Автор: Ким Николай Владимирович
Должность: преподователь химии и биологоии
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Намский техникум"
Населённый пункт: с. Графский берег, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад критерии оценки деятельности студентов на уроках биологии
Тема: Критерии оценки учебной деятельности учащихся на уроках биологии
Раздел: среднее профессиональное
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха(Я)
«Намский техникум»
Критерии оценки учебной
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
на уроках биологии
(доклад)
Выполнил Ким-Хан-Бон Н.В.
учитель биологии и химии
ГБПОУ РС(Я) « Намский техникум»
.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В нашем многонациональном государстве изучение русского языка учащимися
национальных
школ
рассматривается
как
одно
из
важнейших
условий
подготовки
будущего специалиста.
В систему начального профессионального
образования республики поступают
учащиеся,
слабо
владеющие
русским
языком.
Именно
слабый
уровень
базовых
биологических
терминов,
мешает
учащимся
устно
в
логической
последовательности
излагать изученный материал. Многие учащиеся не умеют самостоятельно работать с
учебным
материалом,
специальной
литературой.
В
систему
НПО
часто
приходят
учащиеся, не подготовленные к самостоятельной работе, без должного базового уровня по
многим
дисциплинам,
в
частности
это
касается
учащихся,
окончивших
основную
общеобразовательную школу, после 9 класса. Немаловажную роль играет и социальный
статус
учащегося.
Как
показывает
практика,
вся
самостоятельная
работа
учащихся
сводится к переписыванию учебного материала, без выделения ключевых слов и смысла.
Стоит отметить, что проблема развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что
она играет важную, весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке
учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Такая подготовка необходима для
любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания
учреждения начального профессионального образования.
Выше сказанное свидетельствует о том, что самостоятельность является одним из
главнейших
качеств
учащихся
и
важнейшим
условием
для
активной
учебной
деятельности.
Активная
деятельность
–
это
такое
качество
человека,
которое
характеризуется
сознательным
выбором
действия
и
решительностью
в
его
осуществлении, такая деятельность в той или иной степени присуща любому человеку.
Сознательный
выбор
одного
из
действий
характеризует
активную
умственную
деятельность учащихся, а осуществление его – решительность. Без
активной формы
обучения немыслимо глубокое усвоение знаний. Эта форма является движущей силой в
процессе
познания. Активная деятельность формирует
познавательный
интерес и
связана в процессе обучения с содействием к наиболее полноценному отражению в
сознании учащихся явлений науки, их существенной взаимосвязи. Такая работа помогает
побуждать, поддерживать и подкреплять отношение к знаниям, к обучению в школе,
активизирует стремление получать не поверхностные знания, а углубляться во все более
глубокие процессы познания.
Многолетний опыт работы в профессиональном лицее показал, что обычными
классическими методами обучения решить одну из основных задач обучения невозможно.
Нужен
принципиально
новый
подход.
Важно,
чтобы
весь
процесс
обучения
был
ориентирован
на
творческое
взаимодействие
преподавателя
и
учащегося.
В
данном
докладе приводится одна из форм методической разработки для успешной реализации и
внедрения методики обучения.
Целью данной работы явилось изучение активизации познавательной деятельности
учащихся. Задачами стали: развитие устной речи учащихся, обучение к самостоятельной
работе, использование различных форм контроля.
Организация учебной деятельности ориентирована на то, чтобы сформировать у
учащихся потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала
для овладения им новых знаний. Работать над активизацией учебной деятельности – это
значит
формировать
положительное
отношение
школьников
к
учебной
деятельности,
развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основной
задачей учителя на уроке является – повышение мотивации учащихся. Высокая учебная и
познавательная
активность
возможна
только
на
интересном
уроке,
когда
ученик
заинтересован в предмете изучения. Каждый педагог, побуждая интерес к своему предмету
и осуществляя передачу учебного материала, тем самым укрепляет веру в свои силы у
каждого ребенка независимо от его способностей.
Следует также развивать творческие возможности у слабых учеников, основной
контингент которых обучается на начальном курсе обучения в профессиональном лицее,
при
этом
не
давать
останавливаться
в
своем
развитии
более
способным
учащимся,
применять личностно-ориентированное обучение. Помогать воспитывать в себе силу воли,
усидчивость
и
целеустремленность
при
решении
сложных
заданий.
