Автор: Саченко Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №10
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: статью
Тема: Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
Раздел: дошкольное образование
Основные ориентиры в осуществлении
преемственности между ДОУ и начальной школой
в рамках реализации ФГОС дошкольного и
начального общего образования
1
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления представлена на
данном слайде.
СЛАЙД 2
Начну со слов Л. С. Выготского «Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
СЛАЙД 3
В соответствии с новым законом «Об образовании» общее образование
реализуется по 4 уровням.
В гл.2 ст.10 п.4 закона говорится, что дошкольное образование впервые
становится 1-м уровнем общего образования.
Введение
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
дошкольного
образования
является
важным
этапом
преемственности
деятельности
детского
сада
и
школы.
Введение
утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов
образования
существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности
повышения качества образования в целостной системе.
СЛАЙД 4
Сегодня
понятие
преемственности
понимается
как
непрерывный
процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические
цели
для
каждого
возрастного
периода.
При
этом
дошкольная
образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей
ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его
дальнейшему личностному становлению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по
содержанию
обучения
и
воспитания,
т а к
и по
методам,
приемам,
организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
СЛАЙД 5
Одним
из
важнейших
нововведений
образовательных
стандартов
является создание в образовательной организации основной образовательной
программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в
содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов
является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры,
личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
–развитие творческих способностей, инициативы,
самосовершенствования;
2
– сохранение и укрепление здоровья детей.
СЛАЙД 6
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного
образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии
преемственности
между
образовательными
областями
на
уровне
дошкольного и начального общего образования.
Как видно на слайде, пять образовательных областей, обозначенных в
ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы
основной образовательной программы начального общего образования.
СЛАЙД 7
Требования
Стандарта
к
результатам
освоения
о сновной
образовательной
программы
представлены
в
виде
целевых
ориентиров
дошкольного
образования,
которые
представляют
собой
социальные
и
психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО говорит нам о том,
что основная задача детского сада заключается в формировании у детей
предпосылок
универсальных
учебных
действий,
которые
обеспечат
успешность обучения на последующих этапах образования.
В этом и есть
суть
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования.
В
настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо
предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать
её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная
цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.)
ФГОС ДО
нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а
формирование умений учиться.
СЛАЙД 8
Важно
отметить
и
имеющиеся
принципиальные
отличия
ФГОС
дошкольного образования и ФГОС начального общего образования.
Результаты
освоения
ООП
ДО
сформулированы
как
целевые
ориентиры
и
не
подлежат
непосредственной
оценке,
не
являются
основанием для сравнения с реальными результатами детей.
Результаты
освоения
ООП
НОО:
личностные
(не
подлежат
индивидуальной
персонифицированной
оценке),
метапредметные
(универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат
промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
СЛАЙД 9
Для осуществления преемственности
в рамках ФГОС руководителю
необходимо построить отлаженную систему взаимосвязи между школой и
детским
садом.
В
нашей
детском
саду
разработан
и
реализуются
план
преемственности детского сада и школы, в котором определены основные
задачи сотрудничества ДОУ и школы;
3
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс
между детским садом, семьей и школой;
•
выработка
общих
целей
и
воспитательных
задач,
путей
достижения
намеченных результатов;
•
создание
условий
для
благоприятного
взаимодействия
всех
участников
воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и
родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и
социальных
ресурсов,
способствующих
преодолению
проблем
при
поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей.
В организации работы по преемственности между детским садом и школой
ключевым
моментом
является
формирование
умения,
учиться,
который
включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и
после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка
в более раннем возрасте.
СЛАЙД 10
Организация работы по преемственности осуществляется по трем
линиям:
- тесный контакт воспитателей и учителей;
- непосредственное сближение дошкольников и первоклассников;
- работа с родителями.
Формы осуществления преемственности:
СЛАЙД 11
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
•
знакомство
и
взаимодействие
дошкольников
с
учителями
и
учениками
начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах,
проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
•
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики
начальной и средней школы);
•
совместные
праздники
(День
знаний,
посвящение
в
первоклассники,
выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников,
и первоклассников;
СЛАЙД 12
2. Взаимодействие педагогов:
4
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков
в школе;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования
играет сотрудничество с родителями:
СЛАЙД 13
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
•вечера вопросов и ответов;
• анкетирование, тестирование родителей
• семейные вечера, тематические досуги;
СЛАЙД 14
Данные ежегодно проводимого мониторинга
адаптации
во
всех
учреждениях показывают, что в среднем у 85% первоклассников - высокий
уровень адаптации
к
школе,
у
15%
-
средний
уровень
адаптации,
а
дезадаптированных детей - нет.
СЛАЙД 15
Какими же качествами должен обладать выпускник-дошкольник и
выпускник – начальной школы?
Современный
национальный
воспитательный
иде ал: это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укорененный
в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Перед нами поставлена цель и нам есть к чему стремиться.
СЛАЙД 16
Пусть все планы сбываются!
Пусть все идеи реализуются!
Пусть все задуманное исполнится!
Спасибо за внимание!
5
6