Напоминание

"Нетрадиционные формы работы с семьей"


Автор: Снегова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Улыбка" СДС "Ягодка"
Населённый пункт: город Семенов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов

духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации

младших

школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое

внимание уделяется работе с родителями.

Н о в ы е задачи,

встающие

перед

дошкольным

учреждением,

предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с

другими

социальными

институтами,

помогающими

ему

решать

образовательные

задачи.

На

современном

этапе

детский

сад

постепенно

превращается

в

открытую

образовательную

систему:

с

одной

стороны,

педагогический

процесс

дошкольного

учреждения

становится

более

свободным,

гибким,

дифференцированным,

гуманным

со

стороны

педагогического

коллектива,

с

другой

педагоги

ориентируются

на

сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными

институтами.

Таким

образом,

получается,

что социальное

партнерство

взаимовыгодное

взаимодействие

различных

секторов

общества,

направленное

на

решение

социальных

проблем,

обеспечение

устойчивого развития социальных отношений и повышение качества

жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Одним

из самых важных и ближайших партнёров являются родители

наших воспитанников.

Проблема

вовлечения

родителей

в

единое

пространство

детского

развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1.

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,

ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.

Повышение педагогической культуры родителей.

3.

Вовлечение

родителей

в

деятельность

ДОУ,

совместная

работа

по

обмену опытом.

Основные задачи работы:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать

их

уверенность

в

собственных

педагогических

возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный

настрой

на

общение

является

тем

самым

прочным

фундаментом,

на

котором

строится

вся

работа

педагогов

группы

с

родителями.

В

общении

воспитателя

с

родителями

неуместны

категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная

администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется

«моделью

на

бумаге»,

если

воспитатель

не

выработает

для

себя

конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается

с

родителями

ежедневно,

и

именно

от

него

зависит,

каким

будет

отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с

родителями

значит

гораздо

больше,

чем

отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель,

общаясь

с

родителями,

должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

мамы

или

папы.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать

и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные

мамы

и

папы

в

большинстве

своем

люди

грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать

своих

собственных

детей.

Поэтому

позиция

наставления

и

простой

пропаганды

педагогических

знаний

сегодня

вряд

ли

принесет

положительные

результаты.

Гораздо

эффективнее

будут

создание

атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических

ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада

разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое,

даже

самое

небольшое

мероприятие

по

работе

с

родителями

необходимо

тщательно

и

серьезно

готовить.

Главное

в

этой

работе

-

качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой

мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или

семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения

в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не

функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава

родителей, их образовательные потребности и воспитательные

запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и

направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать

родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей,

их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение

анкетирования,

личных

бесед на эту тему поможет правильно выстроить

работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы

взаимодействия с семьей.

Взаимодействие ДОУ и семьи (типичные проблемы)

Традиционные формы работы ДОУ с семьей

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы

детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать

традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы:

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет

родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая

пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности

семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении

это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но

содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших

результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на

взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи

индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного

воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине

ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают

стеснение их за скромной обстановки квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том

направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от

родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли

пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы

работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские

выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без

подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов,

тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда

забирают детей домой из группы.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в

организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм

является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что

семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный

фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете

новой философии взаимодействия.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ

профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей,

специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.

Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного

климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения

между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны

"разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают

назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а

наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и

родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как

направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем

родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать

индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и

контактировать, активизировать и работать сообща.

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и

многочисленны:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на

совместную работу по воспитанию детей.

Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении

педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут

учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в

решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся

дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка.

Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и

привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою

очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в

дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание

ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного

общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития

ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что

было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать

тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы

в рамках новых форм работы с семьей:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и

взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в

ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-

воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого-педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов

целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями

между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и

специалистами.

Новые формы взаимодействия с семьей

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с

возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей

и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации

семейного досуга.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно

использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол";

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты "Наша семья";

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю

ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании

детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому

просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и

опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную

сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной

деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений

и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие

родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,

субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не

только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в

педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании

дошкольников в ДОУ.

Промежуточные результаты по ФГОС -

" Новые формы работы с семьей"

Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями

опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во

взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей

к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой.

Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм

общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,

выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не

только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что

родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали

в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению

родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с

родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали

партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,

предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.

Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно

влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных

родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о

детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и

активность своих родителей.

Ребенок чувствует себя ближе, роднее по

отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его

родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр

и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,

положительная оценка его деятельности.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны

быть эстетично оформлены;

содержание

необходимо

регулярно

обновлять,

иначе

родительский

интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей

(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание

предлагаемого

материала

должно

быть

действительно

интересно большинству родителей.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который

не

всегда

проходит

гладко. Естественно,

в

любом

детском

саду

могут

возникнуть проблемные

ситуации во

взаимоотношениях

педагогов

и

родителей:

конфликты между родителями из-за детей;

родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам

воспитания;

жалобы воспитателей на пассивность родителей;

невнимание

родителей

к

рекомендациям

воспитателя

в

связи

с

недостатком

авторитета

педагога

из-за

молодого

возраста

или

небольшого опыта работы.

Сегодняшние

родители

внимательно

отнесутся

к

консультации

специалиста:

психолога,

логопеда,

врача.

Но,

когда

дело

доходит

до

воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют

свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание

опыт

и

образование

воспитателя.

Для

предупреждения

таких

ситуаций

администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка

в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,

что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя:

торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту

за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели

в работе по итогам года;

оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

оформить

холл

фотографиями

лучших

педагогов

детского

сада

с

кратким описанием их личных достижений.

Важным

моментом

в

предупреждении

возникновения

проблемных

ситуаций

являются установление

личного

контакта

педагога

с

родителем, ежедневное

информирование

родителей

о

том,

как

ребенок

провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из

других источников, например от других родителей, детей группы. Такая

информация может носить искаженный характер и привести к развитию

конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.

Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников

детского

сада

даёт положительные результаты: изменился

характер

взаимодействия

педагогов

с

родителями,

многие

из

них

стали

активными

участниками

всех

дел

детского

сада

и

незаменимыми

помощниками

воспитателей.

Всей

своей

работой

сотрудники

ДОУ

доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,

заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно

не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для

развития их собственного ребенка.



В раздел образования