Автор: Маркова Татьяна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1467 (ДО-2) Населённый пункт: город Москва, район Ново-Переделкино Наименование материала: конспект Тема: Знакомство дошкольников с маленькими героями ВОВ Раздел: дошкольное образование
Цель:
формировать
патриотические
чувства
дошкольников
к
Родине
на
примере героических поступков детей-героев ВОВ.
Задачи:
1.
Углублять представления детей о героическом прошлом нашего народа,
формировать представление о ВОВ;
2.
обогащать и активизировать словарный запас;
3.
прививать смелость, чувство гордости за свой народ.
Предварительная работа: беседа о войне, просмотр видеоролика о войне,
индивидуальное
заучивание
рассказов
про
детей-героев
ВОВ,
заучивание
песни;
подготовка
листов
бумаги
для
фронтового
письма,
цветочков-
огонечков из шаблонов звездочек;
словарная работа : Отечество, пионеры, партизаны, эшелон, фронт, отвага,
гарнизон, минирование, разведка.
Оборудование
и
материалы: презентация, листы подготовленной бумаги,
цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, георгиевская лента.
Ход непосредственно-образовательной области
(на воспитатели женская уставная форма одежды образца 1943 г.)
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня с вами поговорим о маленьких героях
большой войны.
- У каждой страны, каждого народа есть свои праздники.
- Вспомните, пожалуйста, какие праздники есть у нас? (ответы детей)
- А какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (ответы детей).
- С давних времен правители разных стран стремились расширить свои
территории
и
покорить
другие
народы.
Эти
правители
затевали
войны,
которые уносили жизни многих людей. 75 лет назад на нашу Родину напали
фашисты, иноземные захватчики и наша страна погрузилась в долгую войну,
которая длилась 4 года. Эту войну мы знаем как Великую Отечественную.
- Подумайте, почему война называется Великой Отечественной? (ответы
детей)
- В самом деле, война захватила огромные территории нашей страны. В ней
участвовали десятки миллионов людей.
- Отечественной войной она называется потому, что направленная на защиту
Отечества, те есть нашей родной страны.
- Как вы думаете, что такое подвиг? (ответы детей)
- Подвиг это смелый, отважный, хороший поступок.
- Как называют человека, совершившего подвиг? (ответы детей)
Слайд 1. Изображение с пионерами-героями ВОВ
Воспитатель: - Воевали и совершали подвиги не только взрослые, но и дети.
Мы сейчас с вами познакомимся с некоторыми детьми - героями ВОВ.
Слайд 2 . Это Зина Портнова. Об этой девочке вам расскажет (ребенок 1).
(Дети рассказывают о героях-пионерах по очереди под фоновую музыку)
Ребенок 1: Зина родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941
года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее
и застала война. По заданию партизан расклеивала листовки, училась метко
стрелять, вела разведку. Вскоре поступила на работу в столовую курсов
переподготовки немецких офицеров. Передавала партизанам через сестру
важные сведения. Мстя за товарищей, отравила много немцев. Желая дока-
зать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь
чудом осталась жива.
Но вскоре Зина погибает как герой.
И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием -
званием Героя Советского Союза.
Слайд 3. Валя Котик
Ребенок 2: Валя родился 11 февраля 1930 года на Украине в крестьянской
семье.
Учился
в
школе
и
был
настоящим
вожаком
пионеров,
своих
ровесников.
Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал
машину с немцами. Погибло несколько солдат и командир отряда полевой
полиции. Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и
братом убежал в лес и стал бойцом партизанского отряда.
Когда находился в дозоре был схвачен. Но Вале удалось вырваться, сорвать с
пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов.
Приходилось ему, и взрывать вражеские эшелоны.
Сам Валя был ранен, но выжил и продолжал воевать плечом к плечу со
взрослыми.
Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени,
медалью "Партизана Отечественной войны" 2 степени (слайд 4) .
Он погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя
Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер,
ему поставлен памятник. И сегодня герою отдают салют (слайд 5) .
Слайд 6. Леня Голиков
Ребенок
3: Леня Голиков рос в деревне Лукино Новгородской области, на
берегу реки. Когда его родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз
ходил
в
разведку,
приносил
важные
сведения
в
партизанский
отряд.
Используя эти данные, партизаны смогли освободить много военнопленных,
разгромили несколько немецких гарнизонов, спасли многих советских людей
от
угона
в
Германию.
И
летели
под
откос
вражеские
поезда,
машины,
рушились мосты, горели вражеские склады... Им было уничтожено немало
немцев,
железнодорожные
и
шоссейные
мосты,
несколько
складов
и
автомашины с боеприпасами. Леня сопровождал обоз с продовольствием в
блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина,
орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
Был в его жизни бой, который он вёл один на один с фашистским
генералом. Леня подбил гранатой машину. Из нее выбрался гитлеровец с
портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Он - за ним и стал
преследовать
врага.
Ему
удалось
получить
портфель
с
очень
важными
документами, которые немедленно переправили самолетом в Москву.
