Напоминание

"Воспитание культуры поведения у детей старшего возраста"


Автор: Крылова Кристина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38"
Населённый пункт: г.Н.Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры поведения у детей старшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных

способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом

обществе,

он

сталкивается

с

множеством

проблем

и

трудностей.

Ему

нужно

научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо,

комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться.

А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят,

что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый

образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО

представлены целевые ориентиры, одни из которых

Ребёнок

обладает

установкой

положительного

отношения

к

миру,

к

разным

видам

труда,

другим

людям

и

самому

себе,

обладает

чувством

собственного

достоинства;

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сопереживать неудачам и со радоваться успехам

других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,

старается разрешать конфликты.

Ребёнок

способен

к

волевым

усилиям,

может

следовать

социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

в о

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила

безопасного поведения и личной гигиены.

Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном

этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Работая в подготовительной группе с детьми шести - семи лет, исходя из

наблюдений за поведением детей, мы отметили недостаток культуры поведения и

доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими

людьми в детском саду.

Поэтому важно, что изучение этой проблемы очень своевременно и актуально.

В

педагогическом

процессе

необходимо

использовать

комплекс

методов

нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержание, а также

возрастными возможностями детей.

Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию культуры поведения

детей старшего дошкольного возраста.

Основная

форма

работы

занятия

по

области

«Социально

коммуникативное развитие» с использования проблемно-игровых ситуаций.

Занятия по данной области проходят 6 раз в месяц по подгруппам, и 3 из них

отводится

нравственному

воспитанию

и

воспитанию

культуры

поведения.

Содержание занятий объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает

заинтересовать детей и включить их в деятельность.

В

содержание

всех

занятий

входят

игры,

упражнения,

направленные

на

воспитание

культуры

поведения

у

детей,

а

также

элементы

пальчиковой

гимнастики,

физкультминутки.

При

организации

деятельности

стараемся

обеспечить активное участие всех детей, а также выполняются индивидуальные

задания, работа в парах.

В как физкультминутку, в самостоятельной деятельности для обеспечения

баланса подбираем игры, которые дают детям возможность расслабиться, сбросить

накопившуюся

усталость,

напряжение,

приобрести

эмоциональную

и

поведенческую стабильность.

Использование слушания музыки на занятиях позволяет умерить слишком

возбужденных, и растормошить замороженных, урегулировать их поведение.

В конце занятий мы подводим итог деятельности группы в целом и отдельных

детей. Также привлекаем детей к взаимооценке и самооценке: «Как ты думаешь?»,

«Что тебе больше понравилось?» и т. д.

Мы

знакомим

детей

с

правилами

культуры

поведения

и

общения.

В

организованной

деятельности читали специальные рассказы, стихотворения,

организовывали

беседы,

рассматривали

иллюстрации. Чтение и обсуждение

произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети правильно

решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на

свои цели.

Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения

сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим

нарисовать наиболее запомнившиеся из рассказа.

Традиционно дети используют цвет, форму для передачи отношения к герою.

Очень любят дети индивидуальные беседы «с глазу на глаз» Беседуя с

детьми, побуждаем их думать и говорить. Задаем им вопросы, даем высказаться.

Это позволяет понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Они

высказывают свои предположения, чувства и отношения.

Широко используется чтение и анализ художественного произведений.

«Азбука вежливости» Л.Васильева-Гангус. Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не

сорвала цветок?», А. Барто «Помощница», и др. Литературный материал незаменим

в

воспитании

культуры

поведения

ребёнка,

поскольку

детям

легче

оценивать

поведение и поступки других, чем свои собственные.

Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо,

начали

рассуждать,

доказывать

свою

точку

зрения,

мы

стали

широко

использовать

упражнения

и

проблемные

ситуации

и

игры,

где

дети

закрепляют усвоенные правила поведения, дети совместно с нами разработали

разнообразные правила поведения: в группе, на прогулке, в игре. Эти правила

озвучены

детьми

и

в

последствии, наблюдали контролирование выполнения

правил самими детьми. Например, один раз Вася Д. обидел, толкнул Алину С.,

потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Васе и объясняли ему, что он

неправильно

поступил

«Ты

поступил,

как

невоспитанный

мальчик,

девочек

обижать

нельзя».

