Автор: Поваляева Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Вебинар
Тема: "Повышение качества воспитательно-образовательного процесса путем использования медиатеки для детей раннего возраста@
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Ноябрьска
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Мальвина»
муниципального образования г. Ноябрьск
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
путем использования медиатеки
для детей раннего возраста
Подготовила:
воспитатель
Поваляева Любовь Александровна
Ноябрьск, 2016 г.
Семинар-практикум
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса путем
использования медиатеки для детей раннего возраста
Цель:
поиск
методов
и
решений
повышения
качества
воспитательно-
образовательного
процесса
путем
использования
медиатеки
в
дошкольном
образовательном учреждении.
Задачи:
-
определить
основные
задачи
создания
медиатеки
в
дошкольном
образовательном учреждении;
-
расширить
практические
навыки
по
использованию
медиатеки
в
воспитательно-образовательном процессе;
-
разработать
практические
рекомендации
по
применению
медиатеки
в
группе раннего возраста.
Информационная
образовательная
инфраструктура
России
находится
сегодня в периоде активного становления. Для обеспечения ее функционирования
необходимо создание и развитие соответствующих структур на уровне региона,
субрегиона и уровне учреждения образования, способных принимать любого вида
информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.
Центры
педагогической
информации,
информационно-методические
центры, областные, городские, районные публичные и школьные библиотеки - те
организационные
структуры,
которые
на
основе
интеграции
технических,
информационных
средств
и
информационных
ресурсов
обеспечивают
поддержание общероссийского образовательного пространства и его естественное
вхождение в мировое.
Отсюда и возникла потребность в создании медиатеки.
Медиате́
ка (англ. Media « н о с и т е л ь »
+ греч. θήκη «место
хранения»)
— фонд книг,
учебных
и
методических
пособий, видеофильмов, звукозаписей,
компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и
просмотра фонда:
компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное
название
публичных библиотек,
фонды
которых
содержат
различ ные
типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют
оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним
через компьютерные сети, включая Интернет.
Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по
отношению
к
деятельности
публичных
библиотек
предполагает
создание
интегрированного
культурного
информационного
пространства,
в
котором
используются разные средства коммуникации.
В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде
всего,
организованное
пространство
для
индивидуальной
и
массовой
работы пользователей
с информацией на электронных
носителях.
Медиатека
входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях
является
структурным
подразделением
и
базируется
на
базе
компьютерного
кабинета.
Поскольку
медиатека
выполняет
широкие
функции
в
информационно-
педагогическом
обеспечении
педагогического
коллектива,
состав
ее
информационных и технических средств разнообразен.
Создание медиатеки в дошкольной образовательной организации — дело не
одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего
педагогического коллектива. Однако возможна последовательная этапность в ее
создании.
Предусматривается
определение
технико-тематического
состава
информационных материалов медиатеки. Выбор помещений, подбор мебели и
оборудования, мобилизация средств дошкольной образовательной организации,
привлечение средств заинтересованных организаций и лиц, привлечение к работе
родителей. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности
ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники,
компьютера,
диапроекторов,
магнитофонов;
ввод
фоно-
и
изотеки.
Создание
индивидуальных и прочих мест для самостоятельных занятий дошкольников.
1.
Практическое задание педагогам
Каковы же задачи создания медиатеки? На этот вопрос попробуем ответить
вместе с вами.
Педагоги
определяют
правильные
ответы
по
решению
задания
«Задачи
создания медиатеки» (на слайдах предлагаются варианты ответов).
1.
Сбор, накопление, обработка, систематизация, педагогической информации
и доведение ее до пользователя.
2.
Выявление
информационных
потребностей
и
удовлетворение
запросов
педагогических
кадров
в
области
новых
информационных
технологий
и
педагогических инноваций.
3.
Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг,
видеоматериалов, магнитных записей и пр.).
4.
Осуществление взаимодействия с информационными интернет-порталами с
целью
обмена
информацией,
накопления
собственного
банка
педагогической
информации.
5.
Осуществление
посреднических
услуг
по
удовлетворению
запросов
пользователей (администрации дошкольной организации, педагогов, родителей,
воспитанников)
по
доставке
информации
о
достижениях
в
психолого-
педагогической науке, новых педагогических и информационных технологиях.
