Автор: Снегова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Улыбка" СДС "Ягодка"
Населённый пункт: город Семенов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
младших
школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое
внимание уделяется работе с родителями.
Н о в ы е задачи,
встающие
перед
дошкольным
учреждением,
предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с
другими
социальными
институтами,
помогающими
ему
решать
образовательные
задачи.
На
современном
этапе
детский
сад
постепенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический
процесс
дошкольного
учреждения
становится
более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
гуманным
со
стороны
педагогического
коллектива,
с
другой
—
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными
институтами.
Таким
образом,
получается,
что социальное
партнерство
—
взаимовыгодное
взаимодействие
различных
секторов
общества,
направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение
устойчивого развития социальных отношений и повышение качества
жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним
из самых важных и ближайших партнёров являются родители
наших воспитанников.
Проблема
вовлечения
родителей
в
единое
пространство
детского
развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1.
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.
Повышение педагогической культуры родителей.
3.
Вовлечение
родителей
в
деятельность
ДОУ,
совместная
работа
по
обмену опытом.
Основные задачи работы:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интере сов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется
«моделью
на
бумаге»,
если
воспитатель
не
выработает
для
себя
конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается
с
родителями
ежедневно,
и
именно
от
него
зависит,
каким
будет
отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать
и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные
мамы
и
папы
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать
своих
собственных
детей.
Поэтому
позиция
наставления
и
простой
пропаганды
педагогических
знаний
сегодня
вряд
ли
принесет
положительные
результаты.
Гораздо
эффективнее
будут
создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада
разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое,
даже
самое
небольшое
мероприятие
по
работе
с
родителями
необходимо
тщательно
и
серьезно
готовить.
Главное
в
этой
работе
-
качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой
мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или
семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения
в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава
родителей, их образовательные потребности и воспитательные
запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей,
их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение
анкетирования,
личных
бесед на эту тему поможет правильно выстроить
работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы
взаимодействия с семьей.
Взаимодействие ДОУ и семьи (типичные проблемы)
Традиционные формы работы ДОУ с семьей
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы
детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы:
Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет
родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая
пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности
семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении
это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но
содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших
результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на
взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи
индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного
воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине
ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают
стеснение их за скромной обстановки квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том
направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от
родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли
пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы
работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские
выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без
подготовки. Это дает малый результат.
- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов,
тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда
забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в
организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм
является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что
семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный
фактор в становлении личности ребенка.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете
новой философии взаимодействия.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ
профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей,
специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.
Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного
климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения
между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны
"разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают
назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а
наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и
родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как
направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем
родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать
индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и
контактировать, активизировать и работать сообща.
Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и
многочисленны:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении
педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут
учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в
решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся
дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка.
Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и
привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою
очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании
ребенка, которое они считают нужным.
Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание
ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного
общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что
было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать
тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Основные принципы при организации работы
в рамках новых форм работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в
ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов
целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями
между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и
специалистами.
Новые формы взаимодействия с семьей
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей
и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации
семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно
использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол";
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша семья";
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю
ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании
детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и
опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений
и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не
только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в
педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в ДОУ.
Промежуточные результаты по ФГОС -
" Новые формы работы с семьей"
Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями
опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во
взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей
к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой.
Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,
выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не
только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали
в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению
родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с
родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали
партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,
предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных
родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о
детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и
активность своих родителей.
Ребенок чувствует себя ближе, роднее по
отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его
родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр
и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,
положительная оценка его деятельности.
Важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны
быть эстетично оформлены;
содержание
необходимо
регулярно
обновлять,
иначе
родительский
интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
содержание
предлагаемого
материала
должно
быть
действительно
интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который
не
всегда
проходит
гладко. Естественно,
в
любом
детском
саду
могут
возникнуть проблемные
ситуации во
взаимоотношениях
педагогов
и
родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам
воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание
родителей
к
рекомендациям
воспитателя
в
связи
с
недостатком
авторитета
педагога
из-за
молодого
возраста
или
небольшого опыта работы.
Сегодняшние
родители
внимательно
отнесутся
к
консультации
специалиста:
психолога,
логопеда,
врача.
Но,
когда
дело
доходит
до
воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют
свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание
опыт
и
образование
воспитателя.
Для
предупреждения
таких
ситуаций
администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка
в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,
что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Способы повышения авторитета воспитателя:
торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту
за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели
в работе по итогам года;
оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
оформить
холл
фотографиями
лучших
педагогов
детского
сада
с
кратким описанием их личных достижений.
Важным
моментом
в
предупреждении
возникновения
проблемных
ситуаций
являются установление
личного
контакта
педагога
с
родителем, ежедневное
информирование
родителей
о
том,
как
ребенок
провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из
других источников, например от других родителей, детей группы. Такая
информация может носить искаженный характер и привести к развитию
конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.
Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников
детского
сада
даёт положительные результаты: изменился
характер
взаимодействия
педагогов
с
родителями,
многие
из
них
стали
активными
участниками
всех
дел
детского
сада
и
незаменимыми
помощниками
воспитателей.
Всей
своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно
не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для
развития их собственного ребенка.