Все
это
и
есть
воспитание творческой активности и личности в самом широком и глубоком понимании
этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их
познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих
развитие
общей
активности,
самостоятельности,
личной
инициативы
и
творчества
учащихся
разного
уровня
подготовки.
Одной
из
форм
активизации
познавательной
деятельности также является поиск методов по развитию устной речи и способность
логического, последовательного изложения учебного материала учащимися. Многолетний
опыт
преподавания
показал,
что
из
существующих
методов,
применяемых
преподавателями
на
уроках
биологии
следует
выделить
систему
применения
алгоритмических блок-схем (см.рис. 1).
Рисунок 1
Блок-схема представлена в виде объединения основных опорных слов (терминов).
На первом занятии каждого раздела ставится задача, затем идет обработка по темам.
Тематические
блоки
и
подблоки
исходят
из
общей
задачи
изучаемого
раздела
и
объединяются. Это позволяет на каждом уроке многократное повторение с расширением и
углублением изучаемого материала (см.рис.2).
Рисунок 2
Эволюция органического мира
Метафизическая
Материалистическая
Ж.Б.Ламарк
Теория
Наследственность
Движущая сила эволюции
Популяции
Критерии
Борьба за существование
Теория
К.Линей
Ч.Дарви
н
Естественный отбор
Изменчивость
Виды
- географический
- генетический
-морфологический
-физиологический
- экологический
Предпосылки
Развитие науки
Промышленность
Популяция
При изложении учебного материала учащиеся используют данную блок-схему, при
этом они должны изложить материал в той последовательности, в какой она отражена в
блок-схеме.
Таким
образом,
составляется
полный
развернутый
ответ,
при
этом
учитывается количество слов связывающих опорные термины. На начальном этапе по
каждой теме развернутый ответ слабого учащегося должен составлять не менее 30-40
связывающих слов. При повторении и на последующих уроках до 60.
Общими
требованиями
при
изучении
материала
по
блокам
являются:
отбор
главного материала, ее ключевые термины, слова, раскрывающие смысл данной темы или
Среда обитания
Численность
Пища
Формы
Внутривидовая
Неблагоприятная
Наследственность
Изменчивость
Приспособленность к среде обитания
Ареал
Борьба за существование
Относительна
я
Естественный отбор
Благоприятная
Условиям среды
Движущая сила
микроэволюции
Сохранение вида
Численность
Межвидовая
Величина
-
+
+
-
Многообразие
видов
Миграци
я
Среда
Образование
новых видов
раздела, повторение на основе блок-схемы; многократное повторение опорного материала
в изменяющихся и усложняющихся вариантах; применение звеньевой системы в учебной
деятельности как на уроке, так и при подготовке к занятиям; учет и оценка труда каждого
учащегося, проведение анализа работ.
Также в блок-схемах могут быть отражены и материалы из других разделов, а также
межпредметные связи с другими предметами для раскрытия цели изучения и применения
полученных
знаний.
Таким
образом,
данный
способ
способствует
получению
необходимого
исходного
уровня
знаний,
способов
учебной
деятельно сти,
интеллектуальному
развитию,
как
условие
овладения
новым
учебным
материалом
и
положительного отношения к процессу учения.
Обучающая самостоятельная работа.
Совершенствование
методики
преподавания
и
методов
обучения
неразрывно
связано
с
вопросами
развития
самостоятельности
учащихся.
Именно
в
развитии
самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего учебного процесса,
повышения его эффективности.
Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что
она играет весомую роль в повышении уровня развития учащегося, а также в подготовке к
дальнейшей трудовой деятельности. К развитию самостоятельности можно отнести и
письменные самостоятельные работы. Письменные самостоятельные работы по своему
основному
дидактическому
назначению
можно
разделить
на
два
вида:
обучающие
и
контролирующие. Обучающие работы направлены на формирование знаний, во время
которых учащиеся должны усвоить новые понятия, раскрыть его признаки, определить
связь с ранее известными понятиями.
Многолетний опыт показывает, что у учащихся после окончания основного курса
общеобразовательной школы, знания по основным разделам биологии непрочны, есть
некоторая неясность мысли, нечеткость суждения, неточность в воспроизведении тем.
