Напоминание

"Повышение качества воспитательно-образовательного процесса путем использования медиатеки для детей раннего возраста@


Автор: Поваляева Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Вебинар
Тема: "Повышение качества воспитательно-образовательного процесса путем использования медиатеки для детей раннего возраста@
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования администрации города Ноябрьска

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Мальвина»

муниципального образования г. Ноябрьск

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

путем использования медиатеки

для детей раннего возраста

Подготовила:

воспитатель

Поваляева Любовь Александровна

Ноябрьск, 2016 г.

Семинар-практикум

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса путем

использования медиатеки для детей раннего возраста

Цель:

поиск

методов

и

решений

повышения

качества

воспитательно-

образовательного

процесса

путем

использования

медиатеки

в

дошкольном

образовательном учреждении.

Задачи:

-

определить

основные

задачи

создания

медиатеки

в

дошкольном

образовательном учреждении;

-

расширить

практические

навыки

по

использованию

медиатеки

в

воспитательно-образовательном процессе;

-

разработать

практические

рекомендации

по

применению

медиатеки

в

группе раннего возраста.

Информационная

образовательная

инфраструктура

России

находится

сегодня в периоде активного становления. Для обеспечения ее функционирования

необходимо создание и развитие соответствующих структур на уровне региона,

субрегиона и уровне учреждения образования, способных принимать любого вида

информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.

Центры

педагогической

информации,

информационно-методические

центры, областные, городские, районные публичные и школьные библиотеки - те

организационные

структуры,

которые

на

основе

интеграции

технических,

информационных

средств

и

информационных

ресурсов

обеспечивают

поддержание общероссийского образовательного пространства и его естественное

вхождение в мировое.

Отсюда и возникла потребность в создании медиатеки.

Медиате́

ка (англ. Media « н о с и т е л ь »

+ греч. θήκη «место

хранения»)

— фонд книг,

учебных

и

методических

пособий, видеофильмов, звукозаписей,

компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и

просмотра фонда:

компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное

название

публичных библиотек,

фонды

которых

содержат

различ ные

типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют

оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним

через компьютерные сети, включая Интернет.

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по

отношению

к

деятельности

публичных

библиотек

предполагает

создание

интегрированного

культурного

информационного

пространства,

в

котором

используются разные средства коммуникации.

В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде

всего,

организованное

пространство

для

индивидуальной

и

массовой

работы пользователей

с информацией на электронных

носителях.

Медиатека

входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях

является

структурным

подразделением

и

базируется

на

базе

компьютерного

кабинета.

Поскольку

медиатека

выполняет

широкие

функции

в

информационно-

педагогическом

обеспечении

педагогического

коллектива,

состав

ее

информационных и технических средств разнообразен.

Создание медиатеки в дошкольной образовательной организации — дело не

одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего

педагогического коллектива. Однако возможна последовательная этапность в ее

создании.

Предусматривается

определение

технико-тематического

состава

информационных материалов медиатеки. Выбор помещений, подбор мебели и

оборудования, мобилизация средств дошкольной образовательной организации,

привлечение средств заинтересованных организаций и лиц, привлечение к работе

родителей. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности

ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники,

компьютера,

диапроекторов,

магнитофонов;

ввод

фоно-

и

изотеки.

Создание

индивидуальных и прочих мест для самостоятельных занятий дошкольников.

1.

Практическое задание педагогам

Каковы же задачи создания медиатеки? На этот вопрос попробуем ответить

вместе с вами.

Педагоги

определяют

правильные

ответы

по

решению

задания

«Задачи

создания медиатеки» (на слайдах предлагаются варианты ответов).

1.

Сбор, накопление, обработка, систематизация, педагогической информации

и доведение ее до пользователя.

2.

Выявление

информационных

потребностей

и

удовлетворение

запросов

педагогических

кадров

в

области

новых

информационных

технологий

и

педагогических инноваций.

3.

Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг,

видеоматериалов, магнитных записей и пр.).

4.

Осуществление взаимодействия с информационными интернет-порталами с

целью

обмена

информацией,

накопления

собственного

банка

педагогической

информации.

5.

