Напоминание

Методические аспекты реализации интегрированного подхода в работе со старшими дошкольниками в ДОО


Автор: Щурова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 "Машенька"
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов ДОО
Тема: Методические аспекты реализации интегрированного подхода в работе со старшими дошкольниками в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей ДОО ( с использованием материалов С.Д.

Сажиной, К.Ю. Беловой, А.А.Майера).

Методические аспекты реализации интегрированного подхода в

работе со старшими дошкольниками в ДОО

Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается

от

методики

проведения

обычного

занятия.

В

работах

С.Д.

Сажиной

рассматриваются технологии интегрированных занятий. Мы в своей работе

придерживаемся такой же точки зрения.

По мнению С.Д. Сажиной наиболее эффективные методы и приемы для

организации интегрированного занятия:

Сравнительный

анализ,

сопоставление,

поиск,

эвристическая

деятельность.

Проблемные

вопросы,

использование

заданий

типа

«докажи»,

«объясни», «как ты узнал?» и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-

речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в

своих силах.

С.

Д.

Сажина

указывает,

что

существуют

требования

к

структуре

интегрированных занятий:

«Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

Продуманность

и

логическая

взаимосвязь

изучаемого

материала

разделов программы на каждом занятии.

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых

предметов на каждом этапе занятия.

Большая информационная емкость учебного материала, используемого

на занятии.

Систематичность и доступность изложения материала и необходимость

соблюдения временных рамок занятия».

Также С.Д. Сажина указывает следующие педагогические возможности

интегрируемого занятия::

Формирование в единстве знаний и умений.

Коммуникативность умений

Повышение интереса к учению.

Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Автор отмечает некоторые преимущества интегрируемых занятий:

способствует

повышению

мотивации

обучения,

формированию

познавательного

интереса

воспитанников,

целостной

картины

мира

и

рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи,

формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,

снимают перенапряжение, перегрузку;

углубляют

представление

о

понятии,

закономерностях,

связанных

с

понятием, расширяют кругозор;

основываются на нахождение новых связей между фактами, которые

подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

эмоционально

развивают

детей,

т.к.

основаны

на

элементах

музыки,

живописи, литературы, пластики движения и др.

По

мнению

С.

Д.

Сажиной

существуют

и трудности

проведения

интегрированных занятии:

Сложность отбора учебного материал.

Подробное структурированное занятие.

Общий подход к оценке знания и умений детей.

Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Приведём пример рекомендации К.Ю. Беловой по осуществлению

интеграции в ДОО, подготовки интегрированного занятия:

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и

будет

способствовать

созданию

у

ребенка

целостного

представления

об

объекте изучения.

Проанализировать

и

отобрать

из

этих

областей

такое

содержание,

интеграция которого наиболее важна.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей

дошкольного возраста.

Определить

одно

или

несколько

базовых

направлений

интеграции

содержания образования.

Выявить

основной

принцип

построения

системы

интегрированных

занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный

материал занятий в соответствии с ним.

Продумать развивающие задачи.

Использовать

разнообразные

виды

деятельности

(например,

(драматизацию

сказки

с

конструированием

из

строительного

материала,

музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной

и понятийной лексики).

Использовать

большое

количество

разнообразного

наглядного

и

атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Использовать

в

работе

с

детьми

методы

и

приемы

продуктивного

характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование,

моделирование и т.д.)

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения,

организации и проведения интегрированных занятий.

Ряд условий при планировании и организации интегрированных занятий:

1.

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

2.

В

интегрированном

занятии

объединяются

блоки

различных

предметов,

поэтому

важно

правильно

определить

главную

цель

интегрированного занятия.

3.

При

разработке

необходимо

выделить

главное

и

использовать

знания

из

смежных

разделов,

устранять

дублирование,

использовать

опережающие дифференцированные знания.

4.

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры

занятий,

методов

и

средств

обучения,

определение

оптимальной

нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5.

Интеграция

способствует

снятия

напряжения,

перегрузки

утомленности за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в

ходе занятия.

6.

При

планировании

и

проведения

интегрированного

занятия

педагогами требуется тщательная координация действий.

7.

Необходимо

сохранять

положительно-эмоциональный

стиль

отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные,

индивидуальные и психологические особенности детей группы.

8.

На

интегрированных

занятиях

целесообразно

использовать

разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные

задачи, задания и т.д.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, тогда, когда это не

единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе

система.

Целесообразно

разрабатывать

систему

интегрированных

занятий

параллельно с образовательной программой ДОУ.

А.А.Майер

предлагает

следующие

эт апы

создания

с и с т ем ы

интегрированных занятий:

1.

Согласование

учебных

программ

(разделов)

по

направлениям

деятельности.

2.

Обсуждение

и

формулирование

общих

понятий,

согласование

времени их изучения.

3.

Взаимные

консультации

педагогов

различных

дисциплин

по

вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах

(предметах) образовательных областей.

4.

Планирование тематики и развернутых планов занятий.

Таким

образом,

согласно

А.А.Майера,

интегрированное

занятие

характеризуется рядом признаков:

– является одним из направлений межпредметной интеграции;

– имеет среднюю степень интеграции;

– форма имеет смешанную структуру;

– предметом анализа выступают многоплановые объекты;

сохраняется

самостоятельность

каждого

раздела

со

своими

целями,

задачами, программой.

Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают

связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов

обучения

представлять

мир

как

единое

целое,

в

котором

все

элементы

взаимосвязаны.

И н т е гр а ц и я

о б р а зо ват е льн ы х

о бла с т е й

п р и вод и т

к

б о л е е

заинтересованному,

личностно

значимому

и

осмысленному

восприятию

знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать

время

образовательного

процесса

за

счет

исключения

дублирования

и

повторов,

осуществлять

проектирование

содержания

предшкольного

образования

на

основе

образовательной

программы,

концентрирующей

содержание дошкольного образования.

Памятка для родителей

КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ?

1.

Заинтересовать

ребенка

стихотворением

(загадать

загадку,

показать

иллюстрации и т.д.)

2. Затем следует прочитать стихотворение без установки на запоминание.

3. Выяснить все непонятные слова и выражения.

4. Задать ребенку вопросы по тексту.

5. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно и с установкой на

запоминание.

6. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти,

при этом помочь ему, не раздражаясь.

7. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и

прочитать стихотворение еще раз.

8. Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать

стихотворение.

9. Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.

Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно,

потом попросить это сделать ребёнка.



В раздел образования