6.
Организация
обучения
пользователей
(педагогов,
родителей,
воспитанников)
методике
нахождения
и
получения
информации
с
различных
носителей.
7.
Оказание помощи воспитанникам и педагогам по организации деятельности
в создании образовательных проектов.
2.
Практическое задание педагогам
Каким
же
образом
используется
медиатека
в
воспитательно-
образовательном процессе дошкольной организации? На этот вопрос я предлагаю
вам ответить самостоятельно.
Педагоги
определяют
правильные
ответы
по
решению
задания
«Использование
медиатеки
в
воспитательно-образовательном
процессе»
(на
карточках с заданиями предлагаются варианты ответов).
Уважаемые
педагоги,
действительно,
в
медиатеке
у ча с тн и к и
образовательного процесса учатся:
- работать с различными носителями информации;
-
работать
с
компьютерными
банками
данных,
справочными
и
энциклопедическими изданиями;
-
создавать
и
поддерживать
web-странички,
наполнять
их
новой
информацией
и
приобретая
полезный
практический
опыт
работы
с
новыми
информационными технологиями;
-
получать
информацию
о
педагогической
и
методической
литературе,
новых средствах обучения и их использования;
- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;
-
связываться
с
педагогами
других
городов,
стран
и
работать
над
совместными телекоммуникационными проектами.
В
информационном
письме
Минобразования
РФ
от
25.05.2001
г.
«Об
информатизации
дошкольного
образования
в
России»
говорится,
что
“…
использование
новых
информационных
технологий
в
детском
саду
предусматривает
не
обучение
детей
школьным
основам
информатики
и
вычислительной
техники,
а
преобразование
предметно-развивающей
среды
ребёнка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, …
использование информационных технологий в дошкольном образовании с целью
обновления форм и методов работы с детьми».
3.
Практическое задание педагогам
Какие формы и методы по использованию медиатеки в работе с детьми
дошкольного возраста вы знаете? (педагоги предлагают варианты устных ответов:
использование развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей
дошкольного
возраста:
компьютерные
игры,
электронные
энциклопедии,
мультфильмы, учебные видеофильмы и программы, презентации).
4.
Практическое задание педагогам
Использование информационных компьютерных технологий, при работе с
детьми дошкольного возраста,
достаточно
спорная
тема,
тем
более
с
детьми
раннего
возраста.
У
многих
возникают вопросы:
«А
стоит
ли
в
наше
время
приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» Чтобы не
возникало никаких вопросов, давайте разработаем практические рекомендации,
как можно использовать ресурсы медиатеки в раннем возрасте.
Практические рекомендации по созданию и применению медиатеки для
детей раннего возраста (записываются на большем листе ватмана):
- с детьми раннего возраста при организации образовательной деятельности
использование ресурсов медиатеки не более 5минут;
- подбор ресурсов, средств, учебно-методических пособий и материалов
медиатеки в соответствии с возрастом;
- для детей раннего возраста очень важно в раннем возрасте показывать
видеосюжет
не
анимационный,
а
реальный,
с
настоящим
животным
или
насекомым, с реальным звуком этого существа;
- введение
ресурсов медиатеки в образовательную деятельность в конце
первого полугодия, т.к. сентябрь-ноябрь проходит адаптационный период детей
раннего возраста.
Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего практического семинара мы с вами
уточнили, что целью создания медиатеки является удовлетворение потребностей
педагогического
коллектива,
воспитанников,
родителей
в
оперативном
предоставлении
педагогической
информации,
сведений
о
воспитанниках
дошкольной организации, каталогов учебных информационных материалов, баз
данных,
нормативно-правовых
документов,
внедрения
форм
дистанционного
обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей
Интернета через решение задач по организации самостоятельной образовательной
деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам,
педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.
Таким образом, медиатека - структурное подразделение, предоставляющее
всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам
информации,
способствует
овладению
современными
информационными
технологиями
и
повышению
квалификации
сотрудников
образовательного
процесса.
В заключение хочу предложить памятку «Паспорт медиатеки».