Автор: Савченко Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г.Владивосток, п.Трудовое,Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и
природа. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её
дарами, не задумываясь о последствиях. В наше время проблемы экологического воспитания
вышли
на
первый
план,
и
им
уделяют
всё
больше
внимания.
Почему
эти
проблемы
стали
актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с
экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Актуальность
темы:
В
дошкольном
возрасте
закладывается
фундамент
конкретных
представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для
разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на
развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Строя свою
«школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий
Александрович
Сухомлинский,
справедливо
считал
необходимым
вводить
малышей
в
окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг
детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы
каждый
ребенок
рос
«мудрым
мыслителем
и
исследователем,
чтобы
каждый
шаг
познания
облагораживал
сердце
и
закалял
волю»8. Проблема
экологии
сегодня
затрагивает
все
слои
населения.
Дети
нацелены
обучаться
бережливо
относиться
к
живой
природе.
В
ДОУ
формирование
у
воспитанников
экологической
культуры
считается
новым
направлением.
Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном
заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.
Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий для формирования
личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать
три основные задачи:
формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части
природы;
формирование системы умений и навыков
экологически целесообразного поведения,
взаимодействия с природой.
Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания
работают еще и механизмы раннего запечатлевания. Мало обучить ребенка законам экологии,
важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и
способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она
может быть усвоена.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот
период
закладываются
основы
личности,
в
том
числе
позитивное
отношение
к
природе,
окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка
с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей
экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к
ней,
активность
в
решении
некоторых
экологических
проблем.
Первым
звеном
в
системе
экологического
воспитания
является
дошкольное
детство.
Существующие
программы
по
экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром,
(существующие
ранее)
рассчитаны
непосредственно
на
повседневную
работу
воспитателя
в
детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая
их во взаимосвязи с живой и не живой природой. Основная же цель программы – привитие основ
экологической
культуры
дошкольникам,
показать
взаимосвязь
живых
организмов
и
неживой
природы, влияние человека на окружающий мир. Дидактические игры еще один эффективный
метод, используемый для формирования экологического представления дошкольника.
Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно
предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что
природа живая, ее надо беречь. Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения
в природе, сбору ягод и грибов.
Зимой
вокруг
здания
детского
сада
воспитатели
совместно
с
дошкольниками
развешивают
кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то
дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то
время, когда им трудно найти корм.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику
легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или
животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной
жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре,
пространстве для обитания. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно,
когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши
родители. В природе нет ничего лишнего все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы,
вмешательство в которые чревато плохими последствиями.
Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов
поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году
жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности. В работе по формированию у
детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:
От простого - к более сложному
От частного - более общему
Экологическое
воспитание
детей
следует
рассматривать,
прежде
всего,
как
нравственное
воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны
лежать
гуманные
чувства,
т.е.
осознание
ценности
любого
проявления
жизни,
стремление
защитить и сберечь природу . Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота
о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред
человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом,
безнравственны.
Ознакомление
детей
с
природой
в
детском
саду
требует
постоянного
непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в
детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации,
воспитателю
следует
отобрать
литературный
материал
для
каждого
времени
года:
рассказы
писателей
о
природе,
стихи,
пословицы,
поговорки,
загадки,
особое
внимание
обращая
на
народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее
красоту.