Напоминание

Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Сарапина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУг. Иркутска детский сад №162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: сттья
Тема: Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая

игра

как

средство

развития

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Сарапина М. В , воспитатель,

МБДОУ детский сад №162

Г. Иркутск.

Игра – наиболее доступный для детей

вид деятельности, это способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в

раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не

в

какой

либо

другой

деятельности

быть

самостоятельным.

По

своему

усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать

разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные

с сюжетом игры, её правилами . Игра доставляет радость и удовольствие

ребёнку.

Однако

не

меньшее

значение

имеет

то,

что

игра

является

источником умственного , речевого развития. С её помощью можно развивать

те

качества

и

процессы,

которые

имеют

значение

для

формирования

представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых для учёбы в школе

и в дальнейшей жизни.

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей,

преодолению

различных

затруднений

в

умственной

и

нравственной

их

деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного

воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое

действие и правила игры, тем активнее действует ребёнок. А это даёт мне

возможность формировать взаимоотношения детей; умение действовать по

очереди,

в

соответствии

с

правилами

игры,

помогать

товарищам

в

затруднениях.

В

ходе

игры

есть

возможность

добиваться

проявления

инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Однако эти

качества личности не воспитываются в ребёнке сами по себе, их нужно

постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать

дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правила игры с ней, то

игра протекает сумбурно и теряет всякую воспитательную ценность. Если

ребёнок взял кубики с нарисованными на них частями животных и строит из

них домик, вместо того, чтобы складывать из частей целое животное, как

указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребёнок и использует

дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут

пользы в обучении и воспитании.

Для ребёнка с нарушенным слухом игра имеет , пожалуй, ещё большее

значение, так как она не только способствует его умственному, речевому .

эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии

от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха,

недоразвитием речи и словесного общения.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной

деятельности

детей,

игровым

действиям

и

правилам,

организации

и

взаимоотношениям

детей,

по

роли

во спитателя.

Перечисленные

признаки

присущи

всем

играм,

но

в

одних

отчётливее

выступают одни, в других – иные. В детском саду мы проводим игры и

упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников

с

нарушенным слухом. Познавательные способности – это те психологические

качества,

которые

определяют

быстроту

и

прочность

усвоения

новых

умений.

Возможности

их

использования

для

решения

разнообразных

практических

и

мыслительных

задач.

Эти

игры

направлены

на

развитие

восприятия, внимания и

памяти, мышления и воображения. С

помощью

этих

игр

мы

преодолеваем

неблагополучие

в

умственном

развитии

слабослышащего ребёнка, возникшее из-за

задержек в его воспитании и

обучении и включающее коррекционно – развивающих методов и приёмов.

Развитие умственных способностей ребёнка с нарушенным слухом тесно

взаимосвязано с формированием его речи. В своей деятельности я использую

такие

игры,

как

:

«Классификация»,

«Составь

пирамидку»,

«Мозаика»,

«Почтовый ящик», «Форма и цвет», «Лабиринты» и другие игры.

Большое внимание я уделяю играм на развитие слухового восприятия.

Эти

игры

помогают

сделать

непосредственно

-

образовательную

деятельность детей более интересной и привлекательной. В соответствии с

задачами и программой по развитию слухового восприятия у дошкольников с

нарушенным

слухом

я

использую

игры

упражнения,

направленные

на

развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе игровых заданий мы

знакомим детей со звучащими игрушками, проводим обучение различению на

слух

их

звучаний,

длительности,

интенсивности,

высоты,

количества,

различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных.

Широко используем такие игры, как :

«Мы танцуем», «Разбудим куклу»,

«Барабан или гармошка», Что звучало?», «Слушаем и показываем», «Это кто

кричит?», «Кто играл?» и другие игры. Наряду с этими играми мы проводим

игры по развитию речи, например: «Поле чудес», «Лото», «Шкаф с вещами»,

«Огород», «Соберём куклу на прогулку» и другие.

Все игры мы проводим в течении дня в разных видах деятельности: на

занятиях, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности, и

рекомендуем родителям широко использовать их в своей практике. Для этого

в

группе

систематически

даются

консультации

для

родителей

по

таким

темам:

«Поиграем

вместе»,

«Игры

и

игрушки»,

«

Развиваемся

играя»,

«Учите детей в играть в дидактические игры». Дидактическая игра делает

процесс

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

эмоциональным

и

действенным,

более

продуктивным.

Благодаря

дидактическим

играм

речь

детей

становится

более

выразительной,

обогащается

словарный

запас,

расширяются

представления

детей

об

окружающем,

у

них

повышается

познавательная

активность,

появляется

желание узнать что – то новое.

Литература:

1.Новотворцева

Н.

В.

Развитие

речи

детей

:

популярное

пособие

для

родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1995г

2.Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи

детей

в

дошкольном

образовательном

учреждении

:

методические

рекомендации. /Санкт –Петербургский гос. Университет пед. Мастерства ;

Э. Д. Фокина, М. В. Базулько , Л.П Астракова, Н. Г. Лозинина. – СПб., 1995г

3.Головщиц Л. А, Дмитриева Л. В. Дидактические игры для дошкольников с

нарушением слуха. Москва : Владос , 1990г

4. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. /Под

ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаево.- 1991г



В раздел образования