"Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма."
Автор: Хохлова Ирина Владимировна Должность: учитель- дефектолог Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №230" Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма." Раздел: дошкольное образование
Хохлова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
СИСТЕМНЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ДЕТСКОГО АУТИЗМА
В последние пятнадцать лет, как в нашей стране, так и за рубежом
отчётливо прослеживается тенденция к увеличению числа детей с детским
аутизмом
(ДА)
и
системными
нарушениями
развития
экспрессивно-
рецептивной
речи
(СНРР).
На
первичной
консультации
в
диагностических
центрах специалистам сразу трудно определить структуру дефекта, поэтому эти
дети, как правило, направляются в группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития под динамическое наблюдение.
Перед специалистами этих групп стоит задача в кротчайший срок подобрать
адекватный диагностический материал, найти контакт с ребёнком и на основе
полученных
данных
определить
зону
актуального
развития
ребёнка.
Специалистам необходимо помнить, что у детей с ДА и у детей с ССНР
наблюдаются общие клинические проявления: широкий спектр расстройств
аутистического круга - эхолалии, наличие стереотипий: «манежное поведение»
(бесцельное
бегание
по
кругу);
однообразные
действия:
моторные
(раскачивание, прыжки, постукивания и т.д.), речевые (произнесение одних и
тех
же
звуков,
слов
или
фраз),
бесконечные
манипуляции
каким-либо
предметом, однообразные монотонные игры.
Специфические нарушения формирования речи – отсутствие вербальной
речи, полное или недостаточное понимание обращённой речи, отсутствие или
непостоянство отклика на обращение, на собственное имя, заметная реакция на
слабые звуки и её отсутствие в ответ на звуки более громкие неинтонированные
вокализации
факты
однократного
произнесения
некоторых
слов
без
дальнейшего
их
употребления; нарушения
коммуникативной
сферы
–
отсутствие потребности в общении, избирательные контакты, интровертные
реакции;
нарушения
эмоционально-поведенческой
сферы
–
эмоциональная
неустойчивость, раздражительность, неустойчивость эмоциональных реакций
от
аффективных
до
безучастных,
психомоторное
возбуждение,
слабость
побуждений,
вялость или, наоборот, расторможенность поведения, усиление
примитивных
влечений;
нарушение
формирования
высших
психических
функций
(ВПФ)
и
интеллектуальной
деятельности
–
снижение
уровня
активного
внимания
и
его
ограниченность,
низкий
уровень
объёма
краткосрочной
памяти,
повышенная
инертность
психических
процессов,
повышенная
утомляемость
и
истощаемость,
особенно
при
психических
нагрузках; проблемы социальной адаптации. Если специалист не учитывает
эти данные, мы можем говорить о гипердиагностике ДА. Это приводит к тому,
что нередко нарушения развития в нервно-психической сфере у детей раннего и
дошкольного
возраста
расценивают
как
ДА.
Как
следствие,
неправильный
диагноз;
сложности
дифференциальной
диагностики,
особенно
ранней;
психологической,
педагогической,
логопедической
коррекции
и
работы
с
родителями, в дальнейшем приводят к снижению социального статуса ребенка,
ухудшению качества жизни, а иногда к инвалидности.
Диагностически значимые показатели, помогающие при первичном
знакомстве с ребёнком. Если у детей отсутствует экспрессивная речь, но при
этом они: широко используют невербальные средства коммуникации; способны
к
осмысленной
игре;
участвуют
в
эмоциональном
общении
в
специально
созданных ситуациях; проявляют познавательный интерес, то с уверенностью
можно сказать, что у ребёнка ССНР. В ходе коррекционной работы необходимо
отмечать положительные изменения (вести дневник наблюдений).
Эмоционально-поведенческие реакции, в том числе коммуникативные :
привлекает к себе внимание в адекватной форме; выражает понятным образом
свои намерения, желания; прекращает действия по инструкции
(например,
перестаёт
шуметь);
адекватно
выражает
радость,
огорчение;
проявляет
симпатию к посторонним; способен контактировать со сверстниками, членами
семьи, другими взрослыми; реагирует на обращение по имени (поворачивает
голову в сторону зовущего, подходит и т.д.), начинает откликаться на имя;
способен
поздороваться,
попрощаться;
реагирует
на
протянутую
руку.
