Напоминание

"Социальная адаптация детей дошкольного возраста" (перспективное планирование)


Автор: Лоренцева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ № 35 "Теремок"
Населённый пункт: р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социальная адаптация детей дошкольного возраста" (перспективное планирование)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Материал для всероссийского конкурса

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(перспективное планирование мероприятий на

период адаптации)

Составила: воспитатель МАДОУ № 35 «Теремок»

р.п.Приютово Лоренцева Ольга Николаевна.

2017 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Адаптация – это период привыкания. У ребёнка вырабатывается стереотип

и любая ломка приводит к стрессу: может нарушится сон, аппетит, жидкий

стул, ребёнок может похудеть. Все анализы меняются в худшую сторону, и

если адаптационный период затягивается, то это отражается на здоровье

ребёнка.

Как добиться того, чтобы легче прошёл этот период?

Если пришли за 1-2 месяца до поступления в детский сад, то можно

дать ряд советов (приучать к горшку, учить самостоятельно есть, одеваться,

раздеваться).

Ознакомится

с

медицинской

картой,

чтобы

родители

знали

группу

здоровья.

Познакомить

с

режимом

детского

сада

родителей,

чтобы

они

приблизили домашний режим к нему.

Дать родителям список (сменное бельё, обувь, любимую игрушку).

Посоветовать родителям все гигиенические процедуры провести за 2

недели до прихода в детский сад (подстричь волосы, ногти).

В период адаптации не ходить в гости.

Принимать в группу по 1-2 ребёнка.

Во время приёма нового ребёнка в группе может находится психолог

или методист, но заниматься другими детьми, а относительно нового ребёнка

они могут дать советы или рекомендации воспитателю.

В

течение

месяца

сохранить

привычки

ребёнка

(соска,

бутылочка,

памперсы, тёплые носки).

Предложить родителям приносить любимую игрушку ребёнка.

Первые дни ребёнок находится в детском саду 2-3 часа.

Приводить в детский сад должен кто-то один из родителей.

Соблюдать щадящий режим (не хочет есть, спать – не надо заставлять).

Строго соблюдать тепловой комфорт.

Не привлекать ребёнка к занятию, если не хочет.

Не переводить в этот период из группы в группу.

В

стрессовый

момент

лучше

переключать

ребёнка

на

пищевую

реакцию, так как переключение затормаживает стресс.

Строго

соблюдать

питьевой

режим,

ставить

блюдо

с

сухариками,

баранками.

Не отучать от соски ребёнка в этот период.

Затормаживают отрицательные эмоции, плач – монотонные движения

руками (лего, пищалки, нанизывание колечек, игры с водой).

Нужно соблюдать в группе тишину (радио не включать, тихо говорить).

Не перегружать ребёнка впечатлениями (не включать телевизор).

Приём проводить на уровне роста детей (присесть, дотронуться до

ребёнка при маме рукой, называть так, как называют дома).

Каждый ребёнок должен получить в день от воспитателя 8-10 ласковых

прикосновений

Лицо

воспитателя

должно

быть

эмоциональное,

так

как

ребёнок

считывает с лица взрослого всё хорошее настроение.

Лучшее лекарство от стресса – смех, смехотерапия (игры – забавы), но

в меру.

С первого дня заводим адаптационные листы.

Не задерживать обед, так как дети быстро утомляются (засыпают за

столом).

Может быть неадекватное поведение в результате перевозбуждения

(плачет – умыть холодной водой).

ПЛАН АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРУППЫ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Цель - помощь детям в адаптации к условиям детского сада.

Задачи адаптационной работы:

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу

адаптации детей.

Преодоление стрессовых состояний и снятие эмоционального и

мышечного напряжения у детей раннего возраста в период адаптации

к детскому саду;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности,

тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации

движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Этапы адаптационной работы :

Организационный этап:

подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных

материалов, дидактических игр;

разработка конспектов адаптационных занятий, совместных

мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

пополнение предметно-развивающей среды группы;

разработка информационного материала для родительского уголка о

адаптации детей и родителей к посещению дошкольного учреждения;

разработка анкет для родителей;

составление перспективного плана адаптационных мероприятий.

Основной этап:

реализация работы с детьми в соответствии с планом;

изучение психофизических особенностей детей;

заполнение карт адаптации;

активная работа с родителями.

Итоговый этап:

анализ проведенной работы;

мониторинг адаптации детей к условиям ДОУ;

презентация проекта для родителей в рамках ознакомления с

результатами работы группы в адаптационный период;

Формы работы с родителями:

Консультирование - повышать психолого-педагогическую компетенцию

родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего

возраста в период адаптации.

