Автор: Китаева Светлана Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский технический колледж"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Техническое обслуживание системы зажигания автомобиля ВАЗ 2107"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Дзержинский технический колледж
Учебный материал
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы
зажигания автомобиля»
Профессия: Автомеханик
Предмет: УП 01 ПМ 01 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей»
Выполнил: Китаева С.А
г. Дзержинск
2015 г.
Приложение № 1
Сведения из теории
Система зажигания служит для обеспечения надежного воспламенения рабочей
смеси (горючей смеси, перемешанной с остатками отработавших газов) в камерах
сгорания цилиндров двигателя в соответствии с порядком и режимом работы двигателя.
На автомобилях ВАЗ 2107 применяется контактная (классическая) система зажигания,
которая состоит из:
1. Аккумуляторной батареи;
2. Генератора;
3. Катушки зажигания;
4. Распределителя напряжения, который состоит из прерывателя тока низкого
напряжения и распределителя тока высокого напряжения;
5. Искровых свечей зажигания;
6. Выключателя зажигания;
7. Проводов высокого и низкого напряжения;
Принцип работы контактной системы зажигания
Схема системы зажигания состоит из двух электрических цепей:
- низкого напряжения (первичной);
- цепи высокого напряжения (вторичной);
В первичную цепь входят: источники тока, выключатель зажигания, дополнительное
сопротивление, первичная обмотка катушки зажигания, прерыватель цепи низкого
напряжения, конденсатор.
Во вторичную цепь - вторичная обмотка катушки зажигания, распределитель тока
высокого напряжения и свечи зажигания.
При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя
низкого напряжения по первичной обмотке катушки зажигания проходит ток от
аккумуляторной батареи или генератора. Проходя по первичной обмотке катушки
зажигания, ток создает сильное магнитное поле. При размыкании контактов
прерывателя прерывается ток в цепи низкого напряжения, созданное магнитное поле
исчезает. При этом магнитное поле пересекает вторичную обмотку катушки зажигания,
и в ней индуктируется ток высокого напряжения. Ток подводится к ротору
распределителя зажигания, который вращается вместе с кулачком прерывателя. В
момент размыкания контактов прерывателя ток высокого напряжения поступает по
одному из контактов распределителя зажигания, которые соединены со свечами
зажигания. Искровой разряд между электродами свечи зажигания происходит в
цилиндре, в котором в это время заканчивается сжатие рабочей смеси, т.е. в
последовательности, соответствующей порядку работы двигателя.
Схема классической системы зажигания:
1 - свечи зажигания;
2 - прерыватель - распределитель зажигания;
3 - конденсатор;
4 - кулачок прерывателя;
5 - катушка зажигания;
6 - монтажный блок;
7 - реле зажигания;
8 - выключатель зажигания;
А - к клемме "30" генератора.
Бесконтактная система зажигания
С 1989 г. на части автомобилей устанавливается бесконтактная система
зажигания. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания
прерывается электронным коммутатором,
который размыкает и замыкает цепь за счет
запирания или отпирания выходного транзистора (т.е. без контактов).
Бесконтактная система зажигания состоит из:
1. Катушки зажигания;
2. Свечей зажигания;
3. Проводов высокого и низкого напряжения ;
4. Электронного коммутатора;
5. Датчика - распределителя зажигания;
6. Выключателя зажигания;
Преимущества бесконтактной системы зажигания:
1. Позволяет повысить напряжение на электродах свечей и тем самым увеличить
энергию искрового разряда.
2. Уровень напряжения на свечах зажигания не снижается при малой частоте вращения
двигателя, поэтому улучшаются условия пуска двигателя.
3. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика,
расположенного в датчике-распределителе зажигания.
Рис 2. Схема бесконтактной системы зажигания:
1 - свечи зажигания; 8 - реле зажигания;
2 - датчик-распределитель зажигания; 9 – выключатель зажигания;
3 - экран; А – к клемме «30» генератора
4 - бесконтактный датчик;
5 - коммутатор;
6 - катушка зажигания;
7- монтажный блок;
Катушка зажигания – преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого
напряжения, который может достичь 16-20 кВ в контактной с системе зажигания и 20-
25 кВ в бесконтактной системе зажигания.