Причем

радует, что

дети

часто

на

агрессию

реагируют

словами, а не ответными грубыми действиями.

Как говорилось ранее, мы широко используем упражнения в организованной

деятельности и в повседневной жизни детей.

Приведем примеры упражнений:

Разошлись по группе - входит взрослый;

Сидят мальчики – входят девочки;

Дети идут на встречу друг другу - встреча с незнакомыми людьми;

Взрослый роняет предмет – дети подбирают его;

Ребенка посылаем

с поручением в другую группу – упражнение в

вежливых словах.

Взрослый загораживает дорогу – упражнение в вежливых словах.

В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.

Используем игры по методике телефонного разговора. Например: «Звонок на

работу маме», «разговор по телефону с другом», «звонок в стол заказов». Во время

таких

игр

у

детей

развивается

культура

общения

с

взрослыми,

сверстниками.

Например:

во

время

игры

«Кто

больше

знает

вежливых

слов?»

дети

активно

отвечают

на

вопросы

игры,

упражняются

в

произношении

вежливых

слов.

Овладевают умениями действовать по правилам. Стараемся также сами придумать

с детьми игры, например: прочитали сказку В. Катаева «Цветик - Семицветик»,

изготовили вместе с ними цветики, посоветовались, кто из них достоин такого

подарка, кто самый добрый, чуткий, отзывчивый. Подарили этим детям цветики

семицветики. Проводя игру, всячески поощряли детей, чьи желания были связаны

со стремлением позаботиться о друзьях, родителях, старых людях….

Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых

изображают

всё,

что,

видят

в

окружающей

жизни:

быт

и

труд

людей,

их

взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать

участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает

мама), лечат их (как врач), учат их в школе (как учительница), строят дома (как

строители)

Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет

способность

к

самовоспитанию;

он

намеренно

ведет

себя

так,

как

этого

требует роль.

Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать

правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою

карту

или

первым

придет

к

финишу).

Такие

игры

учат

участников

умению

действовать по правилу.

Коллективные дидактические игры помогают детям

преодолевать

развитие

упрямства,

нетерпеливости,

создают

условия

для

приобретения

детьми

навыков

выдержки

и

самообладания,

приучают

детей

к

сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по

кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.

Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь

набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.

Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по

сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам

водящим и т.п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка,

дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.

В

играх

парами лучше,

если

в

паре

с

активным

ребенком

будет

ребенок

застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как

выдержка,

сосредоточенность,

самоконтроль,

необходимые

для

становления

произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.

Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали

проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении

замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию

культуры поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и

упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на

НОД.

В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В

нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и

дети

называют

месяц,

день

недели

и

число.

Мы

интересуемся

здоровьем

и

настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем:

«Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.

В группе у нас есть коробочка, которая называется «Копилка добрых дел».

Мы складываем туда, написанные на листочках поступки детей. Если в начале года

мы спрашивали и обсуждали поступки, которые дети совершили дома. Потом

пришли

к

выводу,

что

некоторые

ребята

приукрашивают

свое

поведение,

придумывают добрые дела, что бы их похвалили.

То есть сознание детей и отношение к поведению было сформировано, но

не хватало практического опыта. Поэтому, мы в копилку стали собирать в конце

дня добрые поступки детей за время пребывания в группе. После проведенной

работы, дети стали активно выделять хорошие поступки. Отмечали они также и

плохое поведение. И если вначале дети не всегда могли дать объективную оценку

поступков,

особенно

отрицательных,

то

впоследствии,

после

чтения

художественных произведений, бесед, наблюдений, обсуждений ситуаций («кто

прав и кто не прав», «как бы ты поступил?» и т.д.), дети стали ориентироваться в

своём поведении и в поведении своих сверстников на основе известных правил,

опыта

поведения

и

эмоций,

дети

стали

активнее

в

обсуждении

поступков,

поведения, их оценки стали объективнее.

Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в

отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации

взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить

завязывать шнурки, навести порядок).

Таким

образом,

организуя

различную

деятельность

детей,

мы

имеем

возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить

знания и моральные представления, чувства и отношения.



В раздел образования