Индивидуальные беседы – способствовать овладению родителями

конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию

возможных индивидуальных проблем в системе родители-дети.

Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу

адаптации детей к детскому саду;

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного

возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Перспективный план работы на период адаптации:

Сентябрь:

Работа с родителями:

Знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная, медицинская, паспорт семьи);

Адаптационная карта на каждого ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского

сада»;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Подготовка группы к зимнему периоду.

Работа с детьми:

Организационная работа:

Создание новых игровых зон, обогащение предметно-игровой среды в

группе (Мобиль «Бабочки», пособие для развития пальчиковой

моторики «Шнуровки», пано «Домик для пижам» );

Приобщение детей к режиму детского сада;

Формирование у детей навыков самостоятельности в проведении

гигиенических процедур, питания, туалета;

«Минутки вхождения в день» как одно из условий успешной адаптации к

ДОУ :

Разучивание с детьми песенок «Серенькая кошечка», «Курочка»,

«Петушок», «Лошадка», «Где же ваши ручки», «Самолет» и др.;

Чтение стихов Агнии Барто;

Рассматривание книг «Чьи это детки?», «Один день в детском саду»,

«Веселый счет» и др.

Рассказывание сказок «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».

Игровая деятельность:

Речевая игра «Ласковое имя»;

Подвижная игра «Сороконожка»;

Подвижная игра «Вот как мы шагаем»;

Подготовка к творческой игре «Накормим куклу обедом»,

Подготовка к творческой игре «Уложим куклу спать»,

Подготовка к творческой игре «Соберем игрушки».

Дидактическая игра «Собери пирамидку»;

Дидактическая игра «Построй башенку из кубиков»;

Дидактическая игра «Найди фруктам место»;

Дидактическая игра «Найди половинку».

Пальчиковые упражнения

«Котенок»;

«Пальчики гуляют»;

«Апельсин»;

«Молоточек – тук»

Работа со шнуровками и др.

Потешки

«Сорока – белобока»,

«Водичка»,

«Коза рогатая»,

«Ладушки»,

«Овощи»,

«Совушка – сова» и др.

Кукольный театр:

На фланелеграфе «Колобок»,

Театр Петрушки «Киска в гостях у ребят»,

Настольный театр «Волк и семеро козлят».

Перспективный план работы на период адаптации:

Октябрь:

Работа с родителями:

Консультации по закаливанию детей и профилактике простудных

заболеваний;

Родительский клуб «Какой мой ребенок?»;

Анкета «Как мы закаляемся?»;

Памятка для родителей «Прививаем детям навыки

самообслуживания»»;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Формирование и обновление предметно-игровой среды.

Работа с детьми:

Организационная работа:

Создание новых игровых зон, обогащение предметно-игровой среды в

группе (зона для игры в дом, театральная зона, коррекционные

дорожки, панно «Домик для пижам» );

Приобщение детей к режиму детского сада;

Формирование у детей навыков самостоятельности в проведении

гигиенических процедур, питания, туалета;

«Минутки вхождения в день» как одно из условий успешной адаптации к

ДОУ :

Закрепление с детьми песенок «Серенькая кошечка», «Курочка»,

«Петушок», «Лошадка», «Где же ваши ручки», «Самолет» и др.;

Чтение стихов Агнии Барто;

Рассматривание и чтение книг «Волк и семеро козлят», «Доктор

Айболит», «Муха Цокотуха» и др.

Рассказывание сказок «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».

Игровая деятельность:

Речевая игра «Ласковое имя»;

Подвижная игра «Сороконожка»;

Подвижная игра «Вот как мы шагаем»;

Подготовка к творческой игре «Накормим куклу обедом»,

Подготовка к творческой игре «Уложим куклу спать»,

Подготовка к творческой игре «Кукла заболела»,

Подготовка к творческой игре «Соберем игрушки».

Дидактическая игра «Собери пирамидку»;

Дидактическая игра «Построй башенку из кубиков»;

Дидактическая игра «Найди фруктам место»;

Дидактическая игра «Найди половинку».

Пальчиковые упражнения

«Котенок»;

«Пальчики гуляют»;

«Апельсин»;

«Молоточек – тук»

Работа со шнуровками и др.

Потешки

«Сорока – белобока»,

«Водичка»,

«Коза рогатая»,

«Ладушки»,

«Овощи»,

«Совушка – сова» и др.

Кукольный театр:

На фланелеграфе «Репка»,

Театр Петрушки «Зайка с Мишкой к нам пришли»,

Настольный театр «Волк и семеро козлят».



В раздел образования