Напоминание

Русский язык как элемент культуры безопасности


Автор: Ушмаева Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 10
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Русский язык как элемент культуры безопасности
Раздел: среднее образование





Назад




Русский язык как элемент культуры безопасности

Как это не покажется парадоксальным на первый взгляд, но одним из

важных факторов обеспечения национальной безопасности России и

окружающих ее государств является русский язык.

Для языка существует сегодня достаточно серьезная угроза, которая не

позволяет оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно

осознанную проблему. В числе этих угроз можно выделить четыре наиболее

важных.

1. Засорение русского языка терминами и словесными оборотами

иностранного происхождения, не свойственными традициям русской

словесности.

2. Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов

жаргонного характера.

3. Активное сокращение русскоязычного информационного пространства

в так называемом «ближнем зарубежье».

4. Вытеснение русского языка из зоны «дальнего зарубежья» и все большее

ограничение его использования в качестве одного из мировых языков

международного общения.

Язык –это не только механизм передачи информации, но специфическое

средство управления поведением индивида и преобразования этого поведения

в нужном направлении. Хорошо известно воздействие речи на развитие всех

высших психологических функций человека. Любое ухудшение , искажение

или улучшение языка влечет качественное изменение мышления и принятой

ранее системы жизненных оценок и отношений человека. Любая специальная

или невольная атака на язык-это атака на личность в целом, ее сознание и

основные гражданские качества: патриотизм, установку на отождествление

себя с определенным народом и его традициями.

На языковом материале строится большинство новейших психологических

методов воздействия на человека и управление его сознанием. Высока роль

слова в логотерапии, различных вариантах внушения и самовнушения, многих

других методах управления человеком. Речевые методы популярны при

обработке людей в религиозных сектах или в ходе любых политических

избирательных компаниях. Язык может лечить человека, может радикально

изменить его внутренний мир, сформировать как представителя конкретной

нации, общественной группы, носителя определенных духовно-нравственных

ценностей. Но может и погубить в нем любое из этих качеств.

Язык страшнее пистолета- эту мысль А.И Грибоедова развил наш

современник Вадим Шефнер:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить

Слово можно в разящий свинец перелить.

Наиболее распространенные в реальной жизни слова, обороты речи

невольно внедряются в сознание человека, особенно молодого, только

вступающего в жизнь, вместе с тем смыслом, который они несут, и начинают

во многом определять его мысли, решения, поведение.

Происходит вытеснение классического слова комиксами, рисунками,

кадрами телевизионных и рекламных сюжетов. Нарастающее преобладание в

СМИ и массовой культуре видовых, образных вариантов информации над

речевыми, являются первой угрозой языку и богатству внутреннего мира

человека, сужающей возможности пользования этим языком. Карикатурные

«герои» несут молодежи примитивные формы общения, а с речевой формой

мышления тесно связаны понимание и усвоение духовно-нравственных истин

человеческой жизни.

Сегодня под влиянием чрезмерного внедрения наглядности и у

прощенных образных вариантов информационного воздействия подрастающее

поколение невольно отходит от ложных и высоких возможностей психики,

приобретенных на эволюционном пути, к стереотипному мышлению и

ограниченному рядом неизменных стандартов сознанию. Всесильный

Интернет с его примитивными чатами, картинками-иконками , чрезмерное

увлечение телевидением, иллюстрированные журналы и реклама во всех ее

видах неуклонно ведут к снижению потребности в развитии

интеллектуального и нравственного начала у молодежи, подавляют в ней

главные человеческие особенности и делают удобным объектом для

последующего «зомбирования».

За последние годы умение детей значительно ухудшилось. Подрастающее

поколение все хуже владеет родной речью: дети затрудняются объединить

слова в предложения, правильно строить фразы выражать мысли, так как

главным их «собеседником становится телевизор, компьютер, игровая

приставка.

Нынешнему читателю навязывается абсолютно бессодержательная,

одноразовая книжная продукция, в которой красочная обложка и лихой сюжет

дороже содержания. Негативные последствия подобных тенденций неизбежны

и могут проявиться в ближайшие годы. Вырастет поколение, разучившееся

читать, глубоко мыслить, потерявшее интерес к родному слову и к подлинной

русской литературе.

Обладая самым богатым в мире языком, мы готовы раз за разом предавать

его в угоду другому языку, заведомо более слабому, бедному. При Петре I

приучали говорить по-немецки; при Александре вся российская элита

перешла на французский; нынче с детства приучают россиян к правильному

английскому, гордясь их успехами в освоении чужого языка, при этом при

этом позволяем любое кощунство по отношению к своему. Мы начинаем

привыкать к американизмам типа «имидж», имиджмейкер», «спичрайтер»,

«массмедиа», «шоумен», «спонсор», «рейтинг», так как свои аналоги в

русском языке они вытеснили полностью.

Ни для кого не секрет, что наше время ценности в обществе изменились.

СМИ активно пропагандирует беспечную красивую жизнь людей, связанных с

криминалом. Это процесс сопровождается наступление специфической,

жаргонной лексики на литературный язык. Активно продвигаясь в данном

направлении, мы с большей степенью вероятности можем оказаться в

ситуации, когда криминальный «интержаргон» станет привычным и

повсеместным. При этом мы поступаем безответственно, если позволяем

засорять язык подобного рода «приобретениями».

Как добиться высокой культуры речи? Пока Россия не займет в своем

регионе место, достойное ее предназначения и возможностей, статус русского

языка не поднимется. С новым поколением «пепси» поднять страну очень

трудно. Важно, чтобы под напором нынешних угроз родной язык не растерял

свои высокие качества. Необходимо осознать, что русский язык- наше

глубинное богатство. Такое осознание необходимо прежде всего тем, кого

народ избирает во властные структуры, кому доверены средства массовой

информации, газетные страницы и микрофоны, кто руководит издательствами

и образовательным учреждениям. Высокая культура речи должна стать не

только показателем интеллектуального уровня специалиста, но и критерием

его профессиональной пригодности для того, чтобы занять должность

преподавателя, журналиста, руководителя коллектива. Важно обеспечить

нормативное регулирование процесса использования иностранной

терминологии в официальных названиях предприятий и учреждений, а также

на страницах печатных изданий и в передачах электронных средств массовой

информации.



В раздел образования