Автор: Никишенко Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 17"
Населённый пункт: Феодосия
Наименование материала: статья
Тема: "Борис Окуджава - писатель постмодернист"
Раздел: полное образование
Литература постмодернизма не признает границ. Писатель-реалист выступает в роли
искателя истины, которой он готов поделиться с читателем, который на сегодня готов
слушать.
Булат Окуджава – поэт, прозаик, драматург, признанный основоположник авторской
песни. В конце восьмидесятых он скажет: «Заехал к маме – умерла»,/ К отцу хотел – а он
расстрелян…». Окуджава смело рассказывает историю своей семьи, в которой он пытался
разобраться.
Он пытался разобраться не в биографии родителей, и даже не в судьбе и генезисе
поколения, - а в устройстве русского общества, во взаимной ненависти и непрерывной
борьбе двух составляющих его сил, в противостоянии культуры и дикости, в их взаимной
компрометации и через них в реальности девяностых.
Успех пришел к нему потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к
каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная
жизнь. Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига. Когда смелость и
парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-
доверительной информации.
Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается
последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции:
полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами, синий шарик
улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат представлен целым
«отечеством» и даже «религией». Земные Вера, Люба и Надя – Наденька превращаются в
символическую триаду Вера – Надежда – Любовь.
Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально
сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим
взглядом на возможность вмешательства в личности в историю.
Манера общения Окуджавы с читателями доверительно-исповедальная. Он не
выступает, а беседует, разговаривает. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «извините…» -
слова, выражения казалось бы необязательные. Но, возможно, именно с них начинает
устанавливаться в диалоге поэта со слушателями столь желанная атмосфера сердечности и
непринужденности. Говорит не торопясь, с оглядкой, с раздумьем, рассказывая читателям,
пользуясь почти домашней лексикой
Настоящее искусство Булата Окуджавы, постоянно набирая новые краски, уже
десятилетием служит людям. И будет служить – в силу высокого художественного таланта,
гуманизма и мудрости творца.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Все, что было его – ныне ваше.
«Упраздненный театр» (1993) – это дом, тепло домашнего очага, родственные связи. В
этой семейной хронике, посвященной родителям, писатель хотел «разобраться в
устройстве русского общества» и даже «в реальности девяностых». С блеском
разворачивает перед читателем метафору «театр» вечно воспроизводимого в российской
истории действа.
«Упраздненный театр» - о небесной родине.
Бегство – главный герой романа.
«Театр» отнюдь не утратил актуальности, а может, и приобрел дополнительную.
Стало ясно, что он упразднен.
«Упраздненный театр» - это роман о том, как люди с идеалами становятся убийцами и
жертвами; и о том, как люди без идеалов разделяют те же участь, так что лучше все-таки,
наверное, с идеалами. Честнее как-то: «Может, не выедешь победителем, но зато умрешь
как человек». История подчинила себе человека. Отменяя все личное, она уводила его из
Дома.
Театр истории кровав и для актеров, и для зрителей; русская история – именно театр,
где артистов, однако, вербуют из публики.
В романе «Упраздненный театр» одной из ключевых является проблема исторической
памяти. Именно этот голос заставляет авторов, а вместе с ними и их героев
восстанавливать разрушенные связи, соотносить частную, семейную историю с судьбой
своей страны.
Реалистическая литература развивается сегодня достаточно активно, однако стоит
признать, что она не является ведущей. Для постмодернизма существует лишь текст, за
пределами которого ничего нет, поэтому реальность текстуализируется. Автор уже не
творец, не драматург, он растворяется в тексте, становится его частью, стает участником
игры, понимает его законы.
Е.В.Никишенко,
учитель русского языка и литературы.