Чтобы самостоятельная работа с учебным материалом стала достоянием ученика, чтобы
он мог ими оперировать в ходе учебного процесса, задания должны быть не только
понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти, это и является основным условием
для последовательного, логического изложения темы при устном ответе. Проведение
самостоятельной работы с учебным материалом проводится в два этапа. Первый этап
заключается во внимательном ознакомлении учебного материала и выделении ключевых,
основных слов (терминов). Во втором этапе учащиеся объединяют эти слова в единую
схему-блок в определенной последовательности и логическим осмыслением для устного
изложения материала. К примеру, тема «Экологическая система» изучаемая в разделе
«Экология» рассчитана на 15-20 минут (см.рис.3).
В ходе самостоятельной работы учащиеся способны выделить следующие слова-
термины:
1.
Растения, животные, микроорганизмы;
2.
Взаимосвязь, экосистема, биогеоценоз;
3.
Автотрофы, гетеротрофы, сакрофаги;
4.
Продуценты, консумсенты, редуценты;
5.
Видовое разнообразие, плотность, биомасса. Среда.
6.
Пищевая цепь. Круговорот веществ, энергии.
Рисунок 3
Круговорот веществ
Круговорот энергии
Следует
учесть,
что
выстраивание
схемы
для
устного
изложения
материала
у
учащихся бывает различным, но в ходе изложения учащимися материала, они способны
Экологическая система
Автотрофы
Гетеротрофы
продуценты
Биогеоценоз
животны
е
Растения
ч
микроорганизмы
Пищевая
связь
среда
Сакрофаги
Консументы
Редуценты
Видовое
разнообразие
плотность
биомасса
травоядные
Плотоядны
е
сравнивать свою работу с другими и скорректировать свою схему для ответа. После
многократной
работы
с
учебным
материалом,
по
разным
темам
урока,
у
учащегося
«вырабатывается» свой стиль работы, понятный ему для успешного изложения. Такой
подход является главным фактором в работе с учебным материалом, потому что при
положительном
усвоении
такого
способа
изучения
материала
«вырабатывается
своеобразный «рефлекс» который в последствии будет применяться на других уроках в
зависимости от профиля: химия, физика, география и.т.д.
Контролирующая самостоятельная работа.
Контролирующие самостоятельные работы необходимо проводить после логически
завершенных
циклов
учебного
материала,
что
дает
возможность
проверить
степень
усвоения нового материала учащимися на каждом из этих циклов. Очевидно, что форма
контроля
и
структура
заданий
определяются
с
целью
и
характером
знаний,
которые
должны
быть
достигнуты
учащимися.
Такие
проверки
могут
быть
и
письменными
Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных
этапах усвоения изучаемого материала, что дает возможность несколько раз получить
информацию
об
усвоении
темы.
С
этой
целью
проводить
различного
рода
контролирующие
работы.
Такую
работу
можно
разделить
на
следующие
виды:
проверочные, контрольные, обзорные и итоговые. Каждый из видов контролирующих
работ имеет свои особенности.
Для обеспечения систематического контроля по усвоению темы или раздела на
уроках биологии эффективными являются проверочные самостоятельные работы, они
рассчитаны
на
5-10
минут
и
проводятся
в
форме
тестов.
Тестовые
задания
удобно
использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля,
при
изучении
учебного
материала.
Тесты
должны
удовлетворить
следующим
требованиям:
1.
Валидность (или адекватность целям проверки).
При
составлении
задания
выделяются
существенные
и
несущественные
признаки
элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Если
учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не
формальные, то задание отвечает критерию валидности.
2.
Определенность.
Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание
считается определением.
3.
Простота.
Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем
простоты является скорость выполнения задания.
4.
Однозначность.
Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.
5.
Разнотрудность.
При
составлении
тестов
в
нескольких
вариантах,
разнотрудность
определяется
стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие
все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Тесты
можно проводить на каждом уроке по пройденным темам и разделам перед изложением
нового материала, или в ходе урока для проверки степени усвоения темы. Очень важно
использование
тестовых
заданий
по
ЕГЭ,
они
применяются
на
уроках
биологии
систематически с использованием тестовых заданий по ЕГЭ за 2011-12 учебный год. К
примеру по теме «Экологические системы» применялся проверочный тест (см.табл.1).
При правильном и полном ответе учащийся получает максимальный балл – 8.
