Автор: Сарапина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУг. Иркутска детский сад №162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: сттья
Тема: Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая
игра
как
средство
развития
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Сарапина М. В , воспитатель,
МБДОУ детский сад №162
Г. Иркутск.
Игра – наиболее доступный для детей
вид деятельности, это способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в
раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не
в
какой
–
либо
другой
деятельности
быть
самостоятельным.
По
своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные
с сюжетом игры, её правилами . Игра доставляет радость и удовольствие
ребёнку.
Однако
не
меньшее
значение
имеет
то,
что
игра
является
источником умственного , речевого развития. С её помощью можно развивать
те
качества
и
процессы,
которые
имеют
значение
для
формирования
представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых для учёбы в школе
и в дальнейшей жизни.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей,
преодолению
различных
затруднений
в
умственной
и
нравственной
их
деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного
воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое
действие и правила игры, тем активнее действует ребёнок. А это даёт мне
возможность формировать взаимоотношения детей; умение действовать по
очереди,
в
соответствии
с
правилами
игры,
помогать
товарищам
в
затруднениях.
В
ходе
игры
есть
возможность
добиваться
проявления
инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Однако эти
качества личности не воспитываются в ребёнке сами по себе, их нужно
постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать
дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правила игры с ней, то
игра протекает сумбурно и теряет всякую воспитательную ценность. Если
ребёнок взял кубики с нарисованными на них частями животных и строит из
них домик, вместо того, чтобы складывать из частей целое животное, как
указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребёнок и использует
дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут
пользы в обучении и воспитании.
Для ребёнка с нарушенным слухом игра имеет , пожалуй, ещё большее
значение, так как она не только способствует его умственному, речевому .
эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии
от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха,
недоразвитием речи и словесного общения.
Дидактические
игры
различаются
по
обучающему
содержанию,
познавательной
деятельности
детей,
игровым
действиям
и
правилам,
организации
и
взаимоотношениям
детей,
по
роли
во спитателя.
Перечисленные
признаки
присущи
всем
играм,
но
в
одних
отчётливее
выступают одни, в других – иные. В детском саду мы проводим игры и
упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников
с
нарушенным слухом. Познавательные способности – это те психологические
качества,
которые
определяют
быстроту
и
прочность
усвоения
новых
умений.
Возможности
их
использования
для
решения
разнообразных
практических
и
мыслительных
задач.
Эти
игры
направлены
на
развитие
восприятия, внимания и
памяти, мышления и воображения. С
помощью
этих
игр
мы
преодолеваем
неблагополучие
в
умственном
развитии
слабослышащего ребёнка, возникшее из-за
задержек в его воспитании и
обучении и включающее коррекционно – развивающих методов и приёмов.
Развитие умственных способностей ребёнка с нарушенным слухом тесно
взаимосвязано с формированием его речи. В своей деятельности я использую
такие
игры,
как
:
«Классификация»,
«Составь
пирамидку»,
«Мозаика»,
«Почтовый ящик», «Форма и цвет», «Лабиринты» и другие игры.
Большое внимание я уделяю играм на развитие слухового восприятия.
Эти
игры
помогают
сделать
непосредственно
-
образовательную
деятельность детей более интересной и привлекательной. В соответствии с
задачами и программой по развитию слухового восприятия у дошкольников с
нарушенным
слухом
я
использую
игры
–
упражнения,
направленные
на
развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе игровых заданий мы
знакомим детей со звучащими игрушками, проводим обучение различению на
слух
их
звучаний,
длительности,
интенсивности,
высоты,
количества,
различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных.
Широко используем такие игры, как :
«Мы танцуем», «Разбудим куклу»,
«Барабан или гармошка», Что звучало?», «Слушаем и показываем», «Это кто
кричит?», «Кто играл?» и другие игры. Наряду с этими играми мы проводим
игры по развитию речи, например: «Поле чудес», «Лото», «Шкаф с вещами»,
«Огород», «Соберём куклу на прогулку» и другие.
Все игры мы проводим в течении дня в разных видах деятельности: на
занятиях, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности, и
рекомендуем родителям широко использовать их в своей практике. Для этого
в
группе
систематически
даются
консультации
для
родителей
по
таким
темам:
«Поиграем
вместе»,
«Игры
и
игрушки»,
«
Развиваемся
играя»,
«Учите детей в играть в дидактические игры». Дидактическая игра делает
процесс
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
эмоциональным
и
действенным,
более
продуктивным.
Благодаря
дидактическим
играм
речь
детей
становится
более
выразительной,
обогащается
словарный
запас,
расширяются
представления
детей
об
окружающем,
у
них
повышается
познавательная
активность,
появляется
желание узнать что – то новое.
Литература:
1.Новотворцева
Н.
В.
Развитие
речи
детей
:
популярное
пособие
для
родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1995г
2.Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи
детей
в
дошкольном
образовательном
учреждении
:
методические
рекомендации. /Санкт –Петербургский гос. Университет пед. Мастерства ;
Э. Д. Фокина, М. В. Базулько , Л.П Астракова, Н. Г. Лозинина. – СПб., 1995г
3.Головщиц Л. А, Дмитриева Л. В. Дидактические игры для дошкольников с
нарушением слуха. Москва : Владос , 1990г
4. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. /Под
ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаево.- 1991г