Автор: Белова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Берёзка", филиал Детского сада "Светлячок"
Населённый пункт: город Заводоуковск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка, конспект зимней прогулки
Тема: "Снег кружится, летает, летает"
Раздел: дошкольное образование
Конспект прогулки в подготовительной группе
«Снег кружится, летает, летает»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега.
Задачи:
Продолжать
формировать
знания
о
времени
года,
его
основных
признаках;
развивать
логическое
мышление,
умение
делать
выводы;
воспитывать
умение
взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг
другу, вызвать желание помочь деревьям перезимовать зиму.
Оборудование: лупы, палки для измерения глубины снега, 2 пластиковые бутылочки с
водой, лопатки, 3 обруча.
Ход прогулки:
Прошу в круг всех встать, за руки друг друга взять!
Друг на друга посмотрите и улыбки подарите!
Будьте внимательными и наблюдательными!
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Дети: Снег.
Воспитатель: - Правильно ребята это снег.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Воспитатель: - А сейчас возьмите снег ладошкой и попробуйте его сжать. Получился у вас
снежок? (В зависимости от результата сделать вывод: тепло - снег липкий, холодно – снег
сухой.) Из мокрого снега хорошо лепить - сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя -
сухой снег в морозную погоду скрипит, это ломаются снежинки.
Дидактическая игра «Назови какой?»
Цель:
закрепить
умение
детей
подбирать
определения,
соответствующие
данному,
явлению.
Воспитатель: Ребята, назовите свойства снега, какой он?
Дети: холодный, колючий, белый, пушистый, блестящий…
Воспитатель: А откуда падают снежинки
Дети: из облака.
Воспитатель: Да, снег, как и дождь, идет из облака, только из снегового. А когда падает
много-много снега, кажется, что с неба летит пух. Может, кто-то знает, как называется это
красивое явление?
Дети: снегопад.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим снег поближе.
Исследовательская
деятельность:
«Рассматривание
снега
с
помощью
лупы»
Самостоятельные выводы детей: - снег состоит из снежинок, снежинки между собой
сцеплены
лучиками.
Между
снежинками
есть
пространство
заполняемое
воздухом
(кислородом). Снежинки от тепла тают.
Воспитатель:
Я
предлагаю
вам
подуть
на
снежинку
на
варежке
и
посмотреть,
что
получится.
Подвижная игра: «Снег и лёд»
Цель:
развитие
у
детей
умения
выполнять
движения
по
сигналу.
Совершенствовать
двигательную активность детей.
Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит СНЕГ в это время
все игроки бегают-прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово «ЛЁД», в это
время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах, в которых на тот момент были).
Водящий
в
этот
момент
оборачивается,
и
смотрит
игрок,
который
не
шевелиться
выбирается водящим. Игра повторяется 4-5 раз.
Воспитатель: - А как вы думаете, снег-это хорошо или плохо? Давайте сначала подумаем,
чем плох снег?
Дети: холодный, могут замерзнуть руки, если без варежек играть в снежки, от снега
сыреет одежда и обувь, если его есть может заболеть горло, по снегу неудобно идти,
заметает дороги-не проехать, нет корма для птиц, его заметает снегом…
Воспитатель: - А чем же хорош снег?
Дети: можно играть в снежки, красиво, когда деревья в снегу, хорошо кататься на лыжах,
санках, на улице чисто, можно лепить снеговика, можно сделать горку и кататься на ней…
Воспитатель: - А сейчас мы с вами измерим глубину снега в разных местах.
Исследовательская
деятельность:
«Измерение
глубины
снега»
(дети
группами
измеряют глубину снега в разных местах участка)
Воспитатель: Посмотрите на деревья, какие они?
Дети: Они без листьев.
Воспитатель: Да, зимой деревья отдыхают, набираются сил. Но почему же они не мерзнут?
Оказывается, снег может сохранять тепло. Чем больше снега под деревом, тем ему теплее.
Попробуем в этом разобраться.
Опыт
«Защитные
свойства
снега» У
меня
в
руках
2
пластиковые
бутылочки,
наполненные теплой водой. Можете убедиться сами. (дети трогают бутылочки руками).
Одну бутылочку мы оставим на видном месте, а другую закопаем в снег. В конце прогулки
проверим, какая бутылочка теплее. (дети помогают воспитателю присыпать бутылочку
снегом).
Тихо – тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой…
Трудовая деятельность:
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь деревьям не замёрзнуть?
Дети: Сгрести снег к стволу дерева. (дети берут лопатки и утепляют снегом деревья)
Воспитатель: Ребята,
рыхлый
снег
лучше
сохраняет
тепло,
поэтому
его
не
нужно
притаптывать или прихлопывать лопаткой.
- Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились, все деревья на нашем участке хорошо
утеплены. Я предлагаю вам поиграть в игру.
Подвижная игра «Снежинки»
Цель: Развитие общей моторики.
Правило игры: Дети превращаются в снежинок. У 3-х детей в руках обруч. По сигналу
«Снежинки кружатся, летают» - все дети бегают, кружатся. Дети с обручем стараются
образовать самую большую и красивую снежинку. Для этого им надо поймать обручем как
можно больше ребят – «снежинок». Тот ребёнок кого поймали, тоже берётся за обруч и
уже вместе с тем, кто его поймал, ловит других детей. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, мы с вами так разыгрались, что не заметили, как прошло время, и
нам с вами нужно возвращаться в группу.
- Но что же мы с вами забыли сделать?
Дети: Достать из снега бутылочку
Воспитатель: Конечно, нам нужно сравнит в какой
из бутылочек вода теплее. (дети
достают бутылочку из снега)
Самостоятельные
выводы
детей: Самая
холодная
вода
в
бутылочке,
стоявшей
на
поверхности сугроба. Чем глубже находится бутылочка с водой, тем теплее будет вода.
Воспитатель: Поэтому корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем
теплее растению.
Дети заходят в группу
В
группе
детского
сада
дети
совместно
с
воспитателем
обсуждают
прогулку.
Что
понравилось? Что запомнили?