Напоминание

"Классика и современность"


Автор: Дайлид Валентина Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Исинская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Иса Амурской области
Наименование материала: урок музыки
Тема: "Классика и современность"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока: доказать, используя музыкальные примеры, прозвучавшие на уроках, что в

современном мире есть место и классике и мы можем считать композиторов-классиков своими

современниками.

Задачи урока:

раскрыть современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего;

закрепление понятий «классика», «классический»;

углубить знания детей о вечных темах в музыке;

развивать образное мышление, воображение, речь, способность к переживанию, вокально-хоровые

навыки;

воспитывать интерес и любовь к музыке композиторов разных эпох, расширение кругозора

учащихся;

Проблемный вопрос: Почему в современном мире есть место классике?

Ожидаемый результат:

1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных

произведений.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Умение работать с учебником.

6. Выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку (исполнение песен).

Тип урока: вводный.

Методы урока: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-

творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.

Метапредметные связи: русский язык, литература, история.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Дидактический материал: учебник «Искусство. 8-9 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: - М.:

Просвещение, 2013.

Технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения; здоровье сберегающие

(вокалотерапия, ритмотерапия), технология развития процессов восприятия музыки (слушание,

анализ, обобщение), технология развития ассоциативно – образного мышления (найди лишнее,

раскрасим словами, верно ли что, убеди в обратном), игровая технология (физминутка),

информационно-коммуникативные технологии (использование ИКТ, видеофильмы, презентация).

Содержание урока.

Учитель: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Одинаковая ли музыка звучит в

современное время? (разная: разных направлений, т.п.)

Современное время, современная музыка, современность, современники… А мы с вами –

современники? Поясните (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам,

представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У

каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями

по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень

хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень

важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших

одноклассников или от моего. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить.

И сейчас как настоящие современники мы споём современную песню

«Детство» (исполнение)

О каком композиторе мы будем говорить дальше, вы узнаете, когда выполните задание на

карточках «найди ненужное слово», но именно эти слова помогут вам узнать имя следующего

композитора (выполняют задание).

И если вы узнали имя И.С.Баха, значит, и вспомнили некоторые факты его жизни, что

упоминались в задании. Где при жизни композитора звучала его музыка? (В церкви).

Учитель: Как воздействовала музыка Баха на людей, пришедших в церковь? Что придавала

человеку музыка Баха? (Музыка Баха дает человеку жизненные силы, надежду, веру, любовь к

ближнему). Где в наше время мы можем услышать эту токкату Баха? (орг. Залы, ТВ)

Слушание токкаты Баха

И чтобы остаться под воздействием музыки Бетховена, давайте раскрасим её словами, какая она

(… классическая). У вас прозвучало слово «классическая», а что значит «классическая музыка»?

«Классика»? Назовите ещё имена известных композиторов-классиков?

А теперь попробуйте назвать тему нашего урока, который объединит два прозвучавших понятия.

(Классика и современность)

Давайте поставим вопрос или ряд вопросов, на которые мы будем искать ответы на уроке, чтобы

подтвердить связь этих слов.

Почему в современном мире есть место классике?

Можем ли мы считать композиторов прошлых веков своими современниками? (запишите в тетрадь

тему и вопрос) Так какой ответ мы запишем о музыке Баха? (даёт жизненные силы, веру)

(записать в тетрадь)

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и узнайте имя изображённого на нём композитора.

Узнали? (Людвиг Ван Бетховен).

Вспомните, что говорил Бетховен о Бахе? (Не ручей! Море имя ему!)

Чем удивительна судьба этого человека? (ответ)

Назовите самое известное его произведение (Лунная соната).

Так пусть же зазвучит Лунная соната Бетховена. (Слушание фрагмента)

О чём рассказывает Бетховен своей музыкой нам, современникам.? (о любви)

А искренне ли выражает он свои чувства? Верим ли мы его музыке?

Бетховен сам-то любил? Кому он посвятил свою сонату? (Дж. Гвиччарди)

Отвечает ли душевным переживаниям молодёжи 21 века?

