Напоминание

"Традиции и обычаи русского и бурятского народа"


Автор: Гармаева Туяна Дашиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: республика Бурятия закаменский район г. закаменск
Наименование материала: Проект по нравственно- патриотическому воспитанию
Тема: "Традиции и обычаи русского и бурятского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№3 детский сад

«Солнышко»

«Традиции и обычаи русского и бурятского народа»

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию

г.Закаменск

Актуальность проекта:

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего

поколения в современном мире

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и

ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

На словах это

очень красиво, но далеко не каждый человек, называющий себя патриотом, является

таковым.

Думаю, что маленького патриота, может воспитать только патриот, любящей

свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других,

делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться. Именно поэтому одним из

приоритетных

направлений

развития

современного

общества

является

нравственное

воспитание молодого поколения. В связи с новым законом об образовании и документом

ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма

дошкольников. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит

его

воображение,

какие

уроки

он

извлечёт

из

рассказов

о

современных

событиях

и

прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Я считаю, наши дети должны

хорошо знать не только историю Российского государства, но и историю края, где они

живут. Важность патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о

таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных

ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких

духовных

качеств,

чувства

своей

причастности

к

родному

народу,

формирование

устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.

Проблема

Опыт работы и анкетирование родителей воспитанников в детском саду по приобщению

детей к культуре русского и бурятского народа, показал, что многие дети и родители не

владеют

целостными

знаниями

региональных

особенностей

культуры,

традициях

и

обычаях русского и бурятского народа.

Для того чтобы решить эту проблему, решила провести проект под названием «Традиции

и обычаи русского и бурятского народа». Организовала в группе мини-музей русской избы

и бурятской юрты. Организация мини-музея - одна из основных ступеней в системе

патриотического

воспитания

дошкольников.

Считаю,

что

это

будет

способствовать

приобщению детей

к системе культурных ценностей русского и бурятского народа: к

национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию

своей малой родины- Закамны,

развитию познавательных способностей, формированию

высокой нравственности и толерантности.

Реализация

данного

проекта

готовит

дошкольников

к

жизни

в

условиях

многонациональной

и

поликультурной

среды,

формировании

умения

общаться

и

сотрудничать

с

людьми

разных

национальностей,

рас,

вероисповеданий,

воспитание

понимания

своеобразия

других

культур,

искоренение

негативного

отношения

к

ним.

Современный человек должен быть толерантным, с развитым чувством уважения к людям

иной культуры, умеющим жить друг с другом в мире и согласии, с готовностью к

активному

взаимодействию

т.к.

именно

дошкольный

период

является

наиболее

оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической

культуры.

Направление

проекта:

Этнокультурное.

Вид проекта:

практико-ориентированный

Предмет проекта:

Расширение

знаний

детей

о

национальности

русский,

бурят,

обычаях и традициях русского и бурятского народа

Цель проекта:

Воспитание

нравственно-патриотических

качеств

детей

дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре

своей малой Родины,

через изучение обычаев, традиций и культуры

русского и бурятского народа.

Задачи проекта:

- Закрепить знания о государственной символике РБ

- Воспитывать интерес, чувство гордости , за свою малую Родину

- Расширять представление о национальной культуре русского и

бурятского народа,

- Знакомить детей с русскими и бурятскими народными сказками,

народным прикладным искусством

- Закреплять знания о праздниках Бурятии, о русских и бурятских

народных праздниках

- Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим

Участники

проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатель

Образовательные

области

направления

(развитие ребенка)

Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие,,

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Подготовительный

Определить тему и название мини – музея, разработать

модель,

выбрать место для его размещения

Реализации

проекта:

Создание в группе бурятской юрты и русской избы; картотеки:

«Стихи о Бурятии», «Стихи о Закамне», «Русские и бурятские

народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Моя

Закамна!», «Бурливая река Джида», «Перелётные птицы нашего

края», «Цветы наших лугов и полей нашего края», «Русский

и

бурятский народный костюм», «Костюмы народов России».

Консультации

для

родителей,

памятки,

проведение

совместных

мероприятий с родителями воспитанников, презентация проекта.

Составление перспективного плана

Ожидаемый

результат:

Для детей:

Дети испытывают гордость за свою малую Родину , интересуются

историей малой Родины.

Знают традиции родного народа, символику Бурятии и России, о

традициях русского и бурятского народа, уважение к культуре и

традициям русского и бурятского народа, их труду, быту и жизни.

У детей более глубокие знания о Бурятии и России, Закамне

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических

качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства

- Образовательные путешествия

- Экскурсии

- Викторины

- Праздники

- Чтение художественной литературы

- Беседы

- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,

пальчиковые)

- Художественное творчество

- Наблюдение, прогулки

- Мультимедийные презентации

Работа с родителями

- Консультации

- Совместная работа с детьми

- Участие в конкурсах

-Помощь в подготовке праздников и развлечений

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в

детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие

черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое - ________________________________________________________________

затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического

воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств

ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей –

педагоги или родители?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой

государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



В раздел образования