Автор: Смирнова Ирина Сергеевна
Должность: учитель истоков
Учебное заведение: МБОУ "Кадниковская школа"
Населённый пункт: п.Кадниковский Вожегодского муниципального района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок в 6 классе по теме: "Деревня"
Раздел: среднее образование
Урок по курсу "Истоки", 6 класс
Тема урока: «Образы деревни»
Цели урока:
Углубление образного представления о деревне (преемственность со 2 кл.) и
других типах сельских
поселений.
Развитие целостного представления о сельском образе жизни
.
Задачи урока:
1. Углубить целостное восприятие образа деревни;
2. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и
будущего;
3. Развивать общение в паре, в группе, ориентацию на взаимопонимание.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь различать типы сельских поселений, устанавливать иерархию поселений; устанавливать
причинно-следственные связи между прошлым сельских поселений и настоящим: уметь определять своё отношение к
современным изменениям в жизни деревни.
Личностные: проявлять
познавательный
интерес
и
учебную
мотивацию,
осознавать
и
проявлять
себя
гражданином России, чувствовать связь поколений, примерять на себя социальную роль хлебороба.
Регулятивные:
уметь
составлять
план,
определять
цели
деятельности;
проговаривать
последовательность
действий на уроке; вычленять жизненно-практическую проблему, вести дискуссию по проблеме возрождения деревни,
осуществлять самоконтроль, саморегуляцию.
Познавательные: сформулировать тему; определить умения, которые будут сформированы на основе изучения
данной темы; сравнить предметы, объекты; сделать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, в группе; слушать и
понимать речь других.
Ход занятия
№
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
17
1.
Звучит песня «Деревенька моя».
Слайд-картины деревни.
Какие образы представили?
Какие чувства вызвала эта песня?
Как вы думаете, какая тема урока?
2. Слайд- стих о деревне.
В каких строках заключается главная мысль
стихотворения?
Какова цель нашего урока?
Слайд- углубление знаний о разнообразии
сельских поселений.
Слайд- иллюстрации сельских поселений:
займище, починок, слобода, торжок, погост,
село, мир.
Что объединяет все эти иллюстрации?
Чем они отличаются?
Обобщение ответов учителем.
Вы хотите узнать как назывались поселения в
старину?
Рассказ учащихся об образах деревни, их
чувствах.
Формулируют тему урока.
Ученик читает стих. С.78
наизусть
Ответы детей.
Ответы детей.
Какую задачу мы будем решать на уроке?
Слайд- задачи урока.
1.Узнать типы сельских поселений.
Как вы думаете, современная деревня
отличается от той, которая была раньше?
(Выводят вторую задачу)
2.Узнать о прошлом, настоящем и будущем
деревни.
Какими ремеслами славились деревни?
Хотите узнать больше?
Какую задачу поставим?
3.Узнать о народных промыслах?
Будем решать поставленные задачи.
Слайд- названия поселений.
Организует работу в паре с учебником.
Проверка.(на слайде появляются названия под
определенной иллюстрацией)
Возвращаемся к слайду с задачами.
Мы выполнили первую задачу?
Назовите вторую задачу.
Работаем с архивными документами.(каждой
паре учеников выдается текст с архивными
справками)
- Прочитать, проанализировать, сделать
Дети читают с доски первую задачу.
Самостоятельная работа.
Ученики открывают учебник с.78-79 и находят
определения сельских поселений.
Ученики зачитывают понятия по учебнику.
Да.
Ученики читают.
Ученики выполняют задание в паре, затем
обмениваются полученными знаниями
о жизни людей в этих поселениях в 17 и 18 веках.
вывод, обменяйтесь мнениями.
Что узнали нового из работы с документами?
Кто из вас отдыхал в деревне?
Как выглядит деревня сейчас?
Какие трудности испытывает современная
деревня?
Что нужно сделать, для того чтобы деревня
возродилась?
Кто планирует связать свою судьбу с
деревней, сельским хозяйством?
Труд хлебороба незаменим, востребован.
Без хлеба нет жизни, работать на земле всегда
почетно.
Слайд- картины художников о хлеборобах.
Мы выполнили вторую задачу?
Труд на земле сезонный.
Зимой больше свободного времени. Чем
занимались люди в сельской местности
долгими зимними вечерами?
Прочитайте следующую задачу.
Назовите народные промыслы Вологодской
области.
Слайд- изделия народных
Промыслов
Мы выполнили третью задачу?
Ученики обмениваются мнениями.
Да.
АФО
«Сельские поселения»
1.Подготовительный этап:
-вспомнили многообразие названий сельских
поселений и их происхождение.
2.Индивидуальный этап:
Работают самостоятельно в рабочей тетради
с.15Время работы 5-7 мин.
3.Работа в четверке 5 мин.
4.Обсуждение в классе.
5.Экспертная оценка на кл. доске прописана.
Рефлексия.
Чем показались вам интересными сельские
поселения?
В чем заключается их своеобразие,
особенности?
Какое сходство и различие сельских
поселений с городом вы увидели?
Что является объединяющим началом для
всех сельских поселений? Почему?
Ученики сообщают друг другу свое решение и
приходят к согласию.
Лидеры четверок представляют результаты
решения своей группы, аргументируют свои
ответы
Ученики проверяют правильность решения.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь
определять
многозначность
значения
символов
иконы,
понять
духовный
смысл
изображаемого;
Метапредметные (УУД)
Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию, глубокое осмысление, прочувствование
образа «Троицы», открытие через икону духовного мира, воспитание любви и единения;
Регулятивные:
уметь
определять
цели
деятельности;
работать
по
плану,
проговаривать
последовательность
действий на уроке, осуществлять самоконтроль, саморегуляцию.
Познавательные: сформулировать тему; определить умения, которые будут сформированы на основе изучения
данной темы; сравнивать предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, в группе; слушать и
понимать речь других.