Автор: Галявина Мария Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ-интернат №1"
Населённый пункт: с.Каргасок,Томская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Приемы РКМЧП на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Технология «Развитие критического мышления через
чтение и письмо» Приемы РКМЧП на уроках
русского языка и литературы
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее
авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, В России она появилась в 1997 году.
Чем же привлекла меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И
нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка?
Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью,
схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией
материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его
нестандартным, а главное заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем
исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся
знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и,
наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Итак, каковы же особенности данной технологии? Целью образования
являются не объем знаний или количество информации, а умение ученика
управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать,
находить в ней смысл, применять в жизни
Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а
конструирование своего, которое рождается в процессе обучения
Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает
диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск
решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом
и обучаемыми
В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а
объективная оценка положительных и отрицательных сторон в
познаваемом объекте
Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные
предположения не всегда точны и могут вести к формированию
стереотипов
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с
технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщать имеющиеся у
ученика знания по данной теме или проблеме
вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности
побудить ученика к активной работе на уроке и дома
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по
объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается
и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает
размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются
механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет
ученику :
актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по
данной теме или проблеме
вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности побудить ученика к активной работе на уроке и дома
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом -
чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с
использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях
справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую
информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют
полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации,
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют,
только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя
звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний
учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная
изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это
закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология
критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей,
содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание
условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий
урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
ПРИЕМЫ
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на
начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в
которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об
изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку
систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает
пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и
открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре
листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны,
которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи
расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Важно, что на выполнение такого рода задания много времени не
потребуется.
Прием «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит
повествовательный текст. Непременное условие для использования данного
приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки -
своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация,
а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна
серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только
серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от
прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной
работы с текстом, самостоятельного освоения нового
Данный прием содержит все стадии технологии:
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь
отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской
позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и
осмыслению. Например, Хамелеон»
Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения:
анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения;
выделять главную мысль текста.
Прием «Верные и неверные утверждения»
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить
как верные или неверные и обосновать свои решения.
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие
из утверждений были верными или можно предложить ребятам составить
самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю,
узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗХУ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе изучения
темы информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или
факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с
которым работали. Прием позволяет учителю проконтролировать работу
каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время,
таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить
завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному
или два тезиса или положения.
Прием «Пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,
известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста.
Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом
маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их
карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения
задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а
вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в
процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации.
На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном
случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и
отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет
соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в
подробном описании. Основная цель «учебного мозгового штурма» -
развитие творческого типа мышления. (ЧИТАЮ)
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует
от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,
информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это
форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила
написания синквейна таковы: (ЧИТАЮ)
Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности,
эмоциональной.
Прием «Двухчастный дневник»
Этот приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным
опытом, когда цитата из текса комментируется им самим.
Пример.
Д.И.Фонвизин «Недоросоль» По ходу изучения произведения ученики
фиксировали свои размышления о заинтересовавших моментах
произведения в «Двойных дневниках». На заключительном уроке была
проведена такая работа. В группах обсудили записи в дневнике (каждый
выбирал самую интересную на их взгляд запись, представил своим
одногруппникам, затем в группе выбирали одну наиболее интересную,
необычную, новую на их взгляд запись и представили классу.
Подведение итогов: Технология развития критического мышления учащихся
располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Это далеко не все
приемы. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Все
зависит от каждого из вас.