Автор: Голоснова Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий-Реабилитационный центр"Детские Дюны"
Населённый пункт: город Сестрорецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
«Просвещение родителей в вопросах
оздоровления детей в условиях реализации
ФГОС»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским учреждением
является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:
1.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей,
в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ),
который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание
уделяется работе с родителями. ФГОС является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития. П1.7.6
Одна из главных задач стандарта направлена на
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный
подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и
степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры
педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по
взаимодействию Организации с родителями.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать
создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-
ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с
родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на
котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет
отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное
взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные
и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.
Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний
сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками
педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за
воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и
родителей мы работаем над решением следующих задач:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей)
воспитанников и педагогов детского сада, , эмоциональной взаимоподдержки.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных
педагогических возможностях
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с
анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка
в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно.
Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде
всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, которые
помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные,
интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и
развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные
особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в
целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе,
в зависимости от поставленных задач.
В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах
домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе
беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме
оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать
педагогическую эффективность беседы.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями
являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.
Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя
консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать
квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью.
Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит
наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы
утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному
педагогу бросаются в
глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым
можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По
тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему
утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об
отношении к дошкольному учреждению.
Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают
специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
-совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы,
территории и др.)
-досуг;
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны
воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя
прежде всего интересы ребёнка.
И так, используя этот метод, мы родителей детей, условно разделили на три
группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад
просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не
только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития,
оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта
родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать
консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации
взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную
работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время
примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах
или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими
бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад,
но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками,
развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская
группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их
педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от
детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков
поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и
развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы
энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными
помощниками воспитателей.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются
доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у
родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во
время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует,
как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой
социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для
встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где
родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего
возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.
К коллективным формам работы с родителями относятся родительское
собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его
проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие
сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной
подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на
собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий,
круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей,
фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с
фотографиями из жизни группы.
Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в
ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают»
определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с
воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и
родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали
свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском
собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между
родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы ) В процессе обсуждения
темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать
ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия,
которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают
родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной
от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других
детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для
Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др.
Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых
и сами не подозревали.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные
взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный
контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую
компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно-оздоровительных
мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы
с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять
участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!»,
посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы
пойдём».
Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии
входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но
и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные
моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём,
объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу
жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются
родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
Традиционным стало проведение акции «Подари книгу детям».
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-
ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и
делать их - это большой труд, воспитание души.
Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести
книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А
любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.
Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется
возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из
этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе,
о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из
природного материала.
В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к
близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из
чувства любви к семье.
Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое
применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами,
содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической
помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные
виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная,
информационная.
Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы
родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
-материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня,
объявления различного характера;
-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них
отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно
увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на
поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в
ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание
родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей
возникло желание обратиться к его содержанию.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки.
Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, , альбомы и
т.д
Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
поздравляем с днем рождения .
Памятки для родителей.
Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к
праздникам.
Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши
дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование
родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует
побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и
т.д.
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш
сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В
этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Приятно
видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой
адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в
работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало
определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали
активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера
взаимоуважения.