Автор: Ушмаева Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 10
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Русский язык как элемент культуры безопасности
Раздел: среднее образование
Русский язык как элемент культуры безопасности
Как это не покажется парадоксальным на первый взгляд, но одним из
важных факторов обеспечения национальной безопасности России и
окружающих ее государств является русский язык.
Для языка существует сегодня достаточно серьезная угроза, которая не
позволяет оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно
осознанную проблему. В числе этих угроз можно выделить четыре наиболее
важных.
1. Засорение русского языка терминами и словесными оборотами
иностранного происхождения, не свойственными традициям русской
словесности.
2. Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов
жаргонного характера.
3. Активное сокращение русскоязычного информационного пространства
в так называемом «ближнем зарубежье».
4. Вытеснение русского языка из зоны «дальнего зарубежья» и все большее
ограничение его использования в качестве одного из мировых языков
международного общения.
Язык –это не только механизм передачи информации, но специфическое
средство управления поведением индивида и преобразования этого поведения
в нужном направлении. Хорошо известно воздействие речи на развитие всех
высших психологических функций человека. Любое ухудшение , искажение
или улучшение языка влечет качественное изменение мышления и принятой
ранее системы жизненных оценок и отношений человека. Любая специальная
или невольная атака на язык-это атака на личность в целом, ее сознание и
основные гражданские качества: патриотизм, установку на отождествление
себя с определенным народом и его традициями.
На языковом материале строится большинство новейших психологических
методов воздействия на человека и управление его сознанием. Высока роль
слова в логотерапии, различных вариантах внушения и самовнушения, многих
других методах управления человеком. Речевые методы популярны при
обработке людей в религиозных сектах или в ходе любых политических
избирательных компаниях. Язык может лечить человека, может радикально
изменить его внутренний мир, сформировать как представителя конкретной
нации, общественной группы, носителя определенных духовно-нравственных
ценностей. Но может и погубить в нем любое из этих качеств.
Язык страшнее пистолета- эту мысль А.И Грибоедова развил наш
современник Вадим Шефнер:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить
Слово можно в разящий свинец перелить.
Наиболее распространенные в реальной жизни слова, обороты речи
невольно внедряются в сознание человека, особенно молодого, только
вступающего в жизнь, вместе с тем смыслом, который они несут, и начинают
во многом определять его мысли, решения, поведение.
Происходит вытеснение классического слова комиксами, рисунками,
кадрами телевизионных и рекламных сюжетов. Нарастающее преобладание в
СМИ и массовой культуре видовых, образных вариантов информации над
речевыми, являются первой угрозой языку и богатству внутреннего мира
человека, сужающей возможности пользования этим языком. Карикатурные
«герои» несут молодежи примитивные формы общения, а с речевой формой
мышления тесно связаны понимание и усвоение духовно-нравственных истин
человеческой жизни.
Сегодня под влиянием чрезмерного внедрения наглядности и у
прощенных образных вариантов информационного воздействия подрастающее
поколение невольно отходит от ложных и высоких возможностей психики,
приобретенных на эволюционном пути, к стереотипному мышлению и
ограниченному рядом неизменных стандартов сознанию. Всесильный
Интернет с его примитивными чатами, картинками-иконками , чрезмерное
увлечение телевидением, иллюстрированные журналы и реклама во всех ее
видах неуклонно ведут к снижению потребности в развитии
интеллектуального и нравственного начала у молодежи, подавляют в ней
главные человеческие особенности и делают удобным объектом для
последующего «зомбирования».
За последние годы умение детей значительно ухудшилось. Подрастающее
поколение все хуже владеет родной речью: дети затрудняются объединить
слова в предложения, правильно строить фразы выражать мысли, так как
главным их «собеседником становится телевизор, компьютер, игровая
приставка.
Нынешнему читателю навязывается абсолютно бессодержательная,
одноразовая книжная продукция, в которой красочная обложка и лихой сюжет
дороже содержания. Негативные последствия подобных тенденций неизбежны
и могут проявиться в ближайшие годы. Вырастет поколение, разучившееся
читать, глубоко мыслить, потерявшее интерес к родному слову и к подлинной
русской литературе.
Обладая самым богатым в мире языком, мы готовы раз за разом предавать
его в угоду другому языку, заведомо более слабому, бедному. При Петре I
приучали говорить по-немецки; при Александре вся российская элита
перешла на французский; нынче с детства приучают россиян к правильному
английскому, гордясь их успехами в освоении чужого языка, при этом при
этом позволяем любое кощунство по отношению к своему. Мы начинаем
привыкать к американизмам типа «имидж», имиджмейкер», «спичрайтер»,
«массмедиа», «шоумен», «спонсор», «рейтинг», так как свои аналоги в
русском языке они вытеснили полностью.
Ни для кого не секрет, что наше время ценности в обществе изменились.
СМИ активно пропагандирует беспечную красивую жизнь людей, связанных с
криминалом. Это процесс сопровождается наступление специфической,
жаргонной лексики на литературный язык. Активно продвигаясь в данном
направлении, мы с большей степенью вероятности можем оказаться в
ситуации, когда криминальный «интержаргон» станет привычным и
повсеместным. При этом мы поступаем безответственно, если позволяем
засорять язык подобного рода «приобретениями».
Как добиться высокой культуры речи? Пока Россия не займет в своем
регионе место, достойное ее предназначения и возможностей, статус русского
языка не поднимется. С новым поколением «пепси» поднять страну очень
трудно. Важно, чтобы под напором нынешних угроз родной язык не растерял
свои высокие качества. Необходимо осознать, что русский язык- наше
глубинное богатство. Такое осознание необходимо прежде всего тем, кого
народ избирает во властные структуры, кому доверены средства массовой
информации, газетные страницы и микрофоны, кто руководит издательствами
и образовательным учреждениям. Высокая культура речи должна стать не
только показателем интеллектуального уровня специалиста, но и критерием
его профессиональной пригодности для того, чтобы занять должность
преподавателя, журналиста, руководителя коллектива. Важно обеспечить
нормативное регулирование процесса использования иностранной
терминологии в официальных названиях предприятий и учреждений, а также
на страницах печатных изданий и в передачах электронных средств массовой
информации.