Напоминание

"Лэпбук как средство формирования экологических представлений у дошкольников"


Автор: Матушкина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированног вида№ 10 г Шебекино Белгородской области"
Населённый пункт: г.Шебекино, Белгородской области.
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: "Лэпбук как средство формирования экологических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

«Лэпбук как средство формирования экологических представлений

у дошкольников»

Подготовила:

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад

комбинированного вида №10

г.Шебекино Белгородской области"

Шебекино, 2016г.

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Цель мастер-класса:

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере

новых форм организации образовательной деятельности, использования ее в

процессе развития экологических представлений у дошкольников;

- повышение профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: листы

для

педагогов,

ручки,

фишки

по

количеству

участников, кармашки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о

новых

формах

организации

образовательной

деятельности

в

проце ссе

формирования экологических представлений у дошкольников.

Дошкольное

детство

-

начальный

этап

становления

человеческой

личности, период закладывания основ личностной культуры, в том числе и

экологической. Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей

культуры

личности

детей,

развития

их

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности,

самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок

учебной деятельности.

-Уважаемые коллеги! Что же является главной целью экологического

воспитания?

(Главная

цель

экологического

воспитания

-

это

создание

условий

для

формирования

основ

экологической

культуры

младших

дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного

отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части

природы.)

-Что является ведущим видом деятельности дошкольника? Правильно,

игра. Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания

является развивающая предметно - пространственная среда, при создании

которой я учитываю требования ФГОС ДО.

Игры на экологическую тему

являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей

природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о

последовательной

смене

сезонов

и

об

изменениях

в

живой

и

неживой

природе.

Реализация ФГОС ДО ставит перед воспитателем поиск новых идей,

подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и

соответствовали

бы

их

возрасту

и

наиболее

эффективно

решали

образовательные, педагогические и воспитательные задачи. Одной из новых

форм организации

образовательной д е я т е л ь н о с т и

д л я

р а з в и т и я

познавательной активности детей и развития самостоятельности является

лэпбук.

В

дословном

переводе

с

английского

«Лэпбук»

(lapbook)

значит

«наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Такое пособие представляет

собой

папку,

которую

удобно

располагать

на

коленях

для

просмотра

ее

содержимого.

Лэпбук

отвечает

требованиям

ФГОС

ДО

к

развивающей

предметно-

пространственной среде:

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с

участием взрослого как играющего партнера);

обладает дидактическими свойствами;

является

средством

художественно-эстетического

развития

ребенка,

приобщает его к миру искусства;

вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

Уважаемые

коллеги,

представляю

вашему

вниманию

лэпбук

экологической направленности «В городском парке». Он представляет собой

папку, в которой имеются кармашки с собранной информацией по теме.

Дидактическое пособие «Лэпбук «В городском парке» предназначено для

детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно

использовать с детьми старшего дошкольного возраста.

Данное

пособие

является

средством

развивающего

обучения,

предполагает

использование

современных технологий: технологии организации коллективной творческой

деятельности,

коммуникативных

технологий,

технологии

проектной

деятельности, игровых технологий.

Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и

растительном

мире

городского

парка,

правилах

поведения

в

парке,

его

интересных местах.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о растительном мире парка,

его обитателях, правилах поведения.

Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.

Учить объяснять правила поведения в парке в соответствии с ситуацией на

картинке.

Систематизировать знания детей о птицах, животных, насекомых парка.

Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному

слову.

Воспитывать культуру поведения в парке, внимание, любовь к природе,

заботливое

отношение

к

животным,

птицам,

положительные

качества

характера, интерес и любовь к природе родного края.

Содержание лэпбука:

Дидактическая игра «С какой ветки детки?» направлена на закрепление

знаний детей о деревьях, их внешних отличиях и представляет собой

карточки с изображением деревьев (клен, сосна, береза, рябина) и двумя

пустыми окошками, в которые надо подобрать лист и плод каждого дерева.

Дидактическая игра «Где мой домик?» направлена на закрепление знаний

детей о том, где живут белка, муравей, птицы, еж и представляет игровое

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

поле с кармашками-домиками и изображениями животных и насекомых,

прикрепленных на ниточки.

Фотоматериалы «Прогулка по парку» для развития внимания, памяти и

закрепления знаний дошкольников об интересных местах.

Книжка-гармошка

«Полезные

растения»

для

закрепления

и

изучения

полезных растений, произрастающих в парке.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа» для изучения предметов

живой

и

неживой

природы,

состоит

из

картинок

живой

и

неживой

природы, которые необходимо распределить на две группы.

Дидактическая

игра

«Правила

поведения

в

парке»

с

картинками,

изображающими

правильное

и

неправильное

поведение

в

парке,

для

развития речи.

Паззлы «Птицы нашего парка» - разрезные картинки с изображением

птиц, обитающих в городском парке.

Раскраски и игры по теме.

Рекомендации по использованию.

Дидактическое пособие «Лэпбук «В городском парке» рекомендуется

использовать

воспитателям

дошкольного

учреждения

в

индивидуальной

работе

с

детьми

4-5

лет,

в

самостоятельной

и

игровой

деятельности.

Предназначено

для

подгрупповой

и

индивидуальной

работы

в

группе

детского сада. Это хороший способ закрепить тему по изучению правил

поведения в парке, систематизировать знания о деревьях парка, животных

парка,

осмыслить

содержание,

провести

исследовательскую

работу,

в

процессе

которой

ребенок

участвует

в

поиске,

анализе

и

сортировке

информации.

Пособие

многофункциональное,

трансформируемое,

мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Значение лэпбука для дошкольников:

способствует пониманию и запоминанию информации по теме,

способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и

организации информации по теме,

способствует повторению и закреплению материала по теме.

-Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам попробовать совместно или

самостоятельно

«составить»

лэпбук

на

экологическую

тему

(педагоги

самостоятельно или в группах разрабатывают лэпбук на экологическую тему,

используя

памятку

и

шаблон

с

описанием

всех

компонентов

будущего

лэпбука). На экране - рекомендации по созданию лэпбука.

Создание лэпбука

1.

Определитесь с темой будущего лэпбука.

2.

После того, как вы определились с темой, составьте план будущего

лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание

наших мини-книжечек.

3.

Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-

нибудь открывающуюся коробочку и т.д.

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

4.

Выберите

материалы,

которые

вы

разместите

в

кармашках

каждой

подтемы.

Подведение итогов.

После завершения работы, педагоги представляют свои лэпбуки.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного

мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек,

который соответствует вашему мнению.

Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу. Спасибо за внимание!

Желаем

вам

успехов

в

воспитании

бережного

и

ответственного

отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!

Матушкина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Лэпбук «____________________________________________________»

Цель:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание лэпбука:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Рекомендации по использованию.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Значение лэпбука для дошкольников

.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________



В раздел образования