Напоминание

"Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста


Автор: Савченко Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г.Владивосток, п.Трудовое,Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и

природа. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её

дарами, не задумываясь о последствиях. В наше время проблемы экологического воспитания

вышли

на

первый

план,

и

им

уделяют

всё

больше

внимания.

Почему

эти

проблемы

стали

актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с

экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Актуальность

темы:

В

дошкольном

возрасте

закладывается

фундамент

конкретных

представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для

разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на

развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Строя свою

«школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий

Александрович

Сухомлинский,

справедливо

считал

необходимым

вводить

малышей

в

окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг

детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы

каждый

ребенок

рос

«мудрым

мыслителем

и

исследователем,

чтобы

каждый

шаг

познания

облагораживал

сердце

и

закалял

волю»8. Проблема

экологии

сегодня

затрагивает

все

слои

населения.

Дети

нацелены

обучаться

бережливо

относиться

к

живой

природе.

В

ДОУ

формирование

у

воспитанников

экологической

культуры

считается

новым

направлением.

Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном

заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий для формирования

личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать

три основные задачи:

формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;

развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части

природы;

формирование системы умений и навыков

экологически целесообразного поведения,

взаимодействия с природой.

Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания

работают еще и механизмы раннего запечатлевания. Мало обучить ребенка законам экологии,

важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и

способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она

может быть усвоена.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять

природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот

период

закладываются

основы

личности,

в

том

числе

позитивное

отношение

к

природе,

окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,

развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы

нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка

с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей

экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к

ней,

активность

в

решении

некоторых

экологических

проблем.

Первым

звеном

в

системе

экологического

воспитания

является

дошкольное

детство.

Существующие

программы

по

экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром,

(существующие

ранее)

рассчитаны

непосредственно

на

повседневную

работу

воспитателя

в

детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая

их во взаимосвязи с живой и не живой природой. Основная же цель программы – привитие основ

экологической

культуры

дошкольникам,

показать

взаимосвязь

живых

организмов

и

неживой

природы, влияние человека на окружающий мир. Дидактические игры еще один эффективный

метод, используемый для формирования экологического представления дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно

предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что

природа живая, ее надо беречь. Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения

в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой

вокруг

здания

детского

сада

воспитатели

совместно

с

дошкольниками

развешивают

кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то

дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то

время, когда им трудно найти корм.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику

легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или

животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной

жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре,

пространстве для обитания. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно,

когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши

родители. В природе нет ничего лишнего все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы,

вмешательство в которые чревато плохими последствиями.

Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов

поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году

жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности. В работе по формированию у

детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:

От простого - к более сложному

От частного - более общему

Экологическое

воспитание

детей

следует

рассматривать,

прежде

всего,

как

нравственное

воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны

лежать

гуманные

чувства,

т.е.

осознание

ценности

любого

проявления

жизни,

стремление

защитить и сберечь природу . Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из

следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота

о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред

человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом,

безнравственны.

Ознакомление

детей

с

природой

в

детском

саду

требует

постоянного

непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в

детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации,

воспитателю

следует

отобрать

литературный

материал

для

каждого

времени

года:

рассказы

писателей

о

природе,

стихи,

пословицы,

поговорки,

загадки,

особое

внимание

обращая

на

народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и

каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее

красоту.



В раздел образования