как средство практического овл

адения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладен

ии родным языком, его звуковым строем,словарным составом, грамотным стр

оем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку у

станавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы п

оведения в обществе,что является решающим условием для развития его личн

ости.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пере

сказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения разви

вают образность ивыразительность речи, обогащают художественно – речевой

опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления

и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружа

ющими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые о

смысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребност

и ребенка. Только вовторой половине второго года жизни слова начинают слу

жить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребен

ка слова начинают грамматическиоформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, т

ак и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура п

редложений.Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, котор

ая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для

налаживания сотрудничества всовместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монолог

ической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формир

ование умений,необходимых для общения. Диалогическая речь представляет с

обой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1.

Собственно речевые умения.

2.

Умения речевого этикета.

3.

Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4.

Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их

обсуждение, обсуждение определенной темы.

5.

Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по

возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окру

жающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей у

чат выражать просьбы ижелания словом, отвечать на некоторые вопросы взро

слых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ре

бенка, побуждают его обращаться к взрослому идетям по различным поводам,

формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы ка

ждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, уч

ить детей выражатьсвои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрос

лых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует в

оспитывать потребность делиться своимивпечатлениями, рассказывать о том, ч

то сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого э

тикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье),поощрять попытки де

тей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что д

елает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общени

е со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу п

редметов, их качеств,действий с ними, взаимоотношений с окружающими, по

ддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвеча

ть как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержани

я вопроса. Постепенноон приобщает детей к участию в коллективных беседах

, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать в

ысказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приве

тствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синони

мических формулэтикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, н

е вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людь

ми, встречать гостя, общаться с ним.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. О

ни определяются особенностями развития связной речи детей и особенностям

и монологическоговысказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

1.

Описание – это характеристика предмета в статике.

2.

Повествование – это связный рассказ о каких-либо

событиях.

3.

Рассуждение – это логическое изложение материала в фо

рме доказательства.

4.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение

литературного образца в устной речи.

2.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определ

енного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное

место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической

речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по

содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию

отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об

увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во вт

орой младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки

и рассказы, а такжерассказывать по наглядному материалу (описание игрушек

, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «М

ы играем», «Наша Таня»). Детипостепенно подводятся к составлению коротки

х – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через д

раматизацию знакомых сказок учит детей составлятьвысказывания и повество

вательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, зад

ает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Онистали…»),

постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного

опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные

дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знако

мых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказы

вании по картине иигрушке дети учатся сначала строить высказывания описат

ельного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оф

ормление описаний и повествований,дается представление о разных зачинах р

ассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложени

ями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин ипредлагает наполн

ить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полян

ке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей

включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, ди

алоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К конц

у года дети с помощьювоспитателя способны составить рассказ по серии сюж

етных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продол

жает, а воспитатель помогает связатьпереходы от одной картинки к другой («

И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из

личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без

опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из

условий развития диалогической речи является организация речевой среды,

взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с

другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном об

щении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также я

вляется дидактическаяигра, подвижная игра, используется прием словесных п

оручений, совместная деятельность и специально организованные речевые си

туации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью лож

ится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитате

ль. В связи с этим егособственная речь должна, прежде всего, учитывать возра

ст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.



В раздел образования