Напоминание

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Бисинбекова Асия Иргалиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование





Назад




ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Процесс занятий физическими упражнениями направлен на совершенствование

общественной (социальной) и биологической природы человека. В этом огромная

значимость процесса физического воспитания школьников. В процессе выполнения

физических упражнений не только укрепляется здоровье, но и развиваются физические

качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, координация движений), формируются

разнообразные (в том числе и жизненно необходимые) двигательные умения и навыки,

приобретаются полезные знания в области физической культуры и спорта,

совершенствуются психические способности человека, формируются нравственные

качества личности. В этих педагогических явлениях сущность деятельности учителя в

области физического воспитания школьников, направлена на совершенствование

биологической и психической природы человека в целом. Помимо овладения

двигательными действиями и развития физических качеств учитель формирует у

школьников мотивацию и потребность в систематических занятиях физическими

упражнениями, культ здорового и красивого тела, осуществляет гармоничное развитие

личности ученика.

Различают коллективную и индивидуальную деятельность. Коллективная

деятельность во многом свойственна процессу физического воспитания в командных

играх, спортивных соревнованиях, туристических походах, при проведении Дней

здоровья, гимнастики до уроков, в играх на местности и других занятиях. Индивидуальная

деятельность в физическом воспитании направлена на личные занятия физическими

упражнениями (утренняя гимнастика, домашние задания по физической культуре,

индивидуальные тренировки) и является весьма ценной. Например, комплекс упражнений

утренней гимнастики может быть точно рассчитан по содержанию упражнений и нагрузки

на одного ученика, что выгодно отличает ее от коллективного урока физической культуры,

где разные ученики получают одну и ту же усредненную физическую нагрузку. Хорошо

развитая личность ученика обогащает коллектив. Коллектив учеников формирует умение

(под руководством педагога) правильно себя вести в обществе сверстников.

Личностный подход характеризуется последовательным отношением педагога к

школьнику как личности, как субъекту воспитательного воздействия в направлении

собственного развития ученика. Личностный подход выступает как базовая ориентация

педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым ребенком. Он

направлен на максимальное расширение возможностей ученика, удовлетворение его

личных стремлений и желаний в области занятий физическими упражнениями.

Проявление личностного подхода в физическом воспитании школьников

осуществляется путем решения задач личного физического совершенствования. Каждый

школьник должен знать свой уровень здоровья, физического развития, физической и

двигательной подготовленности, и в связи с этими параметрами прокладывать пути

занятий физическими упражнениями, характерные для личности ученика. Учащиеся

должны приобрести в школе необходимый объем знаний по физической культуре и

массовому спорту, быть обучены правильно заниматься физическими упражнениями.

Личностно-ориентированные задачи физического воспитания должны

основываться на индивидуальных особенностях ученика и могут быть сформулированы

следующим образом:

1. Овладение умениями анализа, планирования, контроля и коррекции

своих действий.

2, Постановка цели, определение задач и средств для их достижения,

осуществление деятельности ученика по физическому самосовершенствованию.

3. Получение знаний о свойствах человеческого организма, проявляющихся в

двигательной деятельности. Приобретение знаний об индивидуальных особенностях

своей телесности, о разных оздоровительных системах: атлетическая гимнастика,

шейпинг, акробатические упражнения и элементы «хатха-йоги», оздоровительная

китайская гимнастика «у-шу», оздоровительное плавание.

4. Развитие двигательных способностей за счет освоения разнообразных

двигательных действий и игр.

5. Приобретение знаний и умений для построения адекватного своим особенностям

и жизненным целям здорового образа жизни и овладения практическими действиями

безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Личностно-ориентированный подход к ученику выступает как базовая ориентация

учителя физической культуры, определяющая его позицию во взаимоотношениях с

каждым учеником. Поворот школы к ученику является одним из путей реализации

настоящего этапа модернизации российской школы.



В раздел образования