Автор: Грибанова Вера Акиндиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ" Успех"
Населённый пункт: с. Кабанск Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: " Музыкальный фольклор в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ Детский сад « Успех» с. Кабанск
Музыкальный руководитель Грибанова Вера Акиндиновна
Музыкальный фольклор в детском саду.
Музыкальный фольклор-явление синкретическое. В нём неразрывно связана музыка , слово,
движение. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет
личности раскрыться, ведёт к импровизации, являющейся сутью фольклорных традиции. На
музыкальных занятиях в доу дети учатся петь сольно, в ансамбле, в хоре. Большое значение имеет
возраст детей, т.к воспитывать , приобщать их к народной музыке начинаю с трёх-четырёх лет. Прежде
чем приступить к работе я продумываю и составляю план занятий; определяю методику по которой
буду обучать детей народному пению; подбираю песенный фольклорный материал, учитывая возраст
детей и вокальные возможности. На музыкальных занятиях обязательно провожу беседы о русских
народных песнях, о жизни и труде крестьян; рассказываю о праздниках и обрядах. Особенно большую
помощь оказывают презентации, видеофильмы. Ознакомление детей с живым песенным фольклором
повышает уровень знаний детей, расширяет музыкальный кругозор. После того , как дети будут
подготовлены к разучиванию и исполнению народных песен, я начинаю обучение с произведений
детского фольклора, хорошо знакомым даже малышам. Дети их любят и быстро запоминают.
Например : « Андрей-воробей , не гоняй голубей, гоняй галочек из под палочек, не клюй песок, не ломай
носок, пригодится носок, клевать колосок» или же такая : « Божья коровка чёрная головка, улети на небо
принеси нам хлеба, чёрного и белого , только не горелого» и т.д Наиболее простые попевки можно
использовать , как упражнения. Учу детей импровизировать, самовыражаться. Именно внутренний слух
помогает предварительно слышать то, что надлежит исполнять, тем самым обеспечивая стройность
пения. Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение,
должна проходить в системе, и должна быть взаимосвязь с песенным репертуаром. Пение
сопровождается движением, оно влияет на качество хорового звучания, способствует развитию
вокально-хоровых навыков. Большой интерес и творческий стимул для детей- выступления. Даже с
небольшой программой песен уже можно выступать на утренниках и праздничных концертах. Азы
музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки
сопровождаются движениями ребёнка. Игра на детских народных музыкальных инструментах важна для
ребёнка, так как это путь включения его в общее действо. Детям дошкольного возраста наиболее
доступны шумовые ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках, трещотках,
бубне,рубеле, колокольчиках и др. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и
общей музыкальной выразительности. Побуждаю прислушиваться детей к своей игре и игре товарищей,
не стремиться заглушать друг друга. Русские календарные праздники- уникальная возможность для детей
ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, а также - своеобразный итог проведённой
работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Это мощный фактор положительного
воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.
Литература.
Шамина Л Музыкальный фольклор и дети.-М.,1992г
С.И.Мерзлякова Фольклор-музыка-театр
М.В Хазова Комплексное изучение музыкального фольклора
Г.М Науменко Фольклорные праздники.