На автомобиле ВАЗ 2107 с контактной системой зажигания применяется
катушка зажигания типа Б-117 А. Катушка зажигания установлена в моторном отсеке
автомобиля и крепится гайками на двух шпильках к левому брызговику, представляет
собой трансформатор с магнитопроводом, состоящим из сердечника и наружного
магнитопровода, и двух обмоток — первичной и вторичной.
Прерыватель - распределитель зажигания служит для прерывания тока в цепи
низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого
напряжения по свечам зажигания.
На
автомобилях ВАЗ-2107 применяется распределитель зажигания 30.3706. Первый
распределитель зажигания отличается от второго только длиной валика 21 и для
отличия на конце валика около шлицев имеет кольцевую канавку.
Датчик-распределитель зажигания – предназначен для выдачи управляющих
импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов
высокого напряжения по свечам зажигания.
В бесконтактной системе зажигания для ВАЗ-2107 применяется датчик-
распределитель зажигания 38.3706.
Коммутатор – преобразует управляющие импульсы бесконтактного
микроэлектронного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Свеча зажигания – обеспечивает получение электрической искры в цилиндре
двигателя.
В автомобиле ВАЗ 2107 применяют неразборные свечи А 17 ДВ.
Буквы и цифры в маркировке свечи обозначают:
А – резьба М 14х1,25;
17 – калильное число;
Д – длина резьбы, равна 19 мм;
В – нижняя часть изолятора выступает из корпуса.
Выключатель зажигания – обеспечивает включение и выключение системы
зажигания, стартера, КИП и других приборов. На автомобиле ВАЗ2107 применяют
выключатели зажигания с противоугонным устройством марки ВК-347.
Контрольный лист № 1
Техническое обслуживание системы зажигания
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и надлежащем виде
достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-
предупредительной системы обслуживания.
Сущность этой системы заключается в
том, что техническое обслуживание автомобилей является профилактическим и
проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.
.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
2. Первое техническое обслуживание (ТО-1);
3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)
4. Сезонное техническое обслуживание (СО) – 2 раза в год при подготовке автомобиля к
эксплуатации в холодное или теплое время года
Нормативы периодичности автомобиля «ВАЗ 2107»
ТО-1 – 4000 км. ТО-2 – 16000 км.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Неисправность
Причина
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Ток не проходит через
контакты прерывателя
1. Загрязнены, окислены или
пригорели контакты преры-
вателя;
2. Увеличенный зазор между
между контактами;
3. Ослаблено крепление или
окислены наконечники
проводов в цепи низкого
напряжения;
4. Обрыв в проводах или
замыкание их «с массой»;
5. Неисправен выключатель
зажигания (не замыкаются
контакты);
6. Пробит конденсатор;
7. Обрыв в первичной
обмотке катушки зажигания;
1. Очистите контакты.
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Проверьте провода и их
соединения.
4. Поврежденные провода
замените.
5. Проверьте, замените
неисправную контактную
часть выключателя.
6.Замените конденсатор.
7. Замените катушку
зажигания
2. Не размыкаются
контакты прерывателя
1. Нарушена регулировка
зазора между контактами
прерывателя;
2. Сильно изношена
текстолитовая колодка или
втулка рычажка прерывателя
3. Вышел из строя
1. Отрегулируйте зазор
между контактами.
2. Замените контактную
группу.
3. Замените подшипник или
подшипник подвижной
пластины прерывателя;
распределитель зажигания.
3. Не подается высокое
напряжение к свечам
зажигания
1. Неплотно посажены в
гнездах;
2. Оторвались или окислены
наконечники проводов
высокого напряжения;
Провода сильно загрязнены
или повреждена изоляция;
3. Износ контактного уголька
4. Утечка тока через
трещины или прогары в
крышке или роторе
распределителя зажигания;
5. Перегорание резистора в
роторе;
6. Повреждена катушка
зажигания
1.Проверьте и восстановите
соединения.
2. Очистите загрязненные
контакты бензином, а
окисленные или обгорев-
шие - зачистите надфилем
или замените провода.
3. Проверьте и, при
необходимости, замените
уголек .
4.Замените крышку и
ротор, если в них имеются
трещины.
5.Замените резистор.
6.Замените катушку
зажигания.
Двигатель работает
неустойчиво или глохнет на
холостом ходу
1. Слишком ранее зажигание
в цилиндрах двигателя из-за
нарушение угла опережения
зажигания
2. Большой зазор между
электродами зажигания;
3.Малый зазор между
контактами прерывателя
1. Проверить и, при
необходимости,
отрегулировать момент
зажигания.
2. Проверьте,
отрегулируйте зазор.
3.Отрегулируйте зазор
между контактами
Двигатель неравномерно и
неустойчиво работает при
большой частоте вращения
коленчатого вала
1. Ослабла пружина
подвижного контактного
прерывателя;
2. Большой зазор между
контактами прерывателя;
3. Ослабли пружины
грузиков регулятора
опережения зажигания в
распределителе зажигания
1.Замените контактную
группу.
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Замените пружины,
проверьте работу
центробежного регулятора
на стенде.
Двигатель не развивает
полной мощности
1. Неправильная установка
момента зажигания;
2. Заедание грузиков
регулято-ра опережения
зажигания, ослабление
пружин грузиков;
3. Большой износ втулки
подвижного контакта
прерывателя;
1. Проверьте, отрегулируй-
те момент зажигания.
2. Проверьте, замените
поврежденные детали.
3. Проверьте, замените
контактную группу
ЕО –
1. Проверка работы системы зажигания на слух.
2. Проверка внешним осмотром состояния приборов системы зажигания;
ТО-1–
1. Проверка крепления приборов зажигания и соединительных проводов;
2. Очистка приборов от пыли и грязи;
3. Проверка и подтягивание крепления проводов на приборах;
4. Проверка целостности защитных резиновых колпачков на проводах
высокого напряжения;
ТО-2 –
1. Проверка катушки зажигания: сопротивление обмоток и сопротивление
изоляции;
2. Проверка свечей зажигания и, при необходимости, очистка от нагара;
3. Регулировка зазора между электродами свечей;
4. Проверка конденсатора;
5. Очистка внутренней поверхности крышки распределителя;
6. Проверка и, при необходимости, регулировка угла опережения
зажигания;
7. Проверка состояния контактов поверхности крышки распределителя;
8. Проверка состояния контактов прерывателя и, при необходимости,
регулировка зазора между ними;
9. Смазочные работы;
10. Установка зажигания;
СО – при подготовке к зимней эксплуатации:
1. Снятие с двигателя прерывателя-распределителя;
2. Обслуживание и проверка его на стенде;
Очистка прерывателя-распределителя.
Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя необходимо
проверить состояние рабочей поверхности контактов. При наличии нагара
на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.
Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на
контактах остаются абразивные частицы, которые могут привести к
искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя. После
зачистки контактов прерывателя проверяют и, при необходимости,
зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой,
смоченной бензином замшей или другим материалом, который не
оставляет волокон, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и
внутреннюю поверхности крышки распределителя.
Проверочные работы:
1. Проверка крышки распределителя.
При проверке обращают внимание на чистоту поверхности, отсутствие
трещин, надежность крепления зажимами к корпусу прерывателя.
Протереть крышку распределителя изнутри ветошью, смоченной
бензином, а если будет обнаружено замасливание - протереть диск и
контакты прерывателя. Н а внутренней поверхности не должно быть
следов нагара. Центральный контакт (уголек) должен перемещаться без
помех. При наличии трещин в крышке или роторе распределителя их
необходимо заменить.
2.Проверка конденсатора.
Для проверки вынимают провод высокого напряжения из центрального
зажима распределителя и устанавливают конец провода на расстоянии 7-10
мм от «массы». После этого снимают крышку и ротор распределителя и
включают зажигание. Пусковой рукояткой вращают коленчатый вал и
наблюдают за искрением между контактами прерывателя и проводом
высокого напряжения и «массой».
При неисправном конденсаторе между контактами наблюдается сильное
искрение, а между проводом высокого напряжения и «массой» не будет
искры или она будет нерегулярной при зазоре менее 4 мм.
3.Проверка катушки зажигания
1. Проверьте:
- сопротивление обмоток;
- сопротивление изоляции;
Сопротивление первичной обмотки при 20С º должно составлять 3,07-3,5
Ом, а вторичной обмотки 5500-9200 Ом.
Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 Мом.
У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе
зажигания, сопротивление первичные обмотки при 20 º С должно
составлять (0,45+-0,05) Ом, а вторичной обмотки (5+-0,5) кОм.
4. Проверка работы распределителя зажигания на стенде.
1. Установите распределитель зажигания на контрольно-испытательный
стенд для проверки приборов зажигания и соедините его
электродвигателем, частота вращения которого регулируется.
2. Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной
батареей стенда аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы
крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами
которых регулируется.
3. Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите
электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания
несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1.
4. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли
внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по
ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.
5. Во время работы распределитель зажигания не должен производить
значительного шума при любой частоте вращения валика.
5.
Проверка и установка момента зажигания.
Рис. 1 Метки для установки момента зажигания: 1 — метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; 2
— метка опережения зажигания на 10°; 3 — метка опережения зажигания на 5°; 4 — метка
опережения зажигания на 0°
Для проверки момента зажигания имеется три метки 2, 3 и 4 (рис. 1) на
крышке механизма газораспределения и метка 1 на шкиве коленчатого
вала, соответствующая ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре при
совпадении с меткой 4 на крышке.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью
стробоскопа, действуя в следующем порядке:
- соедините зажим "плюс" стробоскопа с клеммой "плюс" аккумуляторной
батареи, зажим массы — с клеммой "минус" аккумуляторной батареи, а
зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения
1-го цилиндра;
- обозначьте мелом для лучшей видимости метку 1 на шкиве коленчатого
вала.
- запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных
оборотах холостого хода;
- направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте,
соответствует ли положение метки шкива значениям угла опережения
зажигания.
6. Проверка исправности свечей зажигания.
Проверка предназначена для определения состояния электродов и
изолятора. Исправная свеча – сухая, цвет нижней части изолятора желто-
коричневый.
Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите
на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.
Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как, он
появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы
зажигания. Свечи с черным нагаром просушивают, зачищают нижнюю
часть изолятора. Не рекомендуется очищать изолятор острыми
предметами, так как в бороздках царапин скапливается нагар,
шунтирующий электроды свечи. Прокаливание свечи приводит к
разрушению изолятора и герметика. Если на изоляторе свечи имеются
сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу
замените.
Регулировочные работы
1.
Регулировка зазора между контактами прерывателя.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо,
вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое
положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.
Проверить щупом величину зазора между контактами и, если оно
превышает заданную, ослабить стопорные винты крепления контактной
панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее,
установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
2. Регулировка момента зажигания.
Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку
крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый
угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя
следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по
часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания
.
3. Регулировка зазора между электродами свечи зажигания.
После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами.
Зазор (0,5-0,6 мм) и (0,7-0,8 для обычной системе зажигания) между
электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять
зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на
боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор
регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи.
Отрегулировав
зазор между электродами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и
затяните динамометрическим ключом моментом 31—39 Н- м (3,2 - 4 кгс-
м).
Испытание свечи зажигания на герметичность.
Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, и затяните
динамометрическим ключом моментом 3,2 - 4 кгс. А затем создайте в
камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см²).
Накапайте из масленки на
свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена,
то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и
корпусом свечи. Герметичность обеспечивается эластичной прокладкой
штуцера гнезда.
Замена свечей зажигания.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми.
Заменять свечи в бесконтактной системе зажигания следует более часто по
сравнению с контактной системой - через каждые 15 000... 20 000 км
пробега.
Для обеспечения надежного пуска двигателя с бесконтактной
системой зажигания в зимний период свечи зажигания, независимо от
их состояния, рекомендуется заменять на новые, а бывшие в
употреблении рабочие свечи можно затем использовать в теплое время.
Смазочные работы.
Через 10000 км. пробега необходимо производить смазку оси подвижного
контакта и фетровую вставку маслом для двигателя. Через
20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для
двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя
зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия
заливного отверстия
Крепежные работы.
При обслуживании следует проверять крепление приборов системы
зажигания и соединительных проводов и, при необходимости надежно
закреплять их, предварительно проверив правильность установки
зажигания.
Производить крепление деталей системы зажигания согласно
требуемых моментов затяжек резьбовых соединений.
При замене свечей зажигания, во избежание срыва резьбы при
завертывании, свечу следует устанавливать в специальный свечной
ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров.
Легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо, без
большого нажима, ввертывать свечу, пока она легко не пойдет по резьбе,
после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для
облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в
блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком.