Напоминание

"Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей в условиях реализации ФГОС"


Автор: Голоснова Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий-Реабилитационный центр"Детские Дюны"
Населённый пункт: город Сестрорецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




«Просвещение родителей в вопросах

оздоровления детей в условиях реализации

ФГОС»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским учреждением

является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного

развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:

1.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей

перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления,

образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей,

в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии

индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ),

который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание

уделяется работе с родителями. ФГОС является основой для оказания помощи

родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении их физического и психического здоровья, в развитии

индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их

развития. П1.7.6

Одна из главных задач стандарта направлена на

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный

подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и

степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры

педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по

взаимодействию Организации с родителями.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать

создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-

ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с

родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на

котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет

отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное

взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем

отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные

и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.

Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний

сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками

педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за

воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и

родителей мы работаем над решением следующих задач:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей)

воспитанников и педагогов детского сада, , эмоциональной взаимоподдержки.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных

педагогических возможностях

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и

наглядно-информационные.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с

анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка

в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно.

Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде

всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, которые

помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные,

интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и

развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные

особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в

целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе,

в зависимости от поставленных задач.

В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах

домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе

беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме

оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать

педагогическую эффективность беседы.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями

являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.

Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя

консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать

квалифицированный совет.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью.

Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит

наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы

утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному

педагогу бросаются в

глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым

можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По

тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему

утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об

отношении к дошкольному учреждению.

Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают

специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

-совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы,

территории и др.)

-досуг;

-занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны

воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя

прежде всего интересы ребёнка.

И так, используя этот метод, мы родителей детей, условно разделили на три

группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад

просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не

только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития,

оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта

родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать

консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации

взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную

работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время

примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах

или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими

бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад,

но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками,

развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская

группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их

педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от

детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков

поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и

развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы

энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными

помощниками воспитателей.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются

доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у

родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во

время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует,

как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой

социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для

встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где

родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего

возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

К коллективным формам работы с родителями относятся родительское

собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его

проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие

сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной

подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на

собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий,

круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей,

фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с

фотографиями из жизни группы.

Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в

ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают»

определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.

Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с

воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и

родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали

свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском

собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между

родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы ) В процессе обсуждения

темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать

ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.

Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия,

которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают

родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной

от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других

детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.

Регулярно проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для

Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др.

Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых

и сами не подозревали.

В результате проведения праздничных встреч формируются положительные

взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный

контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую

компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно-оздоровительных

мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы

с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять

участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!»,

посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы

пойдём».

Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии

входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но

и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные

моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём,

объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу

жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются

родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.

Традиционным стало проведение акции «Подари книгу детям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько

воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-

ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и

делать их - это большой труд, воспитание души.

Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести

книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А

любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.

Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.

Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется

возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из

этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе,

о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из

природного материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к

близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из

чувства любви к семье.

Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое

применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами,

содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической

помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные

виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная,

информационная.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы

родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

-материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня,

объявления различного характера;

-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них

отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно

увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на

поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в

ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание

родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей

возникло желание обратиться к его содержанию.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки.

Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, , альбомы и

т.д

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

поздравляем с днем рождения .

Памятки для родителей.

Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к

праздникам.

Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши

дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование

родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует

побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и

т.д.

Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш

сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В

этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Приятно

видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой

адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в

работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало

определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали

активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера

взаимоуважения.



В раздел образования