Напоминание

"Зимние чудеса"


Автор: Трифонова Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа№2107" ДО "НА Мещанской"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по сказкотерапии в подготовительной группе.
Тема: "Зимние чудеса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по сказкотерапии в

Подготовительной группе:

«Зимние чудеса»

Подготовила:

Педагог-психолог

ГБОУ «Школа №2107»

ДО «На Мещанской»

Трифонова Т.А.

Москва 2017 год.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире

и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать

вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке),

которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему,

актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных

ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные

метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Цель занятия:

развитие вербального и невербального воображения,

включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование:

настольный театр по сказке про паучка,

Клубок ниток,

музыкальное сопровождение,

(сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».),

светотехническое оборудование.

Ход занятия

Вступительная часть

Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.

Психолог:

-Добрый день, дети (дети здороваются). К нам сегодня пришло много гостей, давайте

повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).

Слышите, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Вы

готовы к путешествию? Тогда, давайте успокоимся, возьмемся за руки и отправимся в

путь. В сказку можно попасть через волшебный тоннель. А вот и он! (дети проходят через

волшебный тоннель)

Где же мы с вами оказались?

(Ответы детей )

Основная часть

Пальчиковая гимнастика

«Снежный ком»: конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

Психолог:

-«Представим, ребята, что мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали

ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»

Взяли дети белый ком,

Лепить будем

снежный дом,

Мы польем его водой,

домик будет ледяной,

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

(на первые строчки - имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью,

четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок,

затем нарисовать в воздухе ладонями домик).

Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

-« Мы построили снежный домик для маленького героя нашей сказки, с которым

произошли настоящие зимние чудеса на волшебной сказочной поляне…»

Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).

- « Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик), звонко, как в морозный ясный день

зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных

санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»

Слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания,

сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Сказка про Паучка, который не умел плести паутинку

Жил-был Паучок, который не умел плести паутинку.

- Как не умел? – спросите вы.

А так, не умел, и всё.

Целое лето пытался Паучок научиться этому ремеслу. Но всё тщетно!

Вот уже осталось позади бабье лето с его тёплыми деньками… Настала промозглая

осень.

Паутина дождей затянула родной лес.

- Даже дожди умеют плести паутину, - грустил Паучок. – А я так и не научился.

Как-то весь вечер дул морозный ветер, срывая с деревьев последние листочки.

А наутро всё вокруг стало белым-бело.

- Какая красота! – воскликнул Паучок, выбегая из своего домика.

Все деревья были убраны в белоснежные ажурные шали.

Даже маленькая Ёлочка, у ствола которой приютился его домик, красовалась в дивной

обнове.

- Ёлочка, а, Ёлочка! – обратился Паучок к Ёлочке. – Откуда у тебя такая красивая шаль?

- Рукодельница Зима подарила, – ответила Ёлочка.

- А где рукодельница Зима взяла такую ажурную шаль? – не успокаивался Паучок.

- Сама сплела, – ответила Ёлочка.

- Вот и Зима умеет плести кружевную паутину, а я так и не научился, - вздохнул Паучок,

и чуть было не заплакал.

- Не горюй, малыш! - принялась успокаивать его Ёлочка. – У тебя ещё всё впереди. А

хочешь, можешь рукодельницу Зиму попросить, она научит.

- А где найти эту рукодельницу? – оживился Паучок.

- Найти её непросто. – ответила Ёлочка. - Зима не сидит на месте. Уж слишком много у

неё работы. Владения большие. Все ждут подарков. Кому шапку снеговую подарит, кому

шаль ажурную, а кому плед белоснежный, чтоб в мороз не замёрз… А реки-то, реки! В

хрусталь нарядит! Ночью серебром притрусит.

Ждать её надо?. Сама придёт. Ты сиди у окошка и жди. Как увидишь хоровод снежинок,

как услышишь пение вьюги, значит, рукодельница Зима близко. Выбегай встречать.

Поблагодарил Паучок Ёлочку и пошёл в дом, рукодельницу Зиму поджидать.

Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?

Психолог:

-«А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог

научиться плести паутинку…»

На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение

продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для

разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

Психолог:

-« У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного

варианта окончания сказки), вы смогли помочь паучку научиться плести паутинку …»

Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и

осознанию проблемной ситуации:

Проблемное поле сказки: « я не умею делать значимые для меня функции».

Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.

Действия, необходимые герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.

1.

Почему грустил наш Паучок?

2.

Кто был другом Паучка?

3.

Какой совет дала Елочка Паучку?

4.

Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего

ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).

5.

Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?

6.

И т.д.

Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках:

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Мудрым ни кто не родился, а научился.

Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

Игра «Волшебная паутинка».

Я предлагаю вам попробовать сплести паутину как наш паучок из сказки.

Для этого нам необходимо встать в круг.

Я обматываю указательный палец левой руки концом нити из мотка и передаю его

стоящему рядом с вами…со словами «Я рад(а) тебя видеть».Таким образом, моток ниток

движется по кругу, образуя канву нашей паутины.

И вот моток вернулся ко мне.

А теперь передавать моток любому кому захотите, при этом произнося добрые пожелания.

Заключительная часть занятия

Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться в детский сад, а значит, пора

покидать сказочную страну. Пройдем через волшебный тоннель и окажемся снова в

детском саду. Мы с вами вернулись и пора заканчивать наше занятие. Давайте

попрощаемся с нашими гостями ...

Итог:

Как итог, позволяющий закрепить эффект сказкотерапевтического занятия, детям дается

домашнее задание по сказке: рассказать свою версию сказки маме, нарисовать

иллюстрации по сказке. На этом этапе работы важна совместная деятельность ребенка и

родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировосприятия ребенка, создать

отношения эмоционального контакта с ребенком.

Литература по данной теме:

1.

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж:

Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

2.

Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.

3.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

6.

Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия

развития,2006.

7.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.



В раздел образования