Автор: Казакова Гюльнара Кямаловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д\с"Золотая рыбка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Увлекательное путешествие в мир игры"
Раздел: дошкольное образование
«Увлекательное путешествие в мир игры»
(сюжетно-ролевые игры в средней группе)
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, об окружающем мире» В.А.Сухомлинский
Каждый ребенок готов поиграть в игру. Появление сюжетно- ролевых в среднем группе детского
сада связана с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего,
накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, общение со взрослыми,
развитие самостоятельности детей.
Сюжетно-ролевые игры-игры позновательные,направлены на расширение, углубление,
представлений детей об окружающем, воспитание познавательных развитие познавательных
способностей. Увлекательные сюжетно-ролевые игры создают у дошкольников интерес к
решению умственных задач: преодоление трудностей приносят им удовлетворение.
Для меня ориентиром развития сюжетно-ролевой игры являются труды выдающего психолога
Д.Б.Эльконина, который выделил игре четыре уровня развития. На протяжении дошкольного
детства наблюдается динамика развития. Выполнение условий игры, главным образом
соблюдение правил, решение игровых задач-требуют от ребенка сосредоточенного внимания,
обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию, что приближают игру
к дошкольному обучению. Все это делает сюжетно-ролевую игру важным средством для развития.
Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра это высшая форма развития детской игры, в
дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психологическом развитии ребенка, они
развивают призвольноевнимание, память. Правила, обязательные при проведении игры,
воспитывают у детей внимание контролировать свое поведение, ограничивать свою
импульсивность,спосбствует тем самым формированию характера.
Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и
действия других, отстаивать свое мнение, умение настоять на своем, а также совместно строить и
реализовывать свои планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны
различных видов деятельности, что, в сою очередь, помогает развивать мыслительную
способность.
Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой -то образ, ребенок воспроизводит свои
впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая что игровая ситуация воображаемая,
дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым
обогащают свой внутренний мир.
Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение
новых тем, связанных со знаниями, полученными вовремя чтения художественной литературы,
рассказов взрослых.
Моя задача в работе с детьми 5-года жизни привести к более сложному ролевому поведению в
игре: формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями
партнеров, умение менять игровую роль.
Эти умения-залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками,
они обеспечивают ролевое поведение ребенка.
Игра развертывается таким образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести
его роль с разными другими ролями, а возможность также смены роли в процессе игры, для
развертывания интересного сюжета.
Использую многоперсонажные сюжеты в определенной ролевой структурой. Привлекаю в сюжет
больше персонажей, чем участников .
Играя с ребенком, стараюсь использовать минимальное количество игрушек, чтобы не отвлекало
внимание от ролевого взаимодействия. Вовлекаю детей в игру только по их желанию, предлагаю
ту или иную роль, предоставляю свободу «выхода» из нее.
Играя с детьми, стимулирую гибкое ролевое поведение и смену роли. В самостоятельной
деятельности дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются уже к играющим
сверстникам, берут подходящие по смыслу роли.
В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон игровых ролей, дети
широко и творчески используют способ выполнение действий с сюжетными игрушками,
предметами-заместителями.
В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками но и моделирует
ролевой диалог с портнеро-игрушкой,с воображаемым партнером, устанавливает разнообразные
ролевые связи в игре. Все это подготавливает к совместному творческому построению новых
игровых сюжетов.
В 3-5лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их
через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со
сверстником.
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе ребенок
обучается, развивает сое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в
развитии ребенка.
Сюжетно-ролевые игры обучают ребенка согласовывать свои действия с другими участниками
игры, применять различные личностные качества, а так же находить выходы из различных
ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовый
к решению жизненных ситуаций.
Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому
построению новых игровых сюжетов в дошкольном возрасте.