Автор: Бисинбекова Асия Иргалиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование
ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Процесс занятий физическими упражнениями направлен на совершенствование
общественной (социальной) и биологической природы человека. В этом огромная
значимость процесса физического воспитания школьников. В процессе выполнения
физических упражнений не только укрепляется здоровье, но и развиваются физические
качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, координация движений), формируются
разнообразные (в том числе и жизненно необходимые) двигательные умения и навыки,
приобретаются полезные знания в области физической культуры и спорта,
совершенствуются психические способности человека, формируются нравственные
качества личности. В этих педагогических явлениях сущность деятельности учителя в
области физического воспитания школьников, направлена на совершенствование
биологической и психической природы человека в целом. Помимо овладения
двигательными действиями и развития физических качеств учитель формирует у
школьников мотивацию и потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, культ здорового и красивого тела, осуществляет гармоничное развитие
личности ученика.
Различают коллективную и индивидуальную деятельность. Коллективная
деятельность во многом свойственна процессу физического воспитания в командных
играх, спортивных соревнованиях, туристических походах, при проведении Дней
здоровья, гимнастики до уроков, в играх на местности и других занятиях. Индивидуальная
деятельность в физическом воспитании направлена на личные занятия физическими
упражнениями (утренняя гимнастика, домашние задания по физической культуре,
индивидуальные тренировки) и является весьма ценной. Например, комплекс упражнений
утренней гимнастики может быть точно рассчитан по содержанию упражнений и нагрузки
на одного ученика, что выгодно отличает ее от коллективного урока физической культуры,
где разные ученики получают одну и ту же усредненную физическую нагрузку. Хорошо
развитая личность ученика обогащает коллектив. Коллектив учеников формирует умение
(под руководством педагога) правильно себя вести в обществе сверстников.
Личностный подход характеризуется последовательным отношением педагога к
школьнику как личности, как субъекту воспитательного воздействия в направлении
собственного развития ученика. Личностный подход выступает как базовая ориентация
педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым ребенком. Он
направлен на максимальное расширение возможностей ученика, удовлетворение его
личных стремлений и желаний в области занятий физическими упражнениями.
Проявление личностного подхода в физическом воспитании школьников
осуществляется путем решения задач личного физического совершенствования. Каждый
школьник должен знать свой уровень здоровья, физического развития, физической и
двигательной подготовленности, и в связи с этими параметрами прокладывать пути
занятий физическими упражнениями, характерные для личности ученика. Учащиеся
должны приобрести в школе необходимый объем знаний по физической культуре и
массовому спорту, быть обучены правильно заниматься физическими упражнениями.
Личностно-ориентированные задачи физического воспитания должны
основываться на индивидуальных особенностях ученика и могут быть сформулированы
следующим образом:
1. Овладение умениями анализа, планирования, контроля и коррекции
своих действий.
2, Постановка цели, определение задач и средств для их достижения,
осуществление деятельности ученика по физическому самосовершенствованию.
3. Получение знаний о свойствах человеческого организма, проявляющихся в
двигательной деятельности. Приобретение знаний об индивидуальных особенностях
своей телесности, о разных оздоровительных системах: атлетическая гимнастика,
шейпинг, акробатические упражнения и элементы «хатха-йоги», оздоровительная
китайская гимнастика «у-шу», оздоровительное плавание.
4. Развитие двигательных способностей за счет освоения разнообразных
двигательных действий и игр.
5. Приобретение знаний и умений для построения адекватного своим особенностям
и жизненным целям здорового образа жизни и овладения практическими действиями
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Личностно-ориентированный подход к ученику выступает как базовая ориентация
учителя физической культуры, определяющая его позицию во взаимоотношениях с
каждым учеником. Поворот школы к ученику является одним из путей реализации
настоящего этапа модернизации российской школы.