Автор: Ползикова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №63 "Машенька"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: презентация
Тема: Подвиг во имя веры, добра и милосердия
Раздел: дошкольное образование
Подвиг во имя веры, добра и
милосердия.
Подготовили: Ползикова О.В.
МБДОУ детский сад №63 «Машенька»
Русский Афон является
неразрывной и важной
составляющей наследия
Святой Горы как
вселенской
православной
сокровищницы.
Афон в течение многих
столетий играл
исключительно важную
роль в развитии
отечественной
духовности и культуры,
как в эпоху Киевской
Руси, так и в
последующие времена.
Исключительно важную роль
играли связи Руси с Афоном в
эпоху послеордынского
нашествия. В это время
выдающимся афонитом,
внесшим весомый вклад в
развитие русской духовности и
культуры, был святитель
Киприан (Цамблак),
митрополит Киевский и всея
Руси. Во времена его
святительства на Русь
привозится с Афона много
книг, осуществляются
переводы святоотеческих
трудов, проводится
богослужебная реформа и т.п.
Яркими
продолжателями и
носителями афонского
наследия на Руси этого
периода были преп.
Сергий Радонежский и
преп. Кирилл
Белозерский. Наиболее
ярко влияние афонского
наследия на Руси
отразилось в
древнерусском
искусстве, в
произведениях Феофана
Грека, Андрея Рублева и
Даниила Черного.
Имел Афон важное значение и в
деле сохранения Православия
на Украине, в период
печальноизвестной Брестской
унии. Запорожское казачество в
это время тоже поддерживало
тесные связи с Афоном,
приглашало оттуда опытных
наставников и старцев, делало
щедрые пожертвования на
монастыри Святой Горы,
осуществляло паломничества, а
нередко немало казаков и сами
принимали на Афоне
монашеские постриги и
подвизались в обителях Афона.
Естественным продолжением
этой традиции было основание
на Афоне Свято-Ильинского
скита, у истоков создания
которого стоял выдающийся
выходец из семьи казачьих
священников, преподобный
Паисий Величковский.
Под духовным водительством опытных
старцев Свято-Пантелеимоновой
обители Иеремии (Соломенцова) и
Макария (Сушкина) в XIX веке начался
процесс возрождения и подъема
русского монашества на Афоне. Уже к
концу XIX века численность русских
монахов на Святой Горе становится
равной численности греческих, а в
дальнейшем стремительно растет и
начинает значительно превосходить ее.
В 1913 году число русских монахов на
Афоне составило 5000 (из них свыше
2000 — в Пантелеимоновом
монастыре), тогда как греков на Святой
Горе было 3900, болгар – 340, румын –
288, сербов – 120 и грузин – 53. Так
расцвел такой духовно-исторический
феномен, как «Русский Афон». В 1913 г.
на повестке дня стоял даже вопрос о
предоставлении русскому Свято-
Пантелеимонову монастырю статуса
Лавры, а русским Андреевскому и
Ильинскому скитам – самостоятельных
монастырей. Однако последующие
печальные события не дали этим
планам осуществиться.
К сожалению, после
трагических событий 1917 г.
и началом богоборческих
гонений на православие в
России, очень сильно
пострадал и Русский Афон.
Из-за отсутствия в течение
80 лет притока новых
монахов из Отечества все
три русские обители на
Святой Горе оскудели
численно. В результате,
Андреевский и Ильинский
скиты, а также
многочисленные русские
келлии и каливы на Афоне
опустели, подверглись
разрушению или отошли к
грекам. Эта же угроза
висела и над Свято-
Пантелеимоновым
монастырем, но чудом
Божиим обитель устояла,
оставшись на сегодняшний
день единственным
островком Святой Руси на
Афоне.
В силу этого духовного
родства Русь искони имела
пристанище,
богодарованный уголок в
Уделе Пречистой Девы
Богородицы - русскую
обитель, которую видимо
хранил на протяжении веков
Промысл Божий, судивший и
определивший быть ей
достоянием и отчиною
наших соотечественников,
ищущих спасения на Святой
Горе».
Русский монастырь на
Афоне – это воистину
уникальное духовно-
культурное сокровище,
одновременно
принадлежащее и Святой
Руси, и Святой Горе. Он по
праву считается
древнейшей русской
духовной твердыней в
Уделе Божией Матери, на
Святой Афонской Горе.
Первое известное
письменное упоминание о
древнерусском
монашестве на Афоне
относится к 1016 году.
Преподобный Паисий (в
миру Петр Величковский)
родился 21 декабря 1722
в глубоко религиозной
семье потомственных
священников. Весь род
Величковских и по
мужской, и по женской
линии служил Богу. С
раннего возраста Паисий
был человеком книжного
духа. Мальчик рано начал
читать Священное
Писание и святых отцов.
Древние подвижники, о
которых Паисий узнавал
из житийной литературы,
стали его героями. Им он
хотел подражать, их путем
идти во след Христу.
В 13 лет поступив в
духовную академию
Паисий Величковский с
радостью начал учиться,
не забывая при этом о
главном - о душе.