Так есть ли место этой классической музыке в современном мире? Почему?

(Она правдива, она о наших чувствах – записать в тетрадь)

Учитель: Токката Баха, Соната Бетховена – вокальный или инст-ный жанр музыки?

Что ещё относится к инструментальной музыке (концерт, симфония, танцы). Какие танцы знаете?

А теперь попробуйте угадать, о каком танце пойдёт речь дальше:

- это весёлый танец,

- его обычно танцуют парами,

- для него характерны подскоки,

- часто его исполняют на праздниках,

- его движения с подскоками и пятка-носок легко запоминаются,

Учитель: Мы на прошлом уроке говорили о средствах воздействия музыки и перечисляли средства

музыкальной выразительности. Откройте учебник на стр. 114 и скажите, какое средство

выразительности особенно нужно для танцев и польки в том числе? (Ритм).

Как ритм связан с человеком?

Какое состояние души может передавать ритм?

А постараемся передать состояние единодушия и энергии. Встаньте, пожалуйста (сначала без

музыки хлопают, потом под музыку).

Ритмическая РАЗМИНКА

Эта музыка относится к танцевальной, но я считаю, что под музыку этой польки невозможно

танцевать, непонятен смысл танца, мелодия и ритм однообразно. Убедите меня в обратном, если

не согласны (пригласить кого-нибудь станцевать)

Мы увидели, что современная молодёжь может танцевать под эту музыку, а вот современные

музыканты-инструменталисты захотят её играть?

Смотрим видеофрагмент.

Понравилась? Современна ли эта музыка? Хотите узнать, кто исполняет?

Сообщение о В. Зинчук

Повлияла ли музыка на ваше настроение? Да, стало светлее, радостнее.

Можно ил назвать музыку этого танца современной? А красивой?

И так какое мы слово запишем в ответ - красота, ведь только истинные чувства и переживания

могут быть красивыми. (Запись в тетрадь)

Кто-нибудь знает композитора, написавшего эту польку? Хотите узнать? (портрет)

Сообщение о Рахманинове.

Учитель: Как вы думаете, можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох, как своих

современников, если их музыка жива до сих пор?

Они в своей музыке нам рассказывали о своих переживаниях, чувствах, о своих впечатлениях. А

важно ли для человека – думать, страдать, переживать и т.д. Конечно, мы же живые, хотя судьбы у

нас есть и будут разные. Судьба… «Наши судьбы» - так называется песня, которую я предлагаю

вам спеть.

-отдельно записать (исполняют песню «Наши судьбы»)

В современном мире музыка чаще всего воспринимается как развлечение. Мы под неё танцуем на

дискотеке, слушаем в транспорте, дома при выполнении домашних дел, она помогает нам

отвлечься, забыть неприятности. Конечно, и сейчас создаются произведения, которые заставляют

слушателей переживать, завораживают красотой мелодии. И я вам предлагаю послушать такую

мелодию.

ФЛЕЙТА и синтезатор

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия» - писал А.

Пушкин. Лермонтов восторженно восклицал:

«Что за звуки! Неподвижно внемлю сладким звукам я, забываю вечность, небо, землю, самого

себя».

Каждое время имеет свои проблемы, свои краски. Но великие музыканты всегда передает дух

своей эпохи, чувства, которые волнуют их современников. И если музыка с помощью своего

музыкального языка позволяет нам понять то, что заложил в нее автор, то мы можем говорить о

современности этого произведения? Почему, прочитайте ответы, которые мы записывали в

тетрадь в течении урока (даёт нам жизненные силы, правдива, искренна, красива)

Итог урока:

Какова была цель нашего урока? Ответить на поставленный вопрос.

Что мы делали для достижения поставленной цели? Пели, слушали, рассуждали, решали

кроссворд…

Довольны ли мы результатом?

Можно ли это было сделать иначе? Можно было послушать другую музыку

Пригодятся ли в жизни вам эти знания?

Оценивание.

