Напоминание

Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования


Автор: Саченко Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №10
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: статью
Тема: Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные ориентиры в осуществлении

преемственности между ДОУ и начальной школой

в рамках реализации ФГОС дошкольного и

начального общего образования

1

СЛАЙД 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления представлена на

данном слайде.

СЛАЙД 2

Начну со слов Л. С. Выготского «Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

СЛАЙД 3

В соответствии с новым законом «Об образовании» общее образование

реализуется по 4 уровням.

В гл.2 ст.10 п.4 закона говорится, что дошкольное образование впервые

становится 1-м уровнем общего образования.

Введение

новых

Федеральных

Государственных

Образовательных

Стандартов

(ФГОС)

дошкольного

образования

является

важным

этапом

преемственности

деятельности

детского

сада

и

школы.

Введение

утвержденных

на

государственном

уровне

стандартов

образования

существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности

повышения качества образования в целостной системе.

СЛАЙД 4

Сегодня

понятие

преемственности

понимается

как

непрерывный

процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические

цели

для

каждого

возрастного

периода.

При

этом

дошкольная

образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей

ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его

дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по

содержанию

обучения

и

воспитания,

т а к

и по

методам,

приемам,

организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,

сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных

интересов и познавательной активности ребенка.

СЛАЙД 5

Одним

из

важнейших

нововведений

образовательных

стандартов

является создание в образовательной организации основной образовательной

программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в

содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов

является направленность основных образовательных программ:

– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры,

личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

–развитие творческих способностей, инициативы,

самосовершенствования;

2

– сохранение и укрепление здоровья детей.

СЛАЙД 6

Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного

образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии

преемственности

между

образовательными

областями

на

уровне

дошкольного и начального общего образования.

Как видно на слайде, пять образовательных областей, обозначенных в

ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы

основной образовательной программы начального общего образования.

СЛАЙД 7

Требования

Стандарта

к

результатам

освоения

о сновной

образовательной

программы

представлены

в

виде

целевых

ориентиров

дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социальные

и

психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе

завершения уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО говорит нам о том,

что основная задача детского сада заключается в формировании у детей

предпосылок

универсальных

учебных

действий,

которые

обеспечат

успешность обучения на последующих этапах образования.

В этом и есть

суть

преемственности

дошкольного

и

начального

общего

образования.

В

настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо

предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать

её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная

цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.)

ФГОС ДО

нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а

формирование умений учиться.

СЛАЙД 8

Важно

отметить

и

имеющиеся

принципиальные

отличия

ФГОС

дошкольного образования и ФГОС начального общего образования.

Результаты

освоения

ООП

ДО

сформулированы

как

целевые

ориентиры

и

не

подлежат

непосредственной

оценке,

не

являются

основанием для сравнения с реальными результатами детей.

Результаты

освоения

ООП

НОО:

личностные

(не

подлежат

индивидуальной

персонифицированной

оценке),

метапредметные

(универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат

промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

СЛАЙД 9

Для осуществления преемственности

в рамках ФГОС руководителю

необходимо построить отлаженную систему взаимосвязи между школой и

детским

садом.

В

нашей

детском

саду

разработан

и

реализуются

план

преемственности детского сада и школы, в котором определены основные

задачи сотрудничества ДОУ и школы;

3

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс

между детским садом, семьей и школой;

выработка

общих

целей

и

воспитательных

задач,

путей

достижения

намеченных результатов;

создание

условий

для

благоприятного

взаимодействия

всех

участников

воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и

родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и

социальных

ресурсов,

способствующих

преодолению

проблем

при

поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и

социальной деятельности детей.

В организации работы по преемственности между детским садом и школой

ключевым

моментом

является

формирование

умения,

учиться,

который

включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и

после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка

в более раннем возрасте.

СЛАЙД 10

Организация работы по преемственности осуществляется по трем

линиям:

- тесный контакт воспитателей и учителей;

- непосредственное сближение дошкольников и первоклассников;

- работа с родителями.

Формы осуществления преемственности:

СЛАЙД 11

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьной библиотеки;

знакомство

и

взаимодействие

дошкольников

с

учителями

и

учениками

начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах,

проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;

встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики

начальной и средней школы);

совместные

праздники

(День

знаний,

посвящение

в

первоклассники,

выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников,

и первоклассников;

СЛАЙД 12

2. Взаимодействие педагогов:

4

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков

в школе;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования

играет сотрудничество с родителями:

СЛАЙД 13

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

•вечера вопросов и ответов;

• анкетирование, тестирование родителей

• семейные вечера, тематические досуги;

СЛАЙД 14

Данные ежегодно проводимого мониторинга

адаптации

во

всех

учреждениях показывают, что в среднем у 85% первоклассников - высокий

уровень адаптации

к

школе,

у

15%

-

средний

уровень

адаптации,

а

дезадаптированных детей - нет.

СЛАЙД 15

Какими же качествами должен обладать выпускник-дошкольник и

выпускник – начальной школы?

Современный

национальный

воспитательный

иде ал: это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укорененный

в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

Перед нами поставлена цель и нам есть к чему стремиться.

СЛАЙД 16

Пусть все планы сбываются!

Пусть все идеи реализуются!

Пусть все задуманное исполнится!

Спасибо за внимание!

5

6



В раздел образования