Таблица 1
Экологические системы
Ответы
Вопросы
Баллы за
правильный ответ
1. Автотрофы
2. Гетеротрофы
3. Редуценты
4. Сапрофаги
5. Продуценты
6. Консументы
1.
В
каких
организациях
солнечная
энергия
преобразуется в энергию химических связей?
2. С участием каких форм возможен круговорот
веществ в природе?
3.
Между
какими
формами
живых
организмов
существует пищевой баланс?
4.
Правильно
ли
выражение:
Консуместы
не
зависят от продуцентов и факторов среды?
5. Для какой формы характерен фотосинтез?
2 балла
2 балла
1 балл
2 балла
1 балл
Таким образом, тестовые задания обеспечивают возможность объективной оценки
знаний и умений учащихся по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто
из
учащихся
не
овладел
программным
материалом,
или
находится
на
минимальном
уровне, а кто из учащихся не только овладел полностью необходимыми знаниями, но
может применять их в новых ситуациях. Такие задания должны обеспечивать проверку
знаний и умений на трех уровнях: узнавание и воспроизведение, применение в новой
ситуации или творческое применение.
Данная дифференциация требований к учащимся с использованием достижения
всеми учащимися обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки
слабых
учащихся,
обеспечивая
их
посильной
работой
и
формируя
положительное
отношение к учебе. При учебной нагрузке 60-70 часов всего курса обучения на уроках
биологии применяется 30-45 тематических тестов.
Главным стимулирующим фактором в активизации учебной деятельности учащихся
является
оценка.
Урок
биологии
в
основном
многоэтапный
и
учебная
деятельность
учащегося фиксируется на каждом этапе. На каждом этапе с учетом дифференцированного
подхода к учащимся выводятся баллы (см.табл.2).
Таблица 2
1
2
3
тест
Работ а
по
бл о к - с хе м е ,
составленной
учителем
на
доске (новая тема).
Устное изложение по данной
теме учащимися.
2-5 баллов
1 балл + баллы, набранные в
ходе изучения новой темы.
2-3 балла
Блок-схема
составляется
учителем
в
ходе
изложения
новой
темы
с
активным
участием самих учащихся, использующих ранее изученные взаимосвязанные материалы.
При активной работе они способны набрать до 5 баллов. Этот этап урока способствует
повышению мотивации, интереса у учащихся.
Устное изложение по данной теме проводится индивидуально в ходе выполнения
самостоятельной работы всего класса. Охват опроса выполняется в пределах 80% - 90%
разбивая данную тему на части. Часть - один, вторую часть -второй. В ходе работы по
пунктам 1,2,3 набирают в среднем 5-10 баллов (см.табл.3).
Таблица 3
4
5
Самостоятельная
работа
с
учебным
материалом (составление блок-схемы).
Устное
изложение
темы
самостоятельной
работы.
2-3 балла
2-5 баллов
По разделу 4-5 в среднем набирают от 4 до 8 баллов. В целом за урок при хорошей
работе до 20 баллов. Главная задача учащихся набрать максимальное количество баллов в
течении I – полугодия, II – полугодия. В итоге по набранным баллам выставляется оценка
за полугодие, годовая или итоговая (см.табл.4).
Таблица 4
Критерии оценки по набранным баллам за I полугодие
менее 150
от 150-250
от 250-300
от 300-400
2
3
4
5
По данным критериям выводятся оценки за II полугодие, далее годовые оценки.
Такая система выгодна тем, что независимо от пропуска уроков (по болезни, дежурство
и.т.д.) путем домашней самостоятельной работы учащиеся смогут пополнить свое баллы.
Диаграмма 1
Показатели учебной деятельности за 2010-11 учебный год
Любая форма и методы обучения в изучении нового материала эффективны, если
дают
положительный
результат.
Многолетний
опыт
показывает,
что
данный
метод
обучения,
применяемый
на
уроках
биологии,
способствует
повышению
мотивации,
интереса к изучению данного предмета, помогает излагать изучаемый материал устно, в
логической последовательности.
Использованная литература
1. «Самостоятельная работа на уроках биологии», М.Р.Леонтьева. Москва, изд-во
«Просвещение» 2001 г.
2. «Активизация познавательной деятельности учащихся», О.Б.Епищева. Москва,
изд-во «Просвещение» 2005 г.
3. «Справочник для поступающих в ВУЗы», Габриелян О.С.,2010 г.
4. «Биология в школе», №6, 2010 г.