Работая на сегодняшнем уроке, мы с вами точно попали в цель нашего вопроса «классической

музыке есть место в современном мире?». Дружно скажем: Да! И в завершении – мишень. При

выходе поставьте магнит в любых разделах, стараясь попасть как можно точнее.

Рефлексия

Как вы думаете, можем ли мы воспринимать композиторов прошлых

эпох, как своих современников, если их музыка жива до сих пор?

А важно ли для человека – думать, страдать, переживать и т.д.

А теперь, ребята, после нашей беседы о значимости классики, - как об

искреннем искусстве, с жизненными силами, правдивом, утверждающего

идею красоты, я хочу предложить вам фрагмент рассказа Нильса

Нильсена «Никудышный музыкант».

РАССКАЗ «

НИКУДЫШНЫЙ МУЗЫКАНТ»

« Серебреные мембраны роботов услаждали слух танцующих,

заключительными фразами очередной песенки. Толпа, одетая в пестрые

пластиковые костюмы самых веселых тонов, медленно кружила по залу.

Тысячи пар глаз отсутствующе смотрели вокруг. И вот вниманию людей

механизированного рая 2141 года Служба Полного довольства

представила «комический» номер – выступление последнего в мире

скрипача-виртуоза. Публике казался смешным этот номер из ХХ века,

ибо все произведения, так называемого подлинного искусства были давно

сожжены в соответствии с законом, который устранил все, что может

разбудить мысль и вырвать человека из его естественного счастливого,

бездумного состояния. « Вольфганг Бюффон начал играть. В его струнах

звучал рассвет, и утренняя роса, и шелест листвы древнего дуба; они пели

про могучий морской простор и сумеречную тишину леса, про вечное

беспокойство, снедающую душу человека, Мелодия плыла над публикой

на крыльях тонкой красоты и прозрачной гармонии. Скрипач пытался

проникнуть в эти изнеженные души, поведать им о чем-то вечном.

Мощные передатчики СПД разнесли призыв его скрипки в самые

отдаленные уголки земного шара. Десять миллиардов человек слушали

его, и странная тоска охватила их души, тоска по чему-то неведомому,

забытому… Конферансье обливался потом. Неужели промах? Вон как

подозрительно на него поглядывают работники Службы ПД.… Еще

немного, и публика начнет думать! Какой скандал! Ведь вот они,

метровыми золотыми буквами на голубом заднике сцены лозунги СПД: «

Веселье! Потеха! Беспечность!». Только мыслящие люди причиняют

хлопоты властям, пустые и бездумные – никогда! А скрипка на эстраде

продолжала петь. Над ней, под прицелом телевизионных камер,

склонилось худое, озаренное внутренним светом лицо. И во всем мире

замолкли восторг-автоматы и синтетические соловьи, из бесчисленных

телевизоров звучала незнакомая трепетная мелодия… Казалось, над

Розовым весельем 2141 года занялся ясный рассвет. Десять миллиардов

смутно ощутили, какой мир погиб, когда утвердился механизированный

рай, мир, в котором еще умели плакать и смеяться, любить и отчаиваться.

Тогда еще рождались на свет гении и даровали людям невиданные краски,

мелодии, мысли. Подумать только – каждый день тогда нес с собой

перемены! Какая же сила была заложена в тех днях, если и теперь, много

столетий спустя, в век механизированного довольства их голос звучит со

струн хрупкого инструмента в руках какого-то замухрышки, повелевая

онемевшему человеческому сердцу: «Проснись! Смотри: весь мир, до

самых далеких галактик, - твое достояние! Не позволяй удобства ради,

услужливым машинам превращать тебя в безвольного раба! Твоя вера еще

способна сокрушать горы, твои мысли – лететь быстрее света!»

Вот что говорила скрипка Вольфганга Бюффона, последнего музыканта,

жертвам комфортабельной тирании машин в этот странный вечер 2141

года, и так проникновенно звучал зов прошлого, что грядущее

всколыхнулось, минуту люди слушали, молчали и думали.

Научно-фантастический рассказ датского писателя Нильсена написан в

1964 г. Оправдаются ли опасения писателя за духовный мир

современного человека? За судьбу классического искусства?



В раздел образования