Автор: Каптигулова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №8
Населённый пункт: Иркутская обл. п.Мамакан
Наименование материала: Конспект открытого занятия для средней группы
Тема: "Поможем Шарику вернуться в страну Математику"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в средней группе «Поможем
Шарику вернуться в страну Математику»
Программное содержание:
§ воспитывать чувство сострадания к сказочному персонажу, желание помочь ему;
§ развивать мышление, внимание.
§ закрепить знания детей о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник;
§ развивать представление о шаре, учить выделять особые признаки фигур.
§ продолжать учить различать и называть деревья;
§ закрепить порядковый счет до 3, знание цифр 1, 2, 3.
Учить выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек.
Ход занятия:
Коммуникативная
игра
«Здравствуй
друг»
Дети стоят врассыпную свободно.
Воспитатель:
Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с
другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но
не
словами,
а
носиками.
(Ушками,
плечиками,
животиками,
коленками).
А
теперь
давайте
возьмёмся
за
руки
и
сделаем
маленький
круг.
Поднимем
руки
вверх
и
поздороваемся
с
солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло
друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой,
подуть на них).
1.Организационный момент. Повторение изучения о геометрических фигурах.
Воспитатель. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла коробочку. Вы
хотите посмотреть, что там находиться. Ой, посмотрите, что это?
Дети. Это геометрические фигуры.
Воспитатель. Как называется эта геометрическая фигура?
Дети. Это — квадрат.
Воспитатель. А как называется эта геометрическая фигура?
Дети. Это — круг.
Воспитатель. Эта геометрическая фигура называется … Как?
Дети. Это — треугольник.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Правильно назвали все геометрические фигуры.
2. Чтение стихотворения «Шар».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что еще есть в коробке. Что это?
Дети. Это — воздушный шарик.
Воспитатель. Воздушный шарик надуваю.
Его, как мячик я катаю,
Бросаю вверх, опять ловлю.
На форму я его смотрю.
Он круглый, как и плоский круг.
Но кругу он объемный друг.
Такой же формы апельсин,
Арбуз, и мяч, и мандарин.
Фигуру, что могу катать,
Я буду шаром называть.
Ребята, а тут еще есть записка. Давайте, прочитаем, что тут написано.
«Здравствуйте, ребята! Я потерялся. Я хочу вернуться в страну Математику. Для
этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Помогите мне!»
Поможем Шарику вернуться в его страну Математику?
Дети. Да, поможем!
3. дидактическая игра «Заплатка»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. А отправимся
мы туда на волшебном ковре- самолете.
(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)
Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-
самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.
( Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят
для ремонта ковра.)
Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?
Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
(Дети называют большие и маленькие формы фигур).
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь , друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
Задания выполним и отдохнём.
В страну математике мы попадём
4. Счет до 3. Порядковое числительное «третий».
Воспитатель. Чтобы нам попасть в страну Математику, нам надо пройти через лес.
В лесу растут березы, елки и дубы. (воспитатель помещает на доску 3 картинки с
изображением деревьев).
Дети, посчитайте, сколько тут деревьев?
Дети. Тут три дерева.
Воспитатель. Назовите первое дерево.
Дети. Первая — береза.
Воспитатель. Назовите второе дерево.
Дети. Вторая — ель.
Воспитатель. Какое дерево третье?
Дети. Третье дерево — дуб.
Воспитатель. Какое по счету дерево береза?
Дети. Береза — первая.
Воспитатель. Какое по счету дерево дуб?
Дети. Дуб — третий.
Воспитатель. Какая по счету ель?
Дети. Ель — вторая.
5. Физкультминутка.
Клен.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
5. Упражнение «Найди шар».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой Шарик грустный. Как вы думаете почему?
Дети. Он потерялся. Он хочет домой.
Воспитатель. Да, он потерялся, поэтому и загрустил. Но мне, кажется, что он
загрустил потому, что у него нет друзей. Поможем ему? Посмотрите на картинку и
найдите Шарику друзей — предметы шарообразной формы.
Дети. Новогодний шарик, футбольный мяч, снеговик.
Воспитатель. Шарику очень понравились его новые друзья.
6.
Выкладывание
квадрата
из
счётных
палочек
Воспитатель:шарик приносит детям счетные палочки и объясняет,
что эти палочки не совсем простые, их можно не только считать, но
и составлять из них геометрические фигуры.
Дети подходят к столу, где на каждого ребенка приготовлены по 4
палочки. Воспитатель спрашивает:
- Посмотрите, одинаковой ли длины счетные палочки?
- Какую геометрическую фигуру можно сложить из 4-х палочек
одинаковой длины? (Квадрат).
Дети складывают квадраты. Ребята, которые справились с
заданием помогают детям, которые затрудняются.
8. Ключи для двери в страну Математику.