Понимание:
При выполнении так называемых базовых команд: берёт вещи по
инструкции;
подаёт по просьбе знакомые предметы; выполняет требования,
просьбы, поручения: возьми, садись, закрой глаза, убери, положи на место. В
настольных играх: Кто начинает? Чей ход? Кто теперь ходит? Ты выиграл.
Твоя очередь. Соотносит названия предметов с самими предметами. Способен
не только идентифицировать одинаковые изображения при игре в лото, но и
успешно
выполняет
задания
на установление
деятельность, в
том
числе
усваивает
правила дидактических игр .
Появление коммуникативных жестов: владеет
указательным жестом; пользуется жестом «Дай»; умеет адекватно выражать
отказ
с
помощью
жеста;
использует
жест
прощания;
использует
жест
приветствия. Экспрессивная речь: осмысленно повторяет услышанное; активно
повторяет за взрослым слова и словосочетания, звукоподражания; имитирует
звуки,
слоги,
слова,
цепочки
слов;
называет
себя
по
имени;
освоены
наименования некоторых предметов и действий; осуществляет речевое общение
на
основе
минимального
количества
необходимых
языковых
операций.
Чувство юмора: способен лукавить, улыбаться или начинает смеяться над тем,
что может вызывать смех; нелепости вызывают улыбку. Мы фиксируем также:
насколько проявляет интерес к занятиям; какие задания вызывают наибольшие
трудности; усидчивость и работоспособность; насколько быстро переключается
с одного вида деятельности на другой; способность к переносу полученных
навыков. Уровень необходимой помощи :
пассивное выполнение; с частичной
поддержкой; согласно пошаговой инструкции; полностью самостоятельно. На
групповых
занятиях
отмечается
следующая
положительная
динамика :
ориентируется
в
ситуации
занятия;
реагирует
действием
или
репликой;
способен
вовлекаться
в
игры;
ждёт,
пока
настанет
его
очередь.
Положительная
динамика
в
познавательном
развитии
ребёнка
позволяет
исключить
диагноз
«умственная
отсталость».Мы
можем
с
уверенностью
сказать, что у ребёнка СННР с наслоившимися расстройствами аутистического
спектра,
если
появляются:
взгляд
в
глаза
собеседника;
осмысленность
деятельности; любопытство; элементы исследовательского поведения; жесты;
интонационное
оформление
лепета;
коммуникативная
окрашенность
интонаций;
сопереживание;
чувство
юмора.
Обобщая
приведённые
характеристики, можно сказать, что если в какой-то степени ребенок делается
собеседником (несмотря на минимальное количество языковых средств), то это
объективно свидетельствует о его способности к социальному взаимодействию.
Начинают формироваться: адекватное эмоциональное реагирование; элементы
мотивации
к
познавательной
деятельности;
бытовые
навыки;
концентрация
совместного внимания – до 15-20 минут. Дети принимают ситуацию выбора.
Исчезают стереотипии.
Таким
образом,
представленные
наблюдения
достоверно
показывают
необходимость
предложенной
системы
фиксации
диагностически
значимых
показателей
для
дифференциальной
диагностики
умственной
отсталости,
детского
аутизма
и
системного
недоразвития
речи
у
детей
с
отсутствием
вербального общения; обязательного отражения адекватной оценки изменений,
происходящих с ребёнком в условиях длительного динамического наблюдения.
Очевидно,
что
эта
оценка
нужна
не
только
для
диагностики,
но
и
для
разработки
основных
направлений
коррекционно-развивающего
воздействия
для конкретного ребёнка.
Список литературы:
1 . Бенилова С.Ю., Резниченко Т.С. «Вопросы психического здоровья детей и
подростков» – М., 2010. – №1. – С. 38 – 51.
2. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции
нарушений развития // Дефектология, 1994. – М., 1994. – № 1. – С. 30-36.