Автор: Бида Александра Петровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 37 "Росинка"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников к Коми культуре"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект.
«Коми подвижные игры как средство
приобщения дошкольников к Коми
культуре»
Автор:
инструктор по физической культуре
А.П.Бида
Паспорт педагогического проекта
Структура
Содержание
Тема
«Коми подвижные игры как средство приобщения
дошкольников к Коми культуре»
Руководитель проекта
А.П.Бида инструктор по физкультуре
Участники проекта
Дети подготовительной группы, воспитатели и
родители воспитанников
Возраст
воспитанников
6-7 лет
Особенности проекта
По характеру создаваемого продукта:
Познавательно - игровой;
По количеству участников: групповой;
По продолжительности:краткосрочный
По профилю знаний: межпредметный;
По уровню контактов: на уровне образовательного
учреждения
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей
элементарных представлений о культуре и
традициях коми народа через подвижную игру.
Задачи проекта
1. Воспитательная: воспитание у детей целостного
отношения к коми национальной культуре,
традициям и играм народа коми; способствовать
укреплению семейных связей, через
заинтересованность содержанием темы проекта, не
только детей, но и их родителей.
2. Образовательная: Сформировать представление о
разнообразии коми народных игр; учить
использовать в самостоятельной деятельности коми
народные игры, действовать согласно правилам;
расширять кругозор детей.
3. Развивающая: Развивать творческие способности
детей, стремление больше узнать о родном крае.
Содействовать укреплению здоровья,
разносторонней физической подготовленности
растущего организма и профилактике заболеваний;
Ресурсы проекта
Фото, видео, аудиоаппаратура, интерактивное
оборудование,
Конспекты НОД, маски животных.
Прогнозируемый
результат
У детей формируются знания о традициях народа
коми; дети учатся использовать коми национальные
игры в свободной деятельности; в семье
устанавливается связь между поколениями, так как
родители, бабушки, дедушки делятся
воспоминаниями о своем детстве.
- повышается профессиональный уровень педагогов
и степень их вовлеченности в деятельность;
углубляются знания традиций и культуры народа
коми.
- повышается образовательный уровень родителей
через введение их в увлекательный мир коми
народных игр; развивается система продуктивного
взаимодействия между участниками
образовательного процесса (дети вовлекают в проект
родителей, общаются между собой и с
воспитателем).
Предполагаемые
продукты проекта
Картотека «Коми подвижных игр.
Сценарий развлечения для старших дошкольников
«Северные игрища»
Актуальность проекта
В народных играх нет педагогической
навязчивости и вместе с тем они
вполне педагогичны.
А.П.Усова
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания
определилось воспитание национальной культуры детей.
Возникновение детских подвижных игр уходит корнями в далекое прошлое.
Коми народ, создавал свои национальные игры, в которых отражались
традиции, быт и культура народа. Через игры и состязания дети знакомятся с
основными приемами того или иного традиционного промысла:
рыболовного, зверобойного или охотничьего.
Коми национальные игры и состязания способствуют передаче от
старшего поколения младшему накопленного предками бесценного
положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства на
Севере, жизни в гармонии с природой.
Окунаясь в историческое прошлое ком народа можно выделить ряд игр
и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые
могут играть сейчас наши дети. Коми подвижные игры просты по
содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч,
веревка-аркан, платок, веночек, рога, косточка и др.).
В практике дошкольных учреждений недооцениваются игры с
национальным содержанием и, следовательно, они не используются как
важное средство приобщения детей к национальной культуре. Именно
поэтому я решила обратиться к данной теме: «Коми народные детские
подвижные игры», с целью расширения тематики игр и обогащению их
содержания.
Этапы реализации проекта
Этапы
Задачи
Участники
Содержание деятельности
I этап
Организационны
й
Оптимизация
всех разделов
программы по
закреплению
знаний о
традициях и
культуре коми
народа;
познакомить
родителей с
целями и
задачами
проекта,
реализуемого
в группе,
объяснить его
важность и
необходимость
Воспитатели
Дети
Родители
Инструктор
по ф/в
Создание развивающей
среды в группе
(изготовление масок для
игр); привлечение родителей
к предстоящей творческой
работе (подбор картинок с
изображением героев коми
национальных игр: медведь,
мышь, олень, кошка,
воробей, с использованием
ИКТ).
Подборка коми народных игр
в соответствии с возрастом
детей.
II этап
Практический
Формирование
элементарных
знаний и
представлений
об играх коми
народа и их
разнообразии.
Продолжать
учить детей
использовать
коми народные
подвижные
игры в
свободной
деятельности.
Дети
Инструктор
по ф/в
Воспитатели
Беседа с детьми: «Коми
народная игра, - что это
такое?»
Программное содержание:
Расширение знаний детей о
коми народных играх в
сравнении с играми других
народов.
Беседа: «В какие игры
играли наши бабушки и
дедушки».
Программное
содержание: Расширить
представление детей об
историческом и культурном
прошлом наших предков.
Игра малой подвижности
«Воробей», «Лесной дом».
Программное содержание:
Продолжать учить ходить по
кругу выполняя движения
согласно тексту; развивать
память, речь.
Занятие: Развитие речи
(часть занятия)
Тема: Разучивание считалки
на коми языке: Öтик, кык,
куим, нёль, шорö, ущи, мича
моль.
1,2,3,4 – в ручей упал у
цепочки шарик.
Цель: Познакомить детей
малыми фольклорными
формами коми народа.
Развитие памяти, интонации,
выразительности.
Физическое занятие:
«Путешествие в тундру»
Программное
содержание: Расширить
знание детей о природной
зоне – тундра.
Совершенствовать
двигательные умения детей в
ходьбе, беге, подлезании,
прыжках, ползании.
Использовать коми народные
игры:
«В медведя» (Öш), «Мышь и
угол» (шыр да пёльöс),
«Невод» (Тыв).
Прогулка:
Подвижные игры, игровые
упражнения «Ловля оленей»,
«У оленя дом большой»,
«Стой олень», « Гонки на
оленях».
Цель: развитие быстроты,
ловкости, памяти.
III этап.
Заключи-
тельный
Обобщение
опыта работы
по теме «Коми
народные
детские
подвижные
игры».
Дети
Инструктор
по ф/в
Воспитатели
Оформление картотеки
«Подвижные игры Коми»
Развлечение для детей
старшего дошкольного
возраста «Северные игрища»
Оценка результатов проекта
В семьях воспитанников существует связь между поколениями, но
представители старших поколений недостаточно полно и насыщенно
передают знания о традициях и обычаях своего народа.
Дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в
самостоятельной деятельности коми народные игры. Большая часть детей
легко берет на себя роль ведущего, проявляет творчество, фантазию, умеют
вести ролевой диалог. Расширяются знания детей об окружающем мире.
По окончании работы над проектом педагоги группы повысили
профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили
знания о традициях и культуре народа коми.