Воспитатель. Шли, мы с вами, шли и вот уже пришли .Чтобы попасть в страну
Математику надо открыть сказочную дверь. А на двери весят три замка Но чтобы
их открыть, нам надо подобрать ключи. Ключи лежат в волшебном мешочке нужно
на ощупь найти ключ к каждому замку.— ну что справимся с этим заданием?
Дети выполняют задание.
Воспитатель.
Ребята, дверь открылась, наш шарик может попасть к своим родителям, к своим
друзьям. Давайте скажем ему: «До свидания!»
Итог
занятия:
Кому мы сегодня помогали?
Что вам больше всего понравилось?
Понравилась вам путешествие ? И вы мне понравились на занятии,
были внимательные, активные, молодцы!
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Чем мы дышим
Репина Надежда Михайловна,
ГБДОУ № 77
Московского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст: 4-5 лет.
Формы: занятие, беседа, игра, экспериментирование.
Цель:
Познакомить детей с органами дыхания: дать понятия о том, как воздух путешествует по
организму;
Закрепить представление о том, что воздух согревается в носу и в легкие поступает теплым
(реснички, находящиеся в носу выполняют защитную функцию).
Закрепить знания детей о том, что полезно и вредно для органов дыхания.
Продолжать работу по формированию культурно -гигиенических навыков.
Материал: Картинки с изображением органов дыхания,Воздушные шарики,Зеркала,2 тазика с
водой, 2 кораблика, Трубочки,Сигнальчики красного и черного цвета.
Ход занятия.
1 часть.Игра - «Передача хорошего настроения».
- Ребята, сегодня наш урок я начну с приятного момента. Я принесла шарики. они надутые яркие и
красивые. Но также у меня есть один шарик который еще не надут.Сейчас я его надую. Скажите
мне что я надуваю в шарик? И что мне помогает, надуть много воздуха в шарик. В шарик попадает
воздух. Об этом и о многом другом будит наше занятие
2 часть. Сегодня я с вами хочу поговорить про органы дыхания.
- Вы знаете, для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи).
- А чем мы дышим? (воздухом).
- Ребята, а вы хотите узнать, как воздух путешествует по нашему организму? (хотим).
- Кто мне подскажет, откуда воздух начинает путешествие по организму? (из носа).
(Выставляю картинку с изображением носа) - Воздух попадает в нос. Множество тончайших
кровеносных сосудов, имеющихся в носу согревают воздух. Чтобы он мог продолжить свое
путешествие.
- Если вы случайно ударитесь носом, то что происходит? (сосудики лопаются - появляется кровь).
- А что мы видим в полости носа? (волосики - реснички).
- Для чего они нужны носу?
- Ну, конечно же, реснички в носу и специальная слизь помогают очистить воздух от пыли и
микробов. Слизистая оболочка носа приклеивает к себе микробов и уничтожает их.
(Выставляю картинку с изображением гортани.)
- Дальше воздух движется по гортани, (дети повторяют новое слово). -Ему помогают
двигаться связки,(о них вы узнаете попозже, когда пойдете в школу).
- Затем воздух попадает в трахею,(выставляю картинку, дети повторяют новое слово).
- Затем в бронхи и наконец в легкие (правое и левое, выставляю картинки).
- В легких есть маленькие пузырьки, их называют альвеолы, они забирают из воздуха кислород -
это самое нужное для организма вещество и потом отдают его крови.
- Давайте поиграем в игру «А у нас вот здесь».
Я буду показывать дорожку, по которой бежит воздух на картинке, а вы - у себя (поощрять за
правильный ответ).
3 часть
- Ребята, хотите посмотреть на свое дыхание? (да) (раздаю зеркала).
- Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится
(выполняют задание).
- Ребята, когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (нет)
- А хотите увидеть? (да)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бульканье»
(правила игры: вдохнуть носом как можно больше воздуха, а выдохнуть его через рот в трубочку, и
тогда можно увидеть сколько воздуха мы выдыхаем. Проводится игра).
- Ребята, вы увидели сколько воздуха вы выдыхаете?
- Как вы увидели?
- Что вам помогло увидеть воздух?
- У кого было больше воздуха?
Подвожу итог: «Чем больше воздуха мы вдохнем, тем больше пузырьков появится в стакане»
- Предлагаю поиграть в новую игру - путешествие. Мы отправимся на озеро. Закройте глаза, я
произнесу волшебные слова. «1, 2, 3 к озеру - лети!» Дети открывают глаза, перед ними тазики с
водой.
Игра «Чей кораблик дальше?» (тренинг на силу дыхания)
Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю
воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза).
После игры ребята возвращаются в детский сад с помощью волшебных слов «1, 2, 3, в детский сад
- лети».
4 частьИгра «Что полезно - что вредно для органов дыхания»
Поднимают красные сигнальчики, если полезно, черный - если вредно.
Беседа о носовом платке: для чего нужен? (пользоваться при кашле, прочищать нос).
- каким должен быть носовой платок? (чистым).
- можно ли складывать носовой платок на полу?
- Почему?