Автор: Матушкина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированног вида№ 10 г Шебекино Белгородской области"
Населённый пункт: г.Шебекино, Белгородской области.
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: "Лэпбук как средство формирования экологических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Лэпбук как средство формирования экологических представлений
у дошкольников»
Подготовила:
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад
комбинированного вида №10
г.Шебекино Белгородской области"
Шебекино, 2016г.
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
Цель мастер-класса:
- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере
новых форм организации образовательной деятельности, использования ее в
процессе развития экологических представлений у дошкольников;
- повышение профессионального мастерства педагогов.
Оборудование: листы
для
педагогов,
ручки,
фишки
по
количеству
участников, кармашки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о
новых
формах
организации
образовательной
деятельности
в
проце ссе
формирования экологических представлений у дошкольников.
Дошкольное
детство
-
начальный
этап
становления
человеческой
личности, период закладывания основ личностной культуры, в том числе и
экологической. Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей
культуры
личности
детей,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок
учебной деятельности.
-Уважаемые коллеги! Что же является главной целью экологического
воспитания?
(Главная
цель
экологического
воспитания
-
это
создание
условий
для
формирования
основ
экологической
культуры
младших
дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного
отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части
природы.)
-Что является ведущим видом деятельности дошкольника? Правильно,
игра. Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания
является развивающая предметно - пространственная среда, при создании
которой я учитываю требования ФГОС ДО.
Игры на экологическую тему
являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей
природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о
последовательной
смене
сезонов
и
об
изменениях
в
живой
и
неживой
природе.
Реализация ФГОС ДО ставит перед воспитателем поиск новых идей,
подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и
соответствовали
бы
их
возрасту
и
наиболее
эффективно
решали
образовательные, педагогические и воспитательные задачи. Одной из новых
форм организации
образовательной д е я т е л ь н о с т и
д л я
р а з в и т и я
познавательной активности детей и развития самостоятельности является
лэпбук.
В
дословном
переводе
с
английского
«Лэпбук»
(lapbook)
значит
«наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Такое пособие представляет
собой
папку,
которую
удобно
располагать
на
коленях
для
просмотра
ее
содержимого.
Лэпбук
отвечает
требованиям
ФГОС
ДО
к
развивающей
предметно-
пространственной среде:
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами;
является
средством
художественно-эстетического
развития
ребенка,
приобщает его к миру искусства;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Уважаемые
коллеги,
представляю
вашему
вниманию
лэпбук
экологической направленности «В городском парке». Он представляет собой
папку, в которой имеются кармашки с собранной информацией по теме.
Дидактическое пособие «Лэпбук «В городском парке» предназначено для
детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно
использовать с детьми старшего дошкольного возраста.
Данное
пособие
является
средством
развивающего
обучения,
предполагает
использование
современных технологий: технологии организации коллективной творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий,
технологии
проектной
деятельности, игровых технологий.
Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и
растительном
мире
городского
парка,
правилах
поведения
в
парке,
его
интересных местах.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о растительном мире парка,
его обитателях, правилах поведения.
Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.
Учить объяснять правила поведения в парке в соответствии с ситуацией на
картинке.
Систематизировать знания детей о птицах, животных, насекомых парка.
Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному
слову.
Воспитывать культуру поведения в парке, внимание, любовь к природе,
заботливое
отношение
к
животным,
птицам,
положительные
качества
характера, интерес и любовь к природе родного края.
Содержание лэпбука:
Дидактическая игра «С какой ветки детки?» направлена на закрепление
знаний детей о деревьях, их внешних отличиях и представляет собой
карточки с изображением деревьев (клен, сосна, береза, рябина) и двумя
пустыми окошками, в которые надо подобрать лист и плод каждого дерева.
Дидактическая игра «Где мой домик?» направлена на закрепление знаний
детей о том, где живут белка, муравей, птицы, еж и представляет игровое
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
поле с кармашками-домиками и изображениями животных и насекомых,
прикрепленных на ниточки.
Фотоматериалы «Прогулка по парку» для развития внимания, памяти и
закрепления знаний дошкольников об интересных местах.
Книжка-гармошка
«Полезные
растения»
для
закрепления
и
изучения
полезных растений, произрастающих в парке.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа» для изучения предметов
живой
и
неживой
природы,
состоит
из
картинок
живой
и
неживой
природы, которые необходимо распределить на две группы.
Дидактическая
игра
«Правила
поведения
в
парке»
с
картинками,
изображающими
правильное
и
неправильное
поведение
в
парке,
для
развития речи.
Паззлы «Птицы нашего парка» - разрезные картинки с изображением
птиц, обитающих в городском парке.
Раскраски и игры по теме.
Рекомендации по использованию.
Дидактическое пособие «Лэпбук «В городском парке» рекомендуется
использовать
воспитателям
дошкольного
учреждения
в
индивидуальной
работе
с
детьми
4-5
лет,
в
самостоятельной
и
игровой
деятельности.
Предназначено
для
подгрупповой
и
индивидуальной
работы
в
группе
детского сада. Это хороший способ закрепить тему по изучению правил
поведения в парке, систематизировать знания о деревьях парка, животных
парка,
осмыслить
содержание,
провести
исследовательскую
работу,
в
процессе
которой
ребенок
участвует
в
поиске,
анализе
и
сортировке
информации.
Пособие
многофункциональное,
трансформируемое,
мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Значение лэпбука для дошкольников:
способствует пониманию и запоминанию информации по теме,
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и
организации информации по теме,
способствует повторению и закреплению материала по теме.
-Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам попробовать совместно или
самостоятельно
«составить»
лэпбук
на
экологическую
тему
(педагоги
самостоятельно или в группах разрабатывают лэпбук на экологическую тему,
используя
памятку
и
шаблон
с
описанием
всех
компонентов
будущего
лэпбука). На экране - рекомендации по созданию лэпбука.
Создание лэпбука
1.
Определитесь с темой будущего лэпбука.
2.
После того, как вы определились с темой, составьте план будущего
лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание
наших мини-книжечек.
3.
Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-
нибудь открывающуюся коробочку и т.д.
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
4.
Выберите
материалы,
которые
вы
разместите
в
кармашках
каждой
подтемы.
Подведение итогов.
После завершения работы, педагоги представляют свои лэпбуки.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного
мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек,
который соответствует вашему мнению.
Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина - мне это не нужно, выброшу. Спасибо за внимание!
Желаем
вам
успехов
в
воспитании
бережного
и
ответственного
отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!
Матушкина Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"
Лэпбук «____________________________________________________»
Цель:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задачи:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание лэпбука:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Рекомендации по использованию.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Значение лэпбука для дошкольников
.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________