Автор: Иноземцева Елена Михайловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ № 18
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание дидактических игр с использованием бросового материала"
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры из бросового материала
на развитии ручной моторики.
Мы работаем с детьми с отклонением в развитии с умственной отсталостью ( легкой степени).Чтобы
получить желаемый результат мы изготавливаем игры из бросового материала.
В игровой деятельности у дошкольников формируется интерес к игрушкам, предметно- игровым
действиям с ними, усваиваются сенсорные эталоны. Происходит формирование важнейших
психических процессов и действий: развивается восприятие, мышление, речь, воображение.
Повышается интерес к окружающей действительности: к предметам ближайшего окружения,
объектам живой и не живой природы. Сенсорное воспитание служит основой познания мира.У
ребенка развиваются восприятие и зрительно- двигательная координация. Одновременно развивается
ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук ( маленькие предметы ребенок
хватает одной рукой , большие – двумя руками) , тип хватания- кулаком, щепотью ( тремя пальцами),
указательным и большими пальцами вместе. Дифференцируется движение пальцев ( ребенок учиться
хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять (один, два пальца).
У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает,
что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к не сформированости ручных умений. С
такими дошкольниками мы проводим длительную систематическую коррекционную работу по
развитию зрительной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе ( к письму),
выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку.
Дидактические игры способствуют развитию ручной моторики.
Дидактические игры.
«Разложи в стаканчики».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
Оборудование: четыре стаканчика из пластмассовых бутылок, на стаканчики наклеены полоски: на
1стаканчик- красная , на 2- стаканчик – синяя, на 3 стаканчик- желтая, на 4 стаканчик - зеленая;
крышки от бутылок таких – же цветов; « чудесный мешочек».
Ход игры: Взрослый говорит, что зайчик просил разложить крышки по стаканчикам.
Ребенок достает по одной крышки из «волшебного мешочка» называет цвет, если ребенок не говорит
то он показывает где стаканчик такого цвета и опускает крышку соответствующую с цветом на
стаканчике.
« Спрячь крышку в домик».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Оборудование: коробка с отверстиями и изображениями домиков: красного, синего, желтого,
зеленого цветов; крышки таких- же цветов и соответственно таких же размеров отверстий на
домиках, «чудесный мешочек».
Ход игры: Воспитатель показывает детям коробку на которой наклеены домики и говорит, что мы с
вами должны разложить крыши в домики по цвету. Дети достают из мешочка крышку, взрослый
называет какого цвета, просит ребенка повторить название цвета и опустить крышку в окошечко
домика такого же цвета.
«Шарики и кубики».
Цель: учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать свойство при выполнении
элементарных действий с шариками и кубиками.
Оборудование: пластиковая банка с закручивающей крышкой, украшенная шариками, на крышке
вырезано отверстие соответствующее размеру шариков, шарики. Коробка с двумя отверстиями по
размеру большого кубика и маленького кубика, кубики, чудесный мешочек.
Ход игры: дети раскладывают объемные геометрические фигуры ( кубики, шарики) в «домики» для
каждого предмета. (Достать кубик, провести по ребру, отметить, что он не катится, шарик круглый-
катает его).Из мешочка рассыпать шарики и кубики и дети должны собрать кубики, опустить в
квадратное отверстие по размеру на коробке, а шарики в банку.
«Разноцветные крышки».
Цель: обучать детей фиксировать внимание на предметы, формировать у них умение пользоваться
простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов во величине,
примеривать вкладыши к отверстиям, понимать слова такая, не такая, большая, маленькая.
Оборудование: пластмассовое прозрачное ведро, внутри перегородка ( для контроля), на крышке
прорези : длинна 5 см, ширина равна высоте крышки, вторая прорезь- 8 см, ширина равна высоте
крышки, крышки диаметром- 5 см,8 см; красивая яркая коробочка для крышек.
Ход игры: дети опускают в прорези ведра крышки разного размера большие и маленькие. Надо
опустить в длинную прорезь большие крышки, а в маленькую – в маленькие крышки. Важно чтобы
дети учились определять размеры крышек не только зрительно но и на ощупь. После окончания игры
снять крышку и проверить правильно разложены крышки.
2 вариант.
Оборудование: на крышке ведра вырезаны круги диаметром 5 см, 8 см.Крышки диаметром 5 см, 8
см.
Ход игры: опускать крышки соответственно размерам на ведре. « Найди окошко».
«Покорми бегемота».
Цель: развитие мелкой моторики рук, научить ребенка щепотью ( тремя пальцами) брать предмет
(фасоль).
Оборудование: пластиковая бутылка с изображением бегемота с прорезью для рта, баночки с
крышкой, фасоль, чудесный мешок.
Содержание игры: дети наполняют бутылку фасолью.
Методические рекомендации: в мешочке баночки с фасолью. Дети достают баночки с фасолью,
гремят, рассматривают.
Воспитатель читает стих.
«Динь- дон, динь- динь - дон!
Всюду слышен перезвон
Погремушечка играй
Наших деток забавляй.
(Предлагает детям покормить бегемота).
« Вот пришел бегемот.
Он открыл большой свой рот.
Чтоб его нам покормить
Нужно фасольку в рот положить
Бегемот разинул рот
Фасольки просит бегемот».
( Воспитатель высыпает фасоль в мешочек и показывает, как по одной брать фасоли (двумя пальцами
или щепотью) и опускать в бутылку в прорезь для рта.).