Лене присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (слайд 7) .
Слайд 8. Марат Казей.
Ребенок 4: ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил
Марат с мамой ворвались немцы. Осенью Марату уже не пришлось идти в
школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в жилищное
помещение для солдат.
За то, что мама прятала у себя раненных партизан и лечила их, была схвачена
немцами.
Гневом
и
ненавистью
к
врагу
наполнилось
сердце.
Вместе
с
сестрой
Марат
ушел
к
партизанам
в
лес
и
стал
разведчиком.
Так
же
участвовал в внезапных нападениях и разрушениях. Проникал во вражеские
гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Вместе с опытными
подрывниками минировал железную дорогу.
За смелость и отвагу награждён орденом Отечественной войны I степени,
медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» (слайд 9).
Пионер сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь
одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и
отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В
городе Минске поставлен памятник юному герою (слайд 10) .
(Слайд 11)
Воспитатель: - И наконец, настал тот день, когда люди в своих письмах
смогли написать о победе. Это был день – 9 мая 1945 года.
Вот как писал об этом победоносном дне одесский поэт И. Родченко:
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей.
И кто – то пел,
И кто - то плакал.
И кто – то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
Сколько было у людей счастья и радости, что закончилась война. Давайте
мы тоже сейчас порадуемся и станцуем под песню «Бравые солдаты».
Физкультминутка под песню детского хора «Бравые солдаты».
(Дети надевают пилотки с красными звездочками и не снимают до конца
занятия)
Воспитатель: - Во все времена, всем людям приятно получать весточки от
родных и близких людей. Особенно это было важно во времена войны. Для
солдата письмо - не просто поддержание связи с родными. Оно словно
кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем
незаменимого счастья.
- Кто знает, как выглядели солдатские письма? (ответы детей)
- У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось
писать на листке, который затем сворачивался треугольником.
- Сейчас мы с вами сделаем поздравительные открытки для ветеранов и
сделаем мы их в виде фронтового письма-треугольника.
Аппликация «Поздравительное письмо-треугольник»
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Так как придется работать с ножницами, то напомню вам правила техники
безопасности при работе с ножницами:
1.Ножницы клади кольцами к себе;
2. следи за движением лезвий во время резания;
3. не оставляй ножницы раскрытыми;
4. передавай ножницы кольцами вперед;
5. не играй ножницами, не подноси к лицу;
6. используй ножницы по назначению.
(Дети делают поздравительную открытку)
Воспитатель читает поздравительную надпись на открытке:
Дорогие ветераны!
Мир вам шлёт поклон земной,
И на всех меридианах
Чтут ваш подвиг фронтовой.
В этот светлый день России
Постарайтесь не грустить.
Выше голову, родные,
Дай вам Бог ещё пожить!
-
Эти
открытки
мы
с
вами
сохраним
и
подарим
ветеранам
войны
на
праздник «День Победы».
Подведение итогов
Воспитатель: - С какими маленькими героями большой войны мы сегодня
познакомились?;
- Кто победил в Великой Отечественной войне? (ответы детей);
- Как вы думаете, почему мы смогли победить немцев? (ответы детей).
- Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на защиту.
Помнить войну и тех, кто принес победу – значит бороться за мир.
Войну
забывать
нельзя.
Когда
войну
забывают,
-
говорили
древние,
-
начинается новая, потому что память – главный враг войны!
И давайте мы с вами не будем забывать войну, и исполним песню «О той
весне».
Слова и музыка Елены Плотниковой
Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть,
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
Домой вернулся!..
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для нашей открыть используем заранее подготовленный лист, которому
придали вид состарившейся бумаги.
Далее начинаем складывать:
1.
правый угол загните к противоположной стороне листа;
2.
левый
верхний
угол
загните
к
месту
сгиба
противоположной
стороны, у нас получилась фигура похожая на домик;
3.
Нижние углы загните наверх, к крыше домика в виде треугольника,
чтобы они не соприкасались;
4.
Заправьте нижнюю часть листа в крышу домика;
5.
Все, письмо готово!
Для оформления открытки используем заранее изготовленные цветочки -
огонечки из шаблонов красных звездочек разного размера. Уголки, которых
поднимаем
кверху
и
наклеиваем
друг
на
друга
таким
образом,
чтобы
лепестки каждой звездочки располагались между лепестками предыдущей
звездочки. Лепестки звездочки, находящейся в середине сгибаем так, чтобы
они соединялись друг с другом.
ШАБЛОНЫ ЗВЕЗДОЧЕК
Наклеиваем готовые цветочки – огонечки на нашу открытку и вырезаем
небольшие листочки, которые промазываем клеем и наклеиваем на открытку
к стебелькам.
Чтобы
придать
письмам
–
треугольникам
праздничный
вид,
предлагаю
украсить их георгиевскими лентами. Дети должны сами, приложив ее к
уголку письма отмерить нужную длину и отрезать. И дальше наклеить.
Готовая открытка