Осуществление

посреднических

услуг

по

удовлетворению

запросов

пользователей (администрации дошкольной организации, педагогов, родителей,

воспитанников)

по

доставке

информации

о

достижениях

в

психолого-

педагогической науке, новых педагогических и информационных технологиях.

6.

Организация

обучения

пользователей

(педагогов,

родителей,

воспитанников)

методике

нахождения

и

получения

информации

с

различных

носителей.

7.

Оказание помощи воспитанникам и педагогам по организации деятельности

в создании образовательных проектов.

2.

Практическое задание педагогам

Каким

же

образом

используется

медиатека

в

воспитательно-

образовательном процессе дошкольной организации? На этот вопрос я предлагаю

вам ответить самостоятельно.

Педагоги

определяют

правильные

ответы

по

решению

задания

«Использование

медиатеки

в

воспитательно-образовательном

процессе»

(на

карточках с заданиями предлагаются варианты ответов).

Уважаемые

педагоги,

действительно,

в

медиатеке

у ча с тн и к и

образовательного процесса учатся:

- работать с различными носителями информации;

-

работать

с

компьютерными

банками

данных,

справочными

и

энциклопедическими изданиями;

-

создавать

и

поддерживать

web-странички,

наполнять

их

новой

информацией

и

приобретая

полезный

практический

опыт

работы

с

новыми

информационными технологиями;

-

получать

информацию

о

педагогической

и

методической

литературе,

новых средствах обучения и их использования;

- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;

-

связываться

с

педагогами

других

городов,

стран

и

работать

над

совместными телекоммуникационными проектами.

В

информационном

письме

Минобразования

РФ

от

25.05.2001

г.

«Об

информатизации

дошкольного

образования

в

России»

говорится,

что

“…

использование

новых

информационных

технологий

в

детском

саду

предусматривает

не

обучение

детей

школьным

основам

информатики

и

вычислительной

техники,

а

преобразование

предметно-развивающей

среды

ребёнка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, …

использование информационных технологий в дошкольном образовании с целью

обновления форм и методов работы с детьми».

3.

Практическое задание педагогам

Какие формы и методы по использованию медиатеки в работе с детьми

дошкольного возраста вы знаете? (педагоги предлагают варианты устных ответов:

использование развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей

дошкольного

возраста:

компьютерные

игры,

электронные

энциклопедии,

мультфильмы, учебные видеофильмы и программы, презентации).

4.

Практическое задание педагогам

Использование информационных компьютерных технологий, при работе с

детьми дошкольного возраста,

достаточно

спорная

тема,

тем

более

с

детьми

раннего

возраста.

У

многих

возникают вопросы:

«А

стоит

ли

в

наше

время

приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» Чтобы не

возникало никаких вопросов, давайте разработаем практические рекомендации,

как можно использовать ресурсы медиатеки в раннем возрасте.

Практические рекомендации по созданию и применению медиатеки для

детей раннего возраста (записываются на большем листе ватмана):

- с детьми раннего возраста при организации образовательной деятельности

использование ресурсов медиатеки не более 5минут;

- подбор ресурсов, средств, учебно-методических пособий и материалов

медиатеки в соответствии с возрастом;

- для детей раннего возраста очень важно в раннем возрасте показывать

видеосюжет

не

анимационный,

а

реальный,

с

настоящим

животным

или

насекомым, с реальным звуком этого существа;

- введение

ресурсов медиатеки в образовательную деятельность в конце

первого полугодия, т.к. сентябрь-ноябрь проходит адаптационный период детей

раннего возраста.

Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего практического семинара мы с вами

уточнили, что целью создания медиатеки является удовлетворение потребностей

педагогического

коллектива,

воспитанников,

родителей

в

оперативном

предоставлении

педагогической

информации,

сведений

о

воспитанниках

дошкольной организации, каталогов учебных информационных материалов, баз

данных,

нормативно-правовых

документов,

внедрения

форм

дистанционного

обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей

Интернета через решение задач по организации самостоятельной образовательной

деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам,

педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.

Таким образом, медиатека - структурное подразделение, предоставляющее

всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам

информации,

способствует

овладению

современными

информационными

технологиями

и

повышению

квалификации

сотрудников

образовательного

процесса.

В заключение хочу предложить памятку «Паспорт медиатеки».



В раздел образования