"МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО В СП д/с "БЕЛОЧКА" "
Автор: Бородай Татьяна Александровна Должность: заведующий Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Курумоч СП "Детский сад "Белочка" Населённый пункт: село Курумоч, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО В СП д/с "БЕЛОЧКА" " Раздел: дошкольное образование
«Белочка»»
Бородай Татьяна Александровна
Заведующий СП д/с «Белочка»
ГБОУ СОШ с. Курумоч
2016 г.
«МОДЕЛЬ
СИСТЕМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
ПО
ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА
ЖИЗНИ
СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день особую тревогу
вызывает здоровье детей дошкольного возраста, так как по статистике, каждый пятый
больной ребенок является дошкольником. Здоровье подрастающего поколения во многом
зависит от ведения здорового образа жизни начиная с дошкольного возраста. Мы знаем, что
дошкольное детство характеризуется как период высокой сензитивности ребенка к
воспитательным воздействиям и влияниям общественной среды. Именно в дошкольном
возрасте, как отмечают исследователи, создается та основа, на которой строится все
последующие воспитание и обучение, формируется личность человека.
Проблема сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни
среди
дошкольников
является
предметом
изучения
многих
медиков,
психологов
и
педагогов. В исследованиях В.А. Доскина, М.Д. Махневой А.Г. Швецова рассматривается
проблема
формирования
здорового
образа
жизни
у
дошкольников
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения ,
вопросы
практического
применения
здоровьесберегающих
технологий
в
условиях
ДОУ
были
отражены
в
работах
З.И.
Берсеневой, Л.В. Гаврючиной, Т.В. Климовой.
Анализ понятия «здоровья» не имеет однозначного определения, вместе с тем, по
определению Всемирной Организации Здравоохранения
•
Здоровье
– это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Так же, анализ научной литературы показал, что еще не выработано общепринятого
определения здорового образа жизни. Большинство авторов определяют
•
Здоровый образ жизни , как сознательное и ответственное отношение к здоровью
как общественному достоянию, и это отношение должно быть нормой жизни и
поведения человека.
Объект исследования: педагогическая деятельность по формированию
здорового образа жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические средства формирования здорового
образа жизни у старших дошкольников.
Цель исследования :
теоретически обосновать проблему здорового образа жизни
дошкольников; отобрать средства и смоделировать систему деятельности
педагога по
формированию у старших дошкольников здорового образа жизни и апробировать ее.
Задачи исследования.
1. На основании теоретического анализа психологической, педагогической,
социально-педагогической, методической литературы определить основные понятия,
выявить их сущность и структуру.
2. Раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни».
3. Выявить факторы, способствующие формированию у дошкольников ЗОЖ.
4. Отобрать средства педагогической деятельности по формированию у старших
дошкольников ЗОЖ.
5.
Разработать
и
апробировать
систему
педагогической
деятельности по
формированию у старших дошкольников ЗОЖ.
Гипотеза исследования.
В последние годы наблюдается снижение уровня здоровья среди детей. Хорошее
здоровье
-
один
из
главных
источников
счастья,
радости
человека,
неоценимое
его
богатство.
Современная
практика
здравоохранения
показывает,
что
количество
нездоровых людей возрастает с каждым годом. Профилактика здорового образа жизни
является
первоочередной
задачей
не
только
учреждений
здравоохранения,
но
и
образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются полезные привычки и навыки
здорового
образа
жизни.
Вместе
с
тем,
несмотря
на
теоретическую
разработанность
проблемы
формирования
ЗОЖ,
недостаточно
разработана
проблема
выбора
средств
педагогической деятельности. В сложившихся условиях именно перед педагогом стоит
задача
способствовать
формированию
ЗОЖ
у
детей
дошкольного
возраста.
Однако,
процесс деятельности педагога по формированию у дошкольников здорового образа жизни
будет успешным, если:
– раскрыта сущность ключевых понятий (здоровье, здоровый образ жизни);
− установлены факторы, способствующие формированию у дошкольников ЗОЖ;
−
подобраны
средства
педагогической
деятельности
по
формированию
у
дошкольников ЗОЖ;
−
смоделирована
и
апробирована
система
педагогической
деятельности по
формированию у дошкольников ЗОЖ.
Исследователи выделяют элементы здорового образа жизни:
* Полноценное питание
* Пребывание на свежем воздухе
* Психологический микроклимат семьи
* Гигиенические условия
* Двигательная активность
* Рациональный режим
Формирование здорового образа жизни имеет объективные и субъективные
особенности .
Здоровый образ жизни
зависит от общественных условий, социально-
экономических
факторов;
конкретных
форм
жизнедеятельности;
системы
ценностных
отношений.
Факторы формирования здорового образа жизни представлены на слайде.
Важным моментом ведения здорового образа жизни людьми является
формирование его с дошкольного возраста, так как сформированные в дошкольном
возрасте навыки и привычки, знания, умения и отношения, мотивы деятельности,
сохраняются в процессе всей жизни и являются прочной основой для будущей личности.
Для проведения работы была сформирована выборка участников, а именно старшие
дошкольники в возрасте 5,5-6 лет в количестве 26 человек. Из них − 12 девочек и 14 мальчиков.
Учет теоретического материала по проблемам формирования ЗОЖ у дошкольников привел к
необходимости привлечения к экспериментальной работе родителей детей в количестве 26
человек.
Для решения поставленных задач и определения уровня сформированности знаний
и умений ЗОЖ у старших дошкольников
использовались следующие диагностические
методики :
1 .
К а р т а
н а б л ю д е н и я
2 .
О п р о с н и к
Для
определения
уровня
сформированности
знаний
о
ЗОЖ
у
родителей
использовались такие методики как:
3. Анкеты «О здоровье детей» и «О здоровом образе жизни семьи»
Результаты первичной диагностики сформированности здорового образа жизни у
старших дошкольников показали 53% детей с низким уровнем культурно-гигиенических
навыков и умений; и 55% детей с низким уровнем знаний в области здорового образа
жизни.
Это
послужило
основанием
для
проведения
целенаправленной
работы
по
формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
На
основе
проведенного
диагностического
исследования
была
смоделирована
система
педагогической
деятельности и
составлена
программа
по
формированию
здорового
образа
жизни
у
старших
дошкольников
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
В данной системе присутствует оптимальное соотношение форм и содержания,
соответствующее возрасту и проблеме.
Система представлена тремя блоками.
I блок − Когнитивный − направлен на формирование знаний о ЗОЖ у старших
дошкольников.
II блок − Поведенческий − направлен на формирование культурно-гигиенических
навыков и умений, как одного из показателей ЗОЖ.
III блок − Информационный − направлен на формирование у родителей старших
дошкольников знаний о ЗОЖ и их значении в формировании и развитии ребенка.
Для достижения прогнозируемого результата, для каждого блока были подобраны
средства .
Учитывая специфику дошкольного возраста, предпочтительнее такие средства как:
беседа, сюжетно-ролевая игра, физкультурные занятия, праздники. Развлечения и т.д.
Циклы занятий «Формирование представлений у старших дошкольников о здоровье
и здоровом образе жизни» представлены на слайде.
(т.е формируем знания и представления о ЗОЖ)
Цикл занятий «Формирование у старших дошкольников потребности в ведении
здорового образа жизни» представлены на слайде.
(т.е формируем навыки, умения и потребности ЗОЖ)
Пробежки по массажным дорожкам
Гимнастика игрового характера с использованием нетрадиционного оборудования.
Педагогическая диагностика, осуществленная после проведения работы, по тем же
методикам, что и на констатирующем этапе, показала позитивные изменения по ряду
параметров,
что
позволило
сделать
вывод
о
наличии
положительной
динамики
в
изменении уровня сформированности
умений и навыков здорового образа жизни у
старших дошкольников.
Сравнительный анализ показал наличие положительной динамики не только в умениях
и навыках, но положительные изменения в знаниях старших дошкольников.
Таким образом, выполненное нами работа по проблеме формирования здорового
образа жизни старших дошкольников, вносит определенный вклад в теорию и практику
деятельности
педагога в дошкольном образовательном учреждении. В
дальнейшем
необходимо усилить работу по просвещению родителей в сфере рационального питания и
его
связи
со
здоровым
образом
жизни.
Целесообразно
выстраивать
педагогическую
деятельность
по
формированию
здорового
образа
жизни
системно,
комплексно,
взаимодействуя не только с детьми, родителями, специалистами ДОУ, но и с другими
социальными институтами.