Автор: Танцура Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №29 "Родничок"
Населённый пункт: г.Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: Овладение связной речью дошкольниками в логопедической группе
Раздел: дошкольное образование
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современно
м дошкольномвоспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только
правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей
и возможностей.
Остановим свое внимание на методике развития связной речи.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связа
нные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседн
ика.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в
двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои
особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого р
азвития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по раз
витию речи можнорассматривать и как цель, и как средство практического овл
адения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладен
ии родным языком, его звуковым строем,словарным составом, грамотным стр
оем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку у
станавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы п
оведения в обществе,что является решающим условием для развития его личн
ости.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пере
сказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения разви
вают образность ивыразительность речи, обогащают художественно – речевой
опыт детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления
и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружа
ющими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые о
смысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребност
и ребенка. Только вовторой половине второго года жизни слова начинают слу
жить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребен
ка слова начинают грамматическиоформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, т
ак и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура п
редложений.Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, котор
ая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для
налаживания сотрудничества всовместной предметной деятельности.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монолог
ической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формир
ование умений,необходимых для общения. Диалогическая речь представляет с
обой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1.
Собственно речевые умения.
2.
Умения речевого этикета.
3.
Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4.
Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их
обсуждение, обсуждение определенной темы.
5.
Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по
возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окру
жающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей у
чат выражать просьбы ижелания словом, отвечать на некоторые вопросы взро
слых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ре
бенка, побуждают его обращаться к взрослому идетям по различным поводам,
формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы ка
ждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, уч
ить детей выражатьсвои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрос
лых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует в
оспитывать потребность делиться своимивпечатлениями, рассказывать о том, ч
то сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого э
тикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье),поощрять попытки де
тей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что д
елает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общени
е со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу п
редметов, их качеств,действий с ними, взаимоотношений с окружающими, по
ддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвеча
ть как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержани
я вопроса. Постепенноон приобщает детей к участию в коллективных беседах
, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать в
ысказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приве
тствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синони
мических формулэтикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, н
е вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людь
ми, встречать гостя, общаться с ним.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. О
ни определяются особенностями развития связной речи детей и особенностям
и монологическоговысказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
1.
Описание – это характеристика предмета в статике.
2.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо
событиях.
3.
Рассуждение – это логическое изложение материала в фо
рме доказательства.
4.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение
литературного образца в устной речи.
2.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определ
енного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное
место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической
речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по
содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию
отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об
увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во вт
орой младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки
и рассказы, а такжерассказывать по наглядному материалу (описание игрушек
, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «М
ы играем», «Наша Таня»). Детипостепенно подводятся к составлению коротки
х – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через д
раматизацию знакомых сказок учит детей составлятьвысказывания и повество
вательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, зад
ает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Онистали…»),
постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного
опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные
дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знако
мых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказы
вании по картине иигрушке дети учатся сначала строить высказывания описат
ельного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оф
ормление описаний и повествований,дается представление о разных зачинах р
ассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложени
ями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин ипредлагает наполн
ить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полян
ке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей
включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, ди
алоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К конц
у года дети с помощьювоспитателя способны составить рассказ по серии сюж
етных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продол
жает, а воспитатель помогает связатьпереходы от одной картинки к другой («
И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из
личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без
опоры на наглядный материал.
Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из
условий развития диалогической речи является организация речевой среды,
взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с
другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном об
щении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также я
вляется дидактическаяигра, подвижная игра, используется прием словесных п
оручений, совместная деятельность и специально организованные речевые си
туации.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью лож
ится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитате
ль. В связи с этим егособственная речь должна, прежде всего, учитывать возра
ст детей.
Педагог должен воспитывать своей речью.