Написав для себя
короткое правило,
мальчик стремился
неукоснительно его
соблюдать: не осуждать
своих братьев даже
тогда, когда
собственными глазами
видел их согрешения,
никогда ни к кому не
иметь ненависти и от
всего сердца прощать
ближним согрешения их
Паисий мечтал принять
монашеский постриг
непременно в бедной,
удаленной от мирского
шума обители. Для
человека первой
половины XVIII века
подобные мысли были
большой редкостью.
Поселившись в убогой келии,
питаясь хлебом и водой, да и
то через день, Паисий провел
четыре года в одиночестве и
безмолвии. Его утешением и
путеводной звездой
становятся рукописи
святоотеческих писаний,
которые он находит в
монастырских библиотеках
болгарских и сербских
обителей. Впитывая в себя
опыт древних подвижников,
Паисий постепенно
превращается в мудрого
наставника.
•
Через несколько лет рядом с
первыми учениками жило уже
50 монахов. Уступая просьбе
братии, Паисий принял сан
священника, и стал настоятелем
славяно-молдавского братства в
Ильинском скиту.
•
Отец Паисий ввел в жизнь
Ильинского скита забытую
многими на Афоне практику
«умного делания». Монахи
трудились, читали святых отцов,
беспрекословно слушаясь
старца и непрестанно повторяя
Иисусову молитву, чем вызвали
неодобрение некоторого
афонского инока, который начал
обвинять Паисия в ереси.
С этого времени
численность русских
монахов на Афоне
стремительно растет и
умножается, так что
вскоре исследователи
заговорили о
формировании такого
духовно-исторического
феномена, как «Русский
Афон». Уже в начале ХХ
века число русских
монахов на Афоне
составило 5000 (из них
свыше 2000 — в
Пантелеимоновом
монастыре), тогда как
греков на Святой Горе
было 3900, болгар – 340,
румын – 288, сербов –
120 и грузин – 53.
Для обеспечения
удобного и доступного
совершения русскими
людьми паломничества
на Афон Свято-
Пантелеимоновым
монастырем были
открыты собственные
представительства
(подворья) в России и
Константинополе,
собственные гостиницы
для паломников и даже
приобретены
собственные пароходы,
которые круглогодично,
раз в месяц,
организованно
доставляли паломников
из России на Афон.
После трагических событий
1917 г. налаженная Русским
монастырем паломническая
инфраструктура была утрачена,
а само паломничество
верующих из России на Афон
было невозможным около 80
лет.
Октябрьский переворот 1917
года имел крайне трагические
последствия для всего русского
монашества на Афоне. Отныне
сюда прекращает поступать
всяческая помощь из России, а
русские монахи оказываются
отрезанными от своей Родины.
Полностью оторванный от
Родины, Русский
святогорский монастырь
постепенно приходил в
упадок. Некогда богатые и
величественные здания
обители запустевали и
разрушались. От бывших
2000 насельников в обители
оставалось около 20
немощных стариков, после
смерти которых некому
было бы передать и
сохранить традиции
Русского Афона. На повестке
дня стоял вопрос заселения
Русика греческими
монахами и превращения
его в греческий монастырь,
как это ранее произошло и с
бывшим русским Свято-
Андреевским скитом.
Русский святогорский
монастырь сегодня
По всем внешним
признакам Русский Свято-
Пантелеимонов монастырь
на Афоне должен был
постепенно придти к
полному упадку, оставшись
без русских насельников. Но
Промыслу Божию угодно
было сложиться иначе.
Новый период в жизни
Свято-Пантелеимонова
монастыря открылся в
начале 1990-х гг. с падением
богоборческо-
коммунистической системы
на Родине. Число русских
монахов в монастыре
постепенно возрастало и на
сегодня составляет более 80
человек (всего на Афоне
ныне около 2000 монахов).
Последние несколько лет
активно ведутся работы по
капительному ремонту и
восстановлению
полуразрушенных
сооружений обители.
Возрождаются и утраченные традиции
паломничества православных русских
людей к святыням Русика. Для этих
целей при обители действует гостиница
для паломников (архондарик),
предоставляется бесплатное питание,
проводятся экскурсии, совмещаемые с
поклонением многочисленным
святыням обители и участием в
богослужениях.
Его невозможно ни с чем сравнить.
Кроме того, приятно ощутить в
Пантелеимоновом монастыре
традиционное славянское
гостеприимство, открытость и радушие,
а еще - русский язык, как в общении,
так и на богослужении. На Афоне это
ощущается особенно остро, поскольку
ни в одном из греческих монастырей не
разговаривают по-русски. Так что
Пантелеимонов монастырь воистину
является твердыней и оплотом Святой
Руси на Афоне».
В 2016 году исполняется 1000
лет от первого письменного
упоминания о существовании и
деятельности на Святой Горе
Афон древнерусского
монастыря, через который
осуществлялись духовные и
культурные взаимосвязи между
Русью и центром православного
монашества и духовности на
Афоне. Несмотря на все
трудности, которые сегодня
переживает наше Отечество,
этот юбилей имеет очень
важное значение. Ведь
подлинное возрождение
общества возможно только
через обращение к
собственному духовному
наследию и первоистокам, где
русское святогорское
монашество всегда занимало